В помощь педагогу.
Пятница, 29.03.2024, 17:26
Форма входа

Категории раздела
Внеклассные мероприятия [31]
Опыт [15]
Творческие работы [3]
Новые технологии [8]
Мастер класс [2]
Посиделки у самовара [0]
Школьный лагерь [1]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 226
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 226
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Опыт и советы » Опыт

    Статья
    Знание основ рыночной экономики – это веление времени

    Переход нашего государства к рыночной экономической системе придал невидимую ранее значимость экономической теории, изучение которой стало условием формирования экономического мировоззрения.
    В экономически развитых странах человек с детства привык к рыночной среде, которая воспитывает его в духе предприимчивости. В Казахстане же, который имеет небольшой опыт формирования рыночной экономики, реальная жизнь, опережая наши знания, ставит множество проблем, которые приходится решать впервые.
    Для общества очень важен вопрос равных шансов на успех в рыночной экономике для каждого, кто стремится самостоятельно обеспечить себе источник дохода.
    Очевидно, что знание основ рыночной экономики необходимо учащимся нашей профессиональной школы, потому что они уже являются субъектами рынка как потребители, а со временем пополнят ряды производителей материальных, а возможно и духовных, благ. Кроме того, умея работать руками, учащиеся профколледжа должны быть готовы и к предпринимательской деятельности, уметь принимать самостоятельные решения и быть ответственными.
    На получение таких знаний и ориентирована моя программа обучения основам рыночной экономики.
    Содержание данной программы позволяет сформировать у учащихся комплексное представление о закономерностях и механизмах функционирования современной экономической системы. А также о возможностях и недостатках, как рыночных механизмов, так и методов государственного регулирования; важнейших проблемах, которые приходится решать отдельной фирме и обществу в целом. В программе сделан упор на знание производства и его эффективности, знание практического предпринимательства.
    С учётом особенностей и сложности содержания учебного материала использую различные способы обучения: беседы, дискуссии, решение ситуационных задач, анализ производственных ситуаций, ролевые и деловые игры, мозговой штурм, работа в микрогруппах, презентация материала.
    При проведении занятий по экономике одной из главных для меня задач является оказание помощи ученикам в освоении экономических явлений в обществе. Для этого я использую игровые моменты, поговорки и пословицы, юмористические рассказы, занимательные упражнения по экономической лингвистике, разгадывание кроссвордов, словокатов, игру «верно - неверно», решение экономических задач.
    Так, при изучении темы «Для чего нужно изучать экономику. Что такое «экономика», я обращаюсь к одному из оригинальных памятников литературы – книге «Домострой», и предлагаю поразмышлять учащихся над старыми, но актуальными народными пословицами, такими как: «Бережливость лучше прибытка». «Бережливость не скупость». «Лучше скуповато, чем мотовато». «Кто не бережёт копейки, тот сам не стоит рубля». И т.д.
    Очень нравится учащимся путём перегруппировки и объединения букв предлагаемых слов, составлять экономические определения. Например:
    1. Вид + денди = доход акционера на каждую акцию, формирующуюся за счёт части прибыли предприятия, выпустившего акции. (Дивиденд)
    2. Жесть + способ + пан + тело = возможность юридического или физического лица своевременно выполнять свои финансовые обязательства. (Платежеспособность). И т.д.
    При проведении игры «Верно – неверно», учащимся нужно уметь мобильно мыслить, быстро отвечать. Как правило, эта игра привносит в урок моменты азарта, особой активности.
    Например, при изучении темы «Инфляция, покупательная способность денег и реальные доходы», я предлагаю двум учащимся по очереди быстро давать ответ верно или неверно предлагаемое утверждение:
    1. Инфляция уменьшает ценность номинальных доходов и снижает уровень жизни (верно).
    2. Инфляция приводит к снижению реальных доходов у всех слоёв населения (неверно) и т.д.
    Особое предпочтение в моей работе я отдаю наглядным структурно – логическим схемам и графикам.
    Известно, что более 80% всей информации человек получает через зрение. Поэтому в процессе обучения зрительное восприятие имеет важное значение.
    Причинно – следственные связи, взаимозависимости и противоречивый характер экономических процессов убедительнее всего доказать с помощью данного метода. Структурно – логические схемы и графики облекают абстрактные истины в определённые, конкретные представления. Это повышает действенность обучения и разнообразит формы учебного процесса.
    Вторым фактором, который играет определяющую роль в использовании опорных схем при преподавании экономической теории, является их способность систематизации предметной информации.
    Экономика – точная наука и не терпит размытых определений и неконкретных понятий, а использование наглядных схематических построений позволяет разложить эти знания «по полочкам», что само по себе является уже 50% гарантией их усвоения.
    Ко всему прочему, важно учитывать тот фактор, что в грамотно составленную схему можно уместить огромное количество понятий, а причинно – следственные связи обозначить графически, тем самым обеспечив наиболее компактное расположение необходимых знаний и на бумажном носителе и, образно говоря, в памяти ученика.
    В качестве примера я хочу предложить схему, в которой отражена очень ёмкая тема:

    Субъекты малого предпринимательства (СМП)

    Физические лица без образования юридического лица Юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со
    среднегодовой численностью работников не более 50 человек

    Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица Полное товарищество (ПТ)
    Совместное предпринимательство (супруги, у которых общая собственность) Командитное товарищество (КТ)
    Семейное предпринимательство (фермеры, КХ с общей собственностью) Товарищество с ограниченной отвественностью (ТОО)
    Товарищество с дополнительной ответственности (ТДО)
    Производственный кооператив (ПК)

    Контроль знаний учащихся неотъемлемая часть учебного процесса по экономике.
    Проведение контроля позволяет мне определить усвоение учащимися материала на разных этапах обучения, выявить типичные ошибки, своевременно обнаружить пробелы в знаниях.
    Целям оперативного контроля лучше всего отвечают тесты. От прочих разнообразных форм проверки знаний учащихся, - таких, как задачи, эссе, рефераты, устная экзаменационная проверка и другие, - тесты отличаются рядом очевидных преимуществ, среди которых наиболее существенными представляются следующие.
    • Тесты являются исключительно объективным способом контроля результатов обучения, поскольку они исключают влияние отношений, сложившихся между преподавателем и конкретным учеником, на оценку знаний этого ученика.
    • Тесты обладают очень высокими обучающими возможностями. Они не обязательно должны использоваться только на финальном этапе обучения. Тест, проведённый до объяснения материала, позволяет сфокусировать внимание учащихся на ключевых моментах будущего курса. Что касается промежуточного тестирования, то оно позволяет отследить и скорректировать как движение по программе, так и набор применяемых учебных средств. Разбирая результаты промежуточных тестов на уроке, я имею хорошую возможность повторить и закрепить узловые моменты курса.
    • Тесты позволяют как проверить знания по всей программе, так и осуществить узко выборочную проверку, сконцентрированную на наиболее важных или традиционно наиболее трудных понятиях или темах.
    • Тесты является весьма оперативным способом проверки знаний, поскольку, как правило, достаточно всего несколько минут, чтобы проверить работы всех учеников группы. Такая оперативность особенно привлекательна для промежуточного тестирования, так как именно по его результатам довольно легко корректировать работу по программе.
    • Важно отметить, что помимо формы контроля для учеников тестирование является ещё и занятием, вызывающим интерес, поскольку на уровне психологического восприятия оно содержит в себе некий элемент игры, т.е. найти среди предложенных вариантов ответов правильный – выиграть. К тому же, ученик, сомневающийся или забывший правильный ответ, может освежить и закрепить свои знания, найдя его в тесте.
    В качестве примера предлагаю два вида тестов по одной теме «Деньги. Законы денежного обращения».
    1-ый вариант:
    1. Деньги – это:
    а) финансовый актив, используемый для совершения сделок;
    б) законное платежное средство для покупки товаров и услуг;
    в) запас ценности, единица счета, средство и средство платежа;
    г) средство платежа.
    2. Что из перечисленного не является функцией денег:
    а) единица счета;
    б) запас ценности;
    в) защита от инфляции;
    г) средство обращения.
    3. Когда человек покупает себе холодильник за 35 тыс. тенге, деньги выполняют функцию:
    а) средства обращения;
    б) единицы счета;
    в) запаса ценности;
    г) средства платежа.
    4. Если человек откладывает ежемесячно по 5 000 тенге, чтобы купить себе компьютер, то деньги выполняют функцию:
    а) средства обращения;
    б) единицы счета;
    в) запаса ценности;
    г) средства платежа.
    5. Прямой обмен товара на товар без использования денег в экономике носит название:
    а) бартера;
    б) безналичного расчета;
    в) свободной торговли;
    г) несостоятельного рынка.
    6. Денежный документ, содержащий письменное поручение о выплате определенной суммы денег со счета, называется:
    а) полис;
    б) сертификат;
    в) вексель;
    г) чек.
    Предлагаются подобные варианты ответов на другие вопросы темы:
    7. Скорость обращения денег равняется ….
    8. Отличие наличных денег от других активов в том, что ….
    9. Замедление темпа инфляции непосредственно выгодно ….
    10. От внезапного роста темпов инфляции выгадают, скорее всего ….
    11. Дефляция – это ….

    А вот другой тест по этой же теме:
    Подберите к каждому пункту левой колонки соответствующий ему пункт правой колонки.
    Понятие Примеры и определения
    1. Эмиссия А. Степень легкости обращения имущества в деньги
    2. Безналичный расчет Б. Всё, что принимается в уплату за товары и услуги
    3. Бартер В. Выпуск денег в обращение
    4. Скорость обращения денег Г. Купюры
    5. Стоимость жизни Д. Чеки
    6. Ликвидность Е. Сколько можно выменять за один товар единиц другого товар
    7. Дефляция Ж. Число сделок в году, в которых участвовала в среднем каждая денежная единица
    8. Деньги З. Индекс роста цен равен 110%
    9. Инфляция И. Стоимость товара и услуг для поддержания нормального образа жизни
    10. Относительная ценность товаров К. Рост цен составляет в месяц 50% и более
    11. Банкноты и казначейские билеты Л. Это когда идёшь в магазин с корзиной денег, а покупки приносишь в кармане
    12. Десятипроцентаня инфляция М. Снижение общего уровня цен в экономике
    13. Гиперинфляция Н. Прямой обмен товара на товар без использования денег
    Я хочу, что бы мои ученики поняли, что знания экономики нужны им в первую очередь не для того, чтобы стать грамотным бизнесменом, а для того, чтобы стать просто грамотным человеком, понимать сущность экономических явлений, разбираться в понятиях, с которыми приходится встречаться каждодневно. Это веление времени.
    Категория: Опыт | Добавил: poplavochik (26.02.2014) | Автор: Поплавская Наталья Гавриловна E
    Просмотров: 540 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Otegenova  
    интересная статья, спасибо за статью

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024