В помощь педагогу.
Пятница, 19.04.2024, 13:52
Форма входа

Категории раздела
Предметы и уроки [492]
Мои статьи [20]
Опыт и советы [60]
Разное [28]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Статья "Необходимость преобразования системы образования Казахстана""
    Необходимость преобразования системы образования Казахстана
    Лоренц Вера Давыдовна
    КГУ «Майкаинская средняя общеобразовательная школа №2»
    Казахстан
    Аннотация:
    Менің мақаламда Сингапура және Ұлыбританияның білім беру жүйесін мысалға ала отырып, дүниежүзілік білім беру жүйесінің реформаланған үрдісітері талданып, дәлелденіп, көрсетіліп отыр және Қазақстандағы білім беру жүйесі үрдістерінің бейімделу мүмкіндіктері дәлеледеніп отыр.
    В статье проанализированы и обоснованы процессы реформирования в мировой системе образования на примере образовательных систем Сингапура и Великобритании, и аргументированы возможности адаптации данных процессов в Казахстане.
    In the article the processes of reformation are analyzed and substantiated in the world system of education on the example of the educational systems of Singapore and Great Britain, and possibilities of adaptation of these processes are argued in Kazakhstan.
    Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретает изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом. Как известно, в системах образования в ведущих странах мира в настоящее время происходят процессы демократизации. Существенным ее признаком – наряду с доступностью, вариативностью и дифференциацией, децентрализацией управления – является открытость, преемственность всех ее ступеней. В наши дни мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этого требуют всевозрастающий объем знаний, умений и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования является актуальной, неизбежной задачей. Образование стало одной из важнейших жизненных ценностей, что обусловлено не только стремлением людей обрести знания как гарант извлечения материальных благ, но и их осознанием необходимости широкой культуры. Стремление людей к получению качественного современного образования стало общей тенденцией развитых стран, что позволяет говорить о формировании единого образовательного пространства и выявлять достоинства и недостатки образовательных систем на примере отдельно взятых развитыхстран.В частности материалом для такого анализа может служить образовательнаясистемаСингапура.
    В качестве обоснования такого выбора можно привести следующие факты. Образование в этой стране имеет прочные и даже традиционные национальные основания, но в то же время оно ориентируется на международный рынок труда и на подготовку специалистов мирового уровня. Согласно результатам исследований IMD (International Institute for Management Development), проведенных в 2007 г., образовательная система Сингапура является приспособленной наилучшим образом к требованиям глобальной экономики. По данным исследования PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), уровень функциональной грамотности населения Сингапура один из самых высоких в мире. Сингапурские школьники показывают лучшие в мире результаты в сравнительных международных тестах знаний математики и естественных наук (TIMSS), начиная с 1995 года. Консалтинговая компания McKinsey в 2008 году назвала сингапурскую систему образования самой эффективной в мире; особенно была отмечена организация подготовки учительских кадров.
    Сформулируем основные причины, которые, на наш взгляд, позволили Сингапуру добиться высокого уровня институциональной эффективности в сфере образования.
    Во-первых, получившее в 1965 году независимость молодое государство не имело сложившейся системы образования, которая была препятствием на пути создания и развития современного образования.
    Во-вторых, для создания системы образования государство привлекло лучших мировых экспертов в этой области.
    В-третьих, нам представляются благоприятным фактором небольшие размеры страны, что обеспечило возможность проведения единой образовательной политики на всей территории, существенно снизило издержки проведения и управления реформами и повысило их эффективность.
    В-четвертых, успешному проведению образовательных реформ способствовало отсутствие серьезных социально-политических и экономических конфликтов. Сложилась устойчивая, но при этом динамичная система, которая эффективно функционирует с минимальными издержками.
    В-пятых, введение английского языка в качестве языка межнационального общения и основного языка преподавания в школах наряду с сохранением и изучением в школах языков разных этнических групп сделало возможным академические обмены и «перекрестное опыление» лучшим идеями как с западным, так и с восточным миром.
    Правительству Сингапура удалось создать имидж образовательной системы как одной из наиболее инновационных и престижных сфер, в которой интересно работать и комфортно учиться. Развитие образования стало своеобразным национальным проектом, в который были вовлечены все граждане, а правительство оказывало ему максимальную поддержку, тем самым повышая его ценность в глазах населения.
    Конкуренция выступает принципом и руководящим механизмом деятельности в системе образования Сингапура. Она сыграла в целом положительную роль, позволив выработать четкие и объективные индикаторы результативности работы директора школы, преподавателя, ученика, чиновника от образования. Четкими стали показатели, которых необходимо достичь, чтобы, например, получить повышение или премию в конце года. Таким образом, вместе с целью «быть успешным», которая ставится массовой культурой перед каждым гражданином Сингапура, разработаны понятные критерии успешности, которые предлагают прозрачные и ясные способы достижения этой цели.
    Серьезное отношение сингапурцев к нравственным ценностям и отсутствие цинизма являются основой институциональных трансформаций [Кузьминов, Радаев, Яковлев, Ясин, 2005] в системе образования. Сингапурская гражданственность изначально основана на конфуцианских идеях патернализма, подчинения и прилежания (дисциплины). В отношении современных граждан страны к этим ценностям не проявляется цинизма, средства массовой информации распространяют истории достижения успеха при усердной и дисциплинированной учебе и работе, которые становятся примером для подражания.
    Не меньший интерес для педагогической науки и практики представляет британская система образования. Это объясняется, прежде всего, тем, что система подготовки и переподготовки учителей в Великобритании является одной из старейших в Европе. В течение многих лет в Великобритании организуются исследования в области непрерывного педагогического образования. Ценность представляют также новые подходы в этой сфере, формированию и развитию которых способствует участие Великобритании в различных международных проектах. Актуальность исследования британской системы общего профессионального образования для нашей педагогики объясняется еще она и тем, что она функционировала в условиях, сходных с условиями современного Казахстана. В связи с этим, изучение британского опыта позволит получить адекватное представление не только о проблемах казахстанского образования, но и о возможных путях их разрешения.
    Одной из важнейших задач нашего общества, о которой Президент постоянно говорит в своих ежегодных Посланиях народу Казахстана, является повышение конкурентоспособности страны. Таким образом, даже сама образовательная реформа в Великобритании, проведение которой было обусловлено обеспокоенностью правящих кругов снижением конкурентоспособности страны из-за недостаточно высокого образовательного потенциала населения (как одной из основных причин этого снижения) начиналась в сходных условиях и была нацелена на решение сходных задач:
    1) направить учебный процесс на максимальное развитие способностей каждого ребенка;
    2) разработать национальный учебный план, который обеспечит достаточно высокий для современных условий интеллектуальный потенциал страны.
    • каждый ученик на каждом уроке имеет право на качественное преподавание и соответствующие условия обучения; с этой целью был разработан комплекс мероприятий по постоянному повышению профессиональной квалификацииучителей;
    • каждый гражданин должен учиться всю жизнь; такое стремление необходимо поощрять, оказывать ему через развитие системы непрерывного образования;
    • управления образованием и подготовкой кадров должно быть единственным; в сфере управления образованием усиливаются централизаторские тенденции: государство стремится контролировать содержание и качество образования, утверждая общенациональные учебные программы и контрольные тесты оценки знаний;
    • необходимо увеличить общественные и частные инвестиции в образование и подготовку кадров;
    Авторы реформы подчеркивают "Образование - это не только передача знаний, но и наделение силой"- силой моральной, духовной.
    Образование должно передавать от поколения к поколению такие человеческие ценности, как справедливость, уважение ко всем людям, чувство долга к обществу, общества, забота о ближнем, о культурном наследии нации и человечества.
    С приходом к власти в мае 1997 года лейбористского правительства Тони Блэра, премьер-министр уже в одной из первых речей провозгласил: "Тремя главными национальными приоритетами являются: образование, образование, образование". Важными задачами в этой сфере названы не только улучшение качества общего обязательного образования, но и профессионального, и реформа финансирования университетской системы. Актуальность последних задач обусловлена изменениями в характере социальной политики европейских государств за последние годы. Английский вариант реформ назван переходом от "welfare" до "workfare", т.е. от заботы государства о благосостоянии гражданина к заботе о том, чтобы гражданин имел работу и сам обеспечил себе благосостояние. В таких условиях растет значение профессионального и дальнейшего образования.
    Интеграционные явления, происходящие в современном мире, коснулись всех сторон жизнедеятельности общества. Государство, которое имеет намерение идти в ногу с международными процессами, уделяет пристальное внимание всем проявлениям глобализации, ставшим уже неизбежностью. В быстро меняющемся мире, возможно, не столько важно быть впереди по показателям социально-экономического развития, а сколько быть гармонизированным в общемировые тенденции.
    Подписание Казахстаном Лиссабонской Конвенции делает нашу страну участницей целого ряда международных соглашений, проектов и программ. Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года как основополагающий методологический документ процесса модернизации всей системы образования отражает современные тенденции ее развития. Образование должно создавать условия и гарантии качества, что достигается путем сертификации систем менеджмента качества, преподавателей вузов и аккредитации образовательных программ. Аккредитация организаций образования является процедурой признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным требованиям и стандартам с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов их усовершенствования.
    Внедрение международной модели аккредитации позволит:
    1.перейти от старой системы оценки качества образования к системе, признанной и широко практикуемой в США и развитых европейских странах; 2.заимствовать передовую международную методологию и технологию, обеспечив академическую мобильность студентов и преподавателей вузов; 3.предоставить объективную информацию обществу о соответствии качества подготовки специалистов в отечественных вузах современным требованиям. Таким образом, для Республики Казахстан развитие науки и образования становится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности экономической системы, способом занять достойное место на региональном и мировом уровнях, укрепить государственность и развивать национальные интересы. Глобализация мировой экономики стала объективной реальностью. Особенно ярко это проявляется в европейских странах. В структуре экономики Европейского Союза наблюдается увеличение наукоемких отраслей, которые оказывают влияние на потребность рынка труда, требующего притока высококвалифицированных специалистов. Создание единого общеевропейского рынка труда обуславливает принятие адекватных изменений в образовательной сфере. Поэтому национальная система образования не может развиваться без интеграции в мировое образовательное пространство.
    Президент РК Нурсултан Назарбаев в своем выступлении «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран мира» определил одним из наиболее главных направлений дальнейшую модернизацию социальной сферы, развитие системы современного образования и подготовку высококвалифицированных кадров.
    В условиях стремительно меняющегося мира ключевыми вопросами в сфере образования в частности для учителей являются: первый «Что подлежит изучению учащимися в 21-м веке?» и второй, – «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку?»
    В настоящее время в сфере образования общепризнана равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке.
    Моделью навыков 21-го века, представляющей собой максимально широкий их диапазон, является Проект «Определение и отбор ключевых компетенций» (далее - Проект), разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР). Названный проект рассматривает систему ключевых компетенций (в частности, способность учащихся к выбору решений и действий) в более широком контексте, предполагающем наличие базовой грамотности в сочетании с глубоким концептуальным пониманием. Учителя должны располагать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в развитии у учащихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасознания - навыков обучения тому, как учиться (Schleicher, 2012)
    Но чтобы учить детей по-новому, педагогу вначале самому придется многому научиться. Некоторым учителям сложно перестроиться самостоятельно, им нужен какой-то толчок, и именно трехуровневые обучающие Программы, которые разработаны педагогами Интеллектуальных школ совместно с факультетом образования Кембриджского университета, они же могут таким стать фактором.

    Литература: 1. Мак Дауэлл Д. Великобритании крупным планом.
    М.,2003,300с
    2.Руководство для учителя. Первый (продвинутый уровень).
    Второе издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные
    школы», 2012,101с
    3.Т.Б.Алишев, А.Х. Гильмутдинов. Опыт Сингапура: созда-
    ние образовательной системы мирового уровня, Ministry of
    Education, Singapore. 2008. 232

    Источник: http://multiurok.ru/veralorenz/
    Категория: Мои статьи | Добавил: vlvl61 (26.02.2015) | Автор: Лоренц Вера Давыдовна E
    Просмотров: 1098 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024