В помощь педагогу.
Пятница, 29.03.2024, 11:34
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [3]
Казахский язык и литература [20]
История и обществоведение [8]
Английский и немецкий языки [4]
Физика [2]
Химия [1]
Уроки музыки [0]
Классному руководителю [0]
Начальная школа [11]
НВП, ОБЖ [1]
Новые технологии [1]
География [4]
Гуманитарий [0]
Школьная библиотека [0]
Школьный лагерь [0]
Школьный психолог [0]
Физкультура [3]
Внеклассные мероприятия [8]
Поделимся опытом в работе [0]
Про компютеры и не только. [0]
Разное [4]
О трудностях нашей работы [0]
Опыт и советы [1]
Директору и завучам [0]
Дошколёнок [3]
Самопознание [2]
Стихи и проза [0]
Мастер класс [0]
Математика и геометрия [7]
Театр и сцена [0]
Творческие работы [1]
Биология [0]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 226
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 226
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог файлов
    Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

    Тема урока физики: "Динамика. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона" 9 класс
    [ Скачать с сервера (114.5 Kb) ] 12.11.2014, 15:59
    Класс: 9.

    Тема: Динамика. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.
    Цели урока: сформировать понятие об ИСО; изучить первый закон Ньютона; показать важность такого раздела физики как «Динамика»; воспитывать чувство уважения к различным профессиям.
    Оборудование: карточки с заданием для игры «Физическое домино», ПК, карта урока, железный шарик, магнит.
    Тип урока: комбинированный
    Оборудование: оценочные листы, стикеры, ватманы, фломастеры, интерактивная доска, раздаточный материал для деления по группам, магниты, скрепки.
    Методы и приемы:
    -объяснение;
    -организация наблюдения;
    -демонстрация;
    -презентация;
    -эксперимент;
    -беседа

    Ход урока:
    I. Организационный момент. СЛАЙД 1
    - Готовность к уроку, психологический настрой, наличие принадлежностей.
    Оцените свою деятельность в процессе урока


    Доволен работой


    Мог бы лучше

    Не доволен работой


    Этапы урока самооценка
    Участие в разборе новой темы
    Работа в группах
    Работа в парах


    Этапы урока Оцека группы
    Участие в разборе новой темы
    Работа в группах
    Работа в парах

    Этапы урока Самооценка одноклассника
    Участие в разборе новой темы
    Работа в группах
    Работа в парах



    Оценочный лист для учителя
    № Ф.И.О. уч-ся Участие в разборе темы Работа в группах Работа в парах итог








    II. Сообщение целей и задач урока.
    - «В природе нет ничего древнее движения. Кто не знаком с законами движения, тот не может познать природы» Г. Галилей.
    Мы будем продолжать дальше знакомится с законами движения, чтобы стремиться познать природу.
    - По океану движется корабль, сила тяги винта которого уравновешена сопротивлением воды, вследствие чего корабль движется равномерно – с постоянной по величине скоростью. Можно ли сказать, что это движение по инерции? (Варианты ответов учащихся).
    - Ваши мнения разделились, к этой задаче мы вернемся в конце урока.
    III. Актуализация знаний.
    - Вспомнить термины и понятия, необходимые для успешного освоения нового материала, вам поможет игра «Физическое домино». СЛАЙД 2
    Механика - воображаемая линия, по которой движется тело.

    Динамика - вектор, соединяющей начальное положение тела с его последующим положением.
    Кинематика - тело, размерами которого можно пренебречь в условиях данной задачи.
    Материальная точка - наука о движении тел.

    Тело отсчета - раздел механики, изучающий причины движения тела.
    Система отсчета - раздел механики, изучающий движение тела, не указывая причины.
    Траектория - физическое тело, относительно которого рассматривается движение.
    Перемещение - совокупность тела отсчета, системы координат и часов.
    - Проверим результаты. СЛАЙД 3
    1. Подготовительный этап (подведение учащихся к целям урока).
    Формулировка проблемы:
    Мы с вами в этом году приступили к изучению раздела «Механика». И как вы уже знаете, Механика объясняет закономерности механического движения и причины, вызывающие это движение. Классическую механику называют «Механикой Ньютона». Она включает в себя кинематику, динамику и статику. Мы изучили лишь первый раздел – кинематику. Что такое кинематика?
    Кинематика изучает движение тел, не рассматривая причин, вызывающих эти движения. Мы изучали законы кинематики, которые помогают нам рассчитать, где находится изучаемое тело, с какой скоростью и по какой траектории оно движется.
    Но прежде чем перейти к изучению нового раздела, нам необходимо вспомнить кинематические величины.
    1 задание: (диалогическое обучение, работа в группах, активизация познавательной деятельности, сотрудничество, мотивация, саморегуляция)
    • РАЗБИВАЕМ КЛАСС НА ГРУППЫ (СНАЧАЛА ПО ИНТЕРЕСАМ, ЗАТЕМ ОБРАЗОВЫВАЯ ТРОЙКИ ПО МЕТОДУ ТРЕУГОЛЬНИКА)
    ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО СОСТАВИТЬ КЛАСТЕР «КИНЕМАТИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ»
    ДАЛЕЕ, ПО ХЛОПКУ, ДВОЕ ИЗ КОМАНДЫ ВСТАЮТ И УХОДЯТ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ К ДРУГОЙ ГРУППЕ, ОБСУЖДАЯ В ДИАЛОГЕ С ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ КЛАСТЕРА И ДОПОЛНЯЯ НАДПИСЬЮ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЦВЕТА. ДАЛЕЕ КАЖДЫЙ ОЦЕНИВАЕТ ПО ОДНОМУ КЛАСТЕРУ используя макет


    Работой

    Мог бы лучше

    Не доволен работой
    .


    – Как известно, кинематика отвечает на вопросы «Что? Где? Когда? и Как?» (какое тело,
    где и когда находится, как движется), но не отвечает на вопрос «Почему?» (почему оно движется именно так, а не по-другому). Постараемся ответить на вопрос, почему это происходит? В этом нам поможет раздел физики, называемый динамикой.

    IV. Изучение нового материала.
    - Изучать новый материал нам поможет «Карта урока». Изучим ее структуру.

    Карта урока
    № п/п Рассматриваемое понятие Определение, формула Область применения


    1. ИНЕРЦИЯ.
    - В главном разделе механики – динамике – рассматривается взаимное действие тел друг на друга, которое является причиной изменения движения тел, т.е. их скоростей.
    - Если кинематика отвечает на вопрос: как движется тело, то динамика выясняет, почему именно так.
    - В основе динамики лежат три закона Ньютона.
    - Если неподвижно лежащее на земле тело начинает двигаться, то всегда можно обнаружить предмет, который толкает это тело, тянет или действует на него на расстоянии (например, если к железному шарику поднесем магнит).
    ДЕМОНСТРАЦИЯ!!!!!
    - Возьмем кусок мела в руки и разожмем пальцы: мел упадет на пол.
    - Какое тело подействовало на мел? (Земля).
    - Эти примеры говорят о том, что изменение скорости тела всегда вызывается воздействием на данное тело каких-либо других тел. Если на тело не действуют другие тела, то скорость тела никогда не меняется, т.е. тело будет покоиться или двигаться с постоянной скоростью.
    - Этот факт совсем не является само собой разумеющимся. Понадобился гений Галилея и Ньютона, чтобы его осознать.
    - Начиная с великого древнегреческого философа Аристотеля, на протяжении почти двадцати веков, все были убеждены: для поддержания постоянной скорости тела необходимо, чтобы что-то (или кто-то) действовало на него. Аристотель считал покой относительно Земли естественным состоянием тела, не требующим особой причины.
    - В действительности же свободное тело, т.е. тело, которое не взаимодействует с другими телами, может сохранять свою скорость постоянной сколь угодно долго или находиться в покое. Только действие со стороны других тел способно изменить его скорость. Если бы не было трения, то автомобиль при выключенном двигателе сохранял бы свою скорость постоянной.
    Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией. СЛАЙД 4

    № п/п Рассматриваемое понятие Определение, формула Примеры
    1. ИНЕРЦИЯ - явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.

    - Приведите примеры, где наблюдается явление инерции. (Насаживание молотка или топора на рукоятку; изготовление массивных пушек, чтобы при отдаче они как можно меньше двигались).
    - На каком явлении основано встряхивание медицинского термометра?

    2. ПЕРВЫЙ ЗАКОН НЬЮТОНА.
    - Первый закон механики, или закон инерции, как его часто называют, был установлен еще Галилеем. Первым сформулировал его Рене Декарт, современник Галилея. Декарт так же, как и Галилей не знал о законе Всемирного тяготения и описал этот закон интуитивно. В 1644 г. в своей работе «Начала философии» , он так выразил закон инерции: 1) всякая вещь продолжает по возможности пребывать в одном и том же состоянии и изменяет его не иначе, как от встречи с другой; 2) каждая материальная частица в отдельности стремится продолжать дальнейшее движение не по кривой, а исключительно по прямой.
    - Но строгую формулировку этого закона дал и включил его в число основных законов физики Ньютон. Закон инерции относится к самому простому случаю движения – движению тела, на которое не оказывают другие тела. Такие тела называют свободными телами.
    - Прочитайте формулировку закона на странице 41 в учебнике.

    Как было сказано выше, классическую механику называют «Механикой Ньютона». Давайте посмотрим презентацию ребят об И.Ньютоне
    (заранее дается задание учащемуся подготовить презентацию о Ньютоне)

    - Обратимся к «Карте урока». СЛАЙД 5
    № п/п Рассматриваемое понятие Определение, формула Примеры
    2. Первый закон Ньютона - существуют такие системы отсчета, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела.
    Экспериментально подтвердить его невозможно, он – аксиоматичен.

    - Сегодня, добираясь к вам на урок ехала на автобусе, наблюдала ситуацию: автобус резко затормозил. Мальчик, лет пяти, сидевший рядом не удержался, сказал примерно следующее: - Вот это меня тряхануло, даже автобус остановился!
    - В чем он ошибается?

    3. ИСО.
    - Системы отсчета в которых выполняется первый закон ньютона называют ИСО. Систему отсчета, связанную с Землей можно приближенно считать ИСО, но гораздо точнее брать за ИСО, связанную с Солнцем. Строго говоря, Солнце и Земля не являются ИСО. На самом деле, система, связанная с Землей, неинерциальна. На тела в ней действуют силы, которых в природе не существует – силы инерции. Поэтому на экваторе вес тела меньше, чем на полюсе; реки подмывают в северном полушарии правые берега, а в южном – левые; снаряд, выпущенный из пушки со строго вертикальным стволом, падая не попадает обратно в ствол, как это должно было бы случиться в ИСО, а отклонится в сторону и т.д.
    - Но эффекты, вызванные этой неинерциальностью, незначительны. В ряде случаев ими пренебрегают (но далеко не всегда).
    - Кроме того, нельзя поставить ни одного опыта, который бы в чистом виде показал, как движется тело, если на него не действуют другие тела. Но имеется один выход: надо поставить тело в условия, при котором влияние внешних воздействий можно делать все меньше и меньше, и наблюдать, к чему это ведет. СЛАЙД 6
    № п/п Рассматриваемое понятие Определение, формула Примеры
    3. ИСО - системы отсчета, в которых выполняется Первый закон Ньютона

    V. Закрепление.
    1. Качественные задачи.
    ЗАДАЧА

    ПЕТЯ ЕХАЛ К БАБУШКЕ НА ЭЛЕКТРИЧКЕ, И ВСЮ ДОРОГУ НАД НИМ ИЗДЕВАЛИСЬ КАКИЕ-ТО ДВА НЕВЕДОМЫХ ЯВЛЕНИЯ. ОДНО ПРИ КАЖДОЙ ОСТАНОВКЕ ТОЛКАЛО ПЕТЮ ВПЕРЕД, А ДРУГОЕ, КОГДА ВАГОН ТРОГАЛСЯ,- ДЕРГАЛО НАЗАД. ЧТО ЭТО ЗА ХУЛИГАНСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И МОЖЕТ ЛИ ТРАНСПОРТНАЯ МИЛИЦИЯ С НИМИ СПРАВИТЬСЯ?

    Ответ: Милиция в данном случае бессильна. Петя - материальное тело и обладает таким свойством, как инертность. И явление инерции движения тоже не подвластно милиции.

    Группы приводят по три примера. Отвечает тот, кто не разу не выступал (можно предусмотреть по цветам или номерам).

    • Яблоко, лежащее на столике равномерно движущегося поезда, скатывается при резком торможении поезда. Укажите системы отсчета, в которых первый закон Ньютона: а) выполняется; б) нарушается. (В СО, связанной с Землей – выполняется, в СО, связанной с вагоном – нет).
    • Может ли шайба, брошенная хоккеистом, двигаться равномерно по льду?
    • Если схватить Петю и резко встряхнуть – из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и сорок четыре рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления? (Инерция).
    • Каким опытом внутри закрытой каюты корабля можно установить, движется ли корабль равномерно и прямолинейно или стоит неподвижно? (Никаким).

    Группы приводят по три примера. Отвечает тот, кто не разу не выступал (можно предусмотреть по цветам или номерам).
    2. Игра «Мозаика».
    - Сейчас вы посмотрите фрагмент из мультипликационного фильма. Ваша задача: отметьте в «Карте урока» те случаи, где будут показаны системы отсчета, в которых выполняется первый закон Ньютона и в которых не выполняется.
    Выполняется Не выполняется
    Мультфильм

    3. Тест.
    - Проверить успешность усвоения нового материала вам поможет тест.
    № п/п Вопрос Варианты ответа
    1 Система отсчета жестко связано с лифтом. В каких из приведенных ниже случаях систему отсчета можно считать инерциальной? а) лифт свободно падает;
    б) лифт движется равномерно вверх;
    в) лифт движется ускоренно вверх;
    г) лифт движется замедленно вниз.
    2 Строго говоря, связанная с Землей система отсчета не является инерциальной. Чем это обусловлено? а) тяготением Земли;
    б) вращением Земли вокруг своей оси;
    в) движением Земли вокруг Солнца.
    3 Кто первым сформулировал закон инерции? а) Г. Галилей;
    б) Р.Декарт;
    в) И.Ньютон
    4 Динамика – это раздел механики, который отвечает на вопрос… а) почему?
    б) зачем?
    в) как?
    г) куда?
    5 Поезд движется относительно Земли прямолинейно равномерно, а относительно автомобиля – равноускоренно. Является ли инерциальной системой отсчета «автомобиль»? а) да;
    б) нет

    - Проверьте (самопроверка). Если вы ни разу не ошиблись – ставьте пять, четыре верных ответа – четыре, и т.д. У кого все ответы правильные?
    Ключ: СЛАЙД 7
    1 2 3 4 5
    б а б а б

    VI. Домашнее задание: §10, вопросы, упражнение 10, задание в «Карте урока».
    • Действие всех сил на тело скомпенсировано. Какова траектория движения этого тела?
    VII. Подведение итогов урока.
    - Обратимся к задаче, на которую вы не дали однозначного ответа в начале урока. (Движение корабля нельзя назвать движением по инерции, потому что корабль движется не по прямой, а по кривой, близкой к окружности – поверхности океана. На него действует центростремительная сила – сила тяжести, поэтому он не сохраняет своего состояния по отношению к ИСО. Если бы это было движение по прямой, тогда это движение было бы эквивалентно покою или движению по инерции.

    Рефлесия: на стикерах ребята пишут свое положительное и отрицательное отношение к уроку. («+» и «-»)
    Категория: Физика | Добавил: Людмила
    Просмотров: 1492 | Загрузок: 60 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024