Тема: Картина мира Ценность: Праведное поведение Качества: внимательность, бережливость, ответственность Цель: углубить представления учащихся о ценности окружающего мира Задачи: расширение представлений о понятии “окружающий мир”; развитие ценностного отношения к миру; воспитание внимательного и бережного отношения к окружающему миру. Ресурсы: Мелодия «Исцеляющие звуки моря»
Ход урока: 1. Орг.момент. Позитивный настрой. Мысленное путешествие в подводное царство. Мелодия «Исцеляющие звуки моря» (Попросите учеников сесть в круг, руки положить на колени или на стол. Ноги не скрещивать.). Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря. Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя удобно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда… это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (Учитель может помолчать несколько секунд). А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите ещё раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс и вернитесь на свое место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины. 2. Выход на тему. Решение ребуса. Картон**+***льдина море***+и+рама** . - Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о «картине мира». Обратите внимание на цитату урока. 3. Цитата урока: «Если наше поколение не сделает невозможного, нас ожидает немыслимое». Петер Келли Вопросы: 1. Как вы понимаете смысл данного высказывания? 2. Согласны ли вы с цитатой? Приведите примеры невозможного и немыслимого. 3. Можем ли мы сказать, что деятельность человека влияет на картину мира? 4. А каким образом мир отвечает человеку за его деятельность? 5. Чем может грозить человеку небрежное отношение к окружающему миру? 4. Подарок учителя. Притча о зеркалах. Ученик спросил мудреца: Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо? Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, - сказал учитель. "Давным-давно жил великий шах... Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: "Кто ты?" - и услышишь в ответ с разных сторон: "Кто ты? Кто ты? Кто ты?". Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посредине - целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы; и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями". Теперь ты видишь, - закончил мудрец, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир - это большое зеркало. Вопросы для обсуждения: 1. Что произошло в зеркальной зале? 2. Можем ли мы сказать, что собака погибла, сражаясь со своим отражением? 3. Каким же образом мир относится к человеку? 4. А что необходимо предпринять человеку, что мир относился к нему благосклонно? 5. Творческая деятельность. Деление на группы (по временам года). Каждая группа получит информацию об одной из проблем окружающей среды и подготовит предложения для ее решения. 1 группа – проблема «Спасение Арала» Ара́льское море — бывшее бессточное солёное озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. С1960-х годов уровень моря (и объём воды в нём) стал быстро снижаться вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья с целью орошения, в 1989 году море распалось на два изолированных водоёма — Северное (Малое) и Южное (Большое) Аральское море. До начала обмеления Аральское море было четвёртым по величине озером в мире. Рыбный промысел сохранился только в Малом Арале, а в Большом Арале из-за его высокой засолённости вся рыба погибла. Усыхание моря несколько повлияло на климат региона, который стал более континентальным: лето стало более сухим и жарким, зима — более холодной и продолжительной. С осушенной части бывшего морского дна ветрами в больших количествах на близлежащие регионы выносится пыль, содержащая морские соли, пестициды и другие химикаты. В Сводной программе и структуре разработки Схемы комплексного использования и охраны водных и земельных ресурсов бассейна Аральского моря, выделено три основных направления решения проблемы водообеспечения потребителей бассейна Аральского моря, одним из которых является переброска части стока сибирских рек в бассейн Аральского моря. 2 группа – проблема «Загрязнение воздуха». В Казахстане развита добывающая и перерабатывающая промышленность и в последние пять лет темпы роста этих отраслей наращиваются. Строятся и вводятся в эксплуатацию крупные промышленные объекты, что приводит к повышению загрязнения воздуха, к ухудшению экологи Казахстана вцелом. За много лет в республике скопилось более двадцати миллиардов тонн отходов, около трети из которых токсичны. Основная часть этих