Развитие функциональной грамотности младших школьников через чтение и письмо
Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования с многоплановой человеческой деятельностью. Эта особенность функциональной грамотности четко просматривается в ее определении как умении решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в быстро меняющемся обществе В начальной школе функциональная грамотность учащихся формируется через чтение и письмо. Ниже предлагаются примеры жизненно важных проблем и способы их решения, то есть материалы для развития функциональной грамотности младших школьников. Пользование объектами торговли (магазин, рынок, интернет-магазин): ярлыки, ценники, инструкции по применению (пользованию), рекламы, штрих-коды. Экскурсии, путешествия: рекламы, сайты туристических фирм, расписание движения транспорта, билеты, путеводитель, карта города, планы населённых пунктов. Изучение прогноза погоды: сайты со сводками погоды, материалы печатных изданий. Усвоение достояний культуры: материалы сайтов, видеоролики, телерепортажи, афиши, программы культурных мероприятий, средства печати. Усвоение достояний литературы: материалы сайтов, электронные книги, сообщества любителей книги в Интернете. Пользование библиотекой: аннотации, читательский формуляр, каталог, правила библиотеки, библиотечные сайты. Пользование электронной почтой: электронный адрес, почтовый ящик, электронные письма. Общение в социальных сетях: правила сетевого этикета, пользовательские соглашения. Получение новой информации: познавательные передачи на телеканалах «Білім», www.ziyatker.kz. Использование бытовых приборов: инструкция по использованию бытового прибора, реклама, детские наборы и игрушки, ролевые игры. Проведение эксперимента (лабораторной работы, экскурсии): инструкция по проведению эксперимента (лабораторной работы, экскурсии); оформление результатов эксперимента (лабораторной работы, экскурсии). Пользование развивающими игрушками: инструкция по использованию игрушки, схема сборки игрушки или устройства, реклама. Электронная игра: правила электронной игры, реклама. Участие в дорожном движении: ПДД, публикации в СМИ. Соблюдение личной гигиены: инструкции, информационные брошюры, плакаты, видеоролики. Соблюдение здорового образа жизни: буклеты, листовки, видеоролики, реклама спортклубов, афиши и рекламы спортивных мероприятий, сообщества любителей спорта в Интернете. Соблюдение правил личной безопасности в школе: правила внутреннего распорядка школы, права и обязанности школьника, правила техники безопасности, правила пожарной безопасности, план эвакуации. Таким образом, в течение четырёх лет обучения в начальных классах возможно целенаправленно формировать у учащихся начальные навыки компетенций, связанных с функциональной грамотностью: способность видеть проблемы и искать пути их решения; способность учиться всю жизнь.
Использованные источники: материалы сайта «Курс «Развитие навыков функционального чтения».