Тема: Я УЧЕНИК Цель: формирование начальных представлений о понятиях «знание», «учение». Задачи: - формировать представление об учебной деятельности и ее особенностях; познакомить с новым социальным статусом - «ученик»; - развивать познавательный интерес, уверенность в себе и своих способностях; - воспитывать стремление к достижению позитивных результатов в учебной деятельности. Ресурсы: шаблон здания школы, мешочек из ткани, карточки- подарки с рисунками и надписями, фонограмма песни Константина Ибряева «Учиться надо весело!». Круг радости Учитель приглашает детей в общий круг и читает стихотворение Ольги Высотской «Школьники и школьницы!»: Школьники и школьницы! Шумом наполняется Утро разгорается. Улица-красавица, К нам лучи осенние Школьники и школьницы В комнату глядят. Из дому спешат. Далее учитель предлагает передать друг другу хорошее настрое¬ние при помощи улыбки, ласкового прикосновения, пожатия руки, доброго слова. По цепочке дети друг другу улыбаются, нежно гладят по голове, пожимают руку и говорят добрые слова, обращаясь по имени. Например: «Наташа, ты красивая», «Сержан, я рад тебя видеть», «Тимур, я желаю тебе получить пятерку» и т.д. Задание Перед тем, как назвать тему урока, учитель задает детям загадку: Стоит веселый светлый дом, Ребят проворных много в нем, Там пишут и читают, Рисуют и считают! Опираясь на рисунок, дети называют отгадку - школа, и учитель объявляет тему урока. Чтение Учитель читает рассказ Леонида Каминского «Как Маша пошла в школу»: Когда первоклассники уселись за парты, учительница спросила: - Кто знает, зачем нужно ходить в школу? Витя поднял руку и сказал: - Чтобы научиться читать. Наташа встала и сказала: - Чтобы научиться писать. Юра сказал: - Чтобы научиться считать. - Молодцы, все ответили правильно, - похвалила учительница. Тут Маша встала, взяла портфель и пошла к двери. - Ты куда? - удивилась учительница. - А мне не нужно ходить в школу. Я уже умею читать, писать и считать. - Это хорошо, - сказала учительница. - Но мне кажется, ты еще не все знаешь. Например, где живут пингвины? Почему листья зеленые? Почему светятся звезды? - А разве всему этому учат в школе? — спросила Маша. - Конечно. И многому другому. Ну как, остаешься? - Остаюсь, - сказала Маша и села за парту. Анализ произведения проводится по вопросам: • Почему Маша хотела уйти из школы? • Почему все-таки решила остаться? • А зачем вы пришли в школу? • Для чего человеку нужны знания? В ходе обсуждения учитель подводит детей к мысли о том, что теперь они стали учениками. А ученики ходят в школу, чтобы узнавать много нового и интересного. Два последних вопроса предполагают ответы, основанные на личном жизненном опыте ребенка. Далее можно предложить детям поразмышлять, какие именно знания они будут получать в школе. Например, математические (научатся считать) или музыкальные (выучат много песен). Учебная информация Учитель прочитывает учебную информацию в рубрике «Узнаем новое»: В школу дети приходят за знаниями. В ней раскрывается одна из главных функций школы как места, где дети познают действительность и знакомятся с нравственно- духовными законами жизни. А результатом этого познания вы¬ступают школьные знания, которые проверяются практикой, удостоверяются логикой и отражаются в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий и законов. И формируются эти знания путем целенаправленного педагогического процесса, самообразования и жизненного опыта. Игра Учитель предлагает детям игру «Волшебный мешочек». В небольшой мешочек из яркой разноцветной ткани с двумя завязками складываются карточки со словами-названиями школьных предметов: математика, грамота, чтение, труд, письмо, познание мира, русский язык, казахский язык, английский язык, пение, рисование, физкультура, хореография, информатика, самопознание. Дети по очереди вынимают из мешочка карточки со словами и рассказывают, для чего нужен тот или иной предмет. Карточки готовятся по количеству детей в группе. Например, «математика - это предмет, на котором мы изучаем цифры, решаем примеры, задачи и уравнения». Данная игра помогает понять, что знают ученики о школе и на¬сколько хорошо они уже сумели адаптироваться в ней. С этой же целью предлагается выполнить и упражнение в тетради. Упражнение Пройдите по лабиринту. Если встретите школьный предмет, отметьте его. Подумайте, зачем он нужен. Цитата урока Учение - источник знания, Знания - свет жизни. (Казахская пословица) Казахская пословица в рубрике «Мудрые слова» помогает учащимся осознать значимость в жизни человека учения и знаний, которые рассматриваются как источник света, озаряющий жизнь успехом, счастьем и благополучием. Задание Учитель предлагает учащимся выполнить следующее задание в учебнике: вспомните свой первый день в школе и расскажите о нем. В своих рассказах дети говорят о том, с какими чувствами они пришли в школу, как их встретила школа, какое сложилось о ней впечатление. Затем первоклассники выполняют в тетради рисунки к своим рассказам (задание 2). Упражнение Вспомните свой первый день в школе. Расскажите о том, что вам больше всего запомнилось в школе. Рисунки вывешиваются в классе. Их можно рассматривать как диагностический материал, характеризующий адаптационный период первоклассника. Разминка Учитель предлагает немного отдохнуть в игре «Веселый танец». Для этого он читает стихотворение, сопровождая его движениями, а дети повторяют эти движения, показывая походку гуся, полет мотыльков и прыжки зайки. Знаю я веселый танец, Научить и вас берусь, Друг за другом быстро встанем, Вспомним, как шагает гусь... (Дети шагают, важно поднимая ноги) На поляне над цветами Закружились мотыльки, Вот и мы кружиться станем, И проворны, и легки. (Дети кружатся, поворачиваясь в разные стороны ) Скачут зайцы по лужайке Через мостик и в лесок. Мы попробуем, как зайки, Прямо, вбок, наискосок. (Дети скачут, отталкиваясь двумя ногами ) Резюме Учитель еще раз обращает внимание детей на то, что они стали учениками, а все ученики ходят в школу, чтобы получать знания. От сердца к сердцу Учитель приглашает детей в общий круг и предлагает преподнести школе подарок. Заранее готовятся карточки с изображением подарков и шаблон здания. Дети выбирают подарок, который они бы хотели вручить школе, объясняют свой выбор и помещают карточку на шаблоне. После того, как последний ученик прикрепит свой подарок на шаблоне здания, все вместе под фонограмму исполняют песню Константина Ибряева «Учиться надо весело!»: В дорогу, девчонки! Чудесные встречи В дорогу, мальчишки! И добрые книжки По лесенке знаний Ступеньками будут на ней. Шагайте смелей! И песенка, и песенка В пути нам пригодится. Учиться надо весело! Учиться будем весело, Чтоб хорошо учиться!
Содержание урока глубокое, а форма подачи материала интересная. Учитель в доступной и занимательной форме подводит учащихся к усвоению таких понятий как "школа", "ученик" и др. Предлагаемые учителем задания, несомненно, вызовут положительную мотивацию к учению. Этот урок, на мой взгляд, один из действенных способов адаптации первоклассников.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]