отходов – результат деятельности горнодобывающей и горно-перерабатывающей промышленности, предприятия чёрной металлургии, нефтехимии, производство стройматериалов. Несмотря на то, что крупные компании и правительство разрабатывают программы по борьбе с загрязнением воздуха, экология в Казахстане оставляет желать лучшего. В городах Казахстана основной вклад в загрязнение воздуха вносит автомобильный транспорт. Низкое качество используемого топлива и отсутствие фильтров по очистке выхлопных газов, плохое состояние подвижного состава автохозяйств, увеличение количества автомобилей в городах, приводит к тому, что в атмосферу выбрасывается огромное количество окиси углерода, свинца и др. 3 группа – проблема «Спасение Каспия». Каспийское море - уникальный водоём, его углеводородные ресурсы и биологические богатства не имеют аналогов в мире. Каспий — старейший в мире нефтедобывающий бассейн. Чрезвычайную остроту в последние годы приобрела проблема сохранения экологического здоровья уникального природного объекта, каким является Каспийское море. Главным загрязнителем моря, безусловно, является нефть. Нефтяные загрязнения подавляют развитие фитобентоса и фитопланктона Каспия, представленных сине-зелеными и диатомовыми водорослями, снижают выработку кислорода. Увеличение загрязнения отрицательно сказывается и на тепло-, газо-, влагообмене между водной поверхностью и атмосферой. Из-за распространения на значительных площадях нефтяной пленки скорость испарения снижается в несколько раз. Загрязнение Каспийского моря ведёт к гибели огромного числа редких рыб и других живых организмов. Наиболее наглядно влияние нефтяного загрязнения видно на водоплавающих птицах. Неуклонно сокращаются запасы осетровых. В целях реализации Приоритета «Сохранение биологического разнообразия Казахстанского Прикаспия» наиболее актуальными мероприятия по: консервации затопленных нефтяных скважин и токсичных промышленных отходов, ликвидация нефтяных загрязнений, утилизация попутных газов, предотвращение аварийных ситуаций и загрязнения окружающей среды. 4 группа – проблема «Лесные пожары». Количество лесных пожаров в Казахстане увеличилось на 41%, а площадь возгорания возросла в шесть раз. Лесные пожары являются мощным природным и антропогенным фактором, существенно изменяющим функционирование и состояние лесов. Лесные пожары наносят урон экологии, экономике, а часто и человеческие жизни оказываются под угрозой. При низовом пожаре сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п. Верховой лесной пожар охватывает листья, хвою, ветви, и всю крону, может охватить (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост. Поскольку пожары, особенно длительные, значительно изменяют состав воздушной среды, существует опасение об их вреде для здоровья людей, а именно: возможен вред для органов дыхания и для системы кровообращения. Решение лесопожарной проблемы связано с решением целого ряда организационных и технических проблем и в первую очередь с проведением противопожарных и профилактических работ, проводимых в плановом порядке и направленных на предупреждение возникновения, распространения и развития лесных пожаров. Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров предусматривают осуществления ряда лесоводческих мероприятий (санитарные рубки, очистка мест рубок леса и др.). Необходимо помнить, что лес становится негоримым, если очистить его от сухостоя и валежника, устранить подлесок, проложить 2-3 минерализованных полосы с расстоянием между ними 50-60 м, а надпочвенный покров между ними периодически выжигать. Презентация работ, обсуждение. 6. Групповое пение. Текст песни «Мир, который нужен мне»: Я рисую на окне Мир, почти такой, как наш. Я рисую на окне Акварели и гуашь. Краски яркие возьму И закрашу серый цвет. Нарисую ту страну, Где для слёз причины нет, Где улыбки каждый день, Где почти всегда весна, Где у всех, у всех людей Очень добрые глаза. Кто-то ищет целый век: "Где же счастье?" - Вот оно! Здравствуй, добрый человек – Посмотри в моё окно! Припев: Ты посмотри: На моём окне Я рисую этот мир, Где ни зла, ни горя нет. Ты посмотри: Будет этот мир, Где добро всегда царит, Мир, который нужен мне! Выводы: Если наше поколение сделает невозможное, то это поможет нам избежать немыслимого. 7. Домашнее задание. Написать эссе «Человек и картина мира». 8. Заключительная минута тишины. А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили. А теперь можете открыть глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен.