Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения. Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями требует от специалистов внимания и скрупулезной работы по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста (Ф. Фрёбель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев). Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Результатом многолетней работы с детьми с речевыми нарушениями явилась разработанная система логопедических игровых упражнений, предложенных рядом авторов: М.Ф. Фомичёвой, В.И. Селивёрстовым, Е.А. Пожиленко, Ю.К. Школьник, Т.А. Ткаченко, так и дополняющими их собственными вариантами и модификациями. Введение в работу логопедического пункта обучающих игровых упражнений, с помощью которых нами решались сразу несколько коррекционных задач (автоматизация и дифференциация звуков, развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов, преодоление аграмматизмов, развитие связной речи, развитие психических процессов), особенно актуально. Игровые упражнения мы систематизировали по этапам автоматизации звука. Этап закрепления звука в изолированном звучании: - игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «Шипелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»). - «Звуковые дорожки» - ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук. Образом звука являются предметы, которые издают этот звук. Этап автоматизации звука в слогах: Произнесение слогов с каким-либо движением: - «Слоговые дорожки» - ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям или наживая пальчиком на рисунке; - с движением пальцев рук («Замок», «Пальчики здороваются», «Пальчики прощаются», «В кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак – ладонь – ребро»); - с рисованием ломаных линий и спиралей; - с раскладыванием палочек; - с рисованием пальцем узоров в крупе; - с движением рук, ног («Повтори, как я», «Строим дом», «Раз - шажок, два – шажок», «Управляем самолётом», «Мы шофёры», «Музыканты», «Ладошки», «Боксёры», «Жонглёры»). Произнесение слогов от лица какого-либо героя или предмета, в названии которых содержится автоматизируемый звук. Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой ( «Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян»). Произнесение слогов с отстукиванием ритма («Молоточки», «Телеграфисты»). Произнесение слогов со сменой ритмического рисунка («Осенний букет», «Сбор фруктов», «Посчитай зверят»). Этап автоматизации звука в словах: - «Кнопочки» - ребёнок проговаривает слова, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, звездочку и т.д.); - «Лабиринт» - ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по лабиринту; - «Сто ходов» - проговаривая названия картинок, дети соревнуются друг с другом – кто быстрее дойдёт до финиша; - «Бродилка» - ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь по дорожке от одного предмета к другому; - «Стрелочки» - ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по стрелочкам определённого цвета; - «Гармошка» - ребёнок называет картинки, изображенные на сложенной гармошке; - «Домино» - дети соревнуются друг с другом у кого останется меньше всего карточек, находя на них парные картинки; - «Бусы» - на верёвочку нанизываются бусинки-картинки с определенным звуком; - «Что здесь спрятано?» - ребёнок называет картинки, которые наложены друг на друга; - «Подбери одежду» - подбор картинок, на которых изображена одежда, с определенным звуком; - «Звуковая дорожка» - ребёнок двигается по дорожке с картинками, останавливаясь на изображении с определенным звуком; - «Пирамидка» - проговаривание речевого материала, нанизывая колечки на стержень пирамидки; - «Счёты» - произнести слово столько раз, сколько косточек отложено на счётах; - «Колокольчик»- проговаривание речевого материала с автоматизируемым звуком. Логопед оценивает правильно произношение звоном колокольчика; - «Стекляшки» - выкладывание стекляшек с одновременным проговариванием речевого материала; - «Песочные часы» - ребёнок проговаривает речевой материал, пока течёт песок в часах; - «Волшебный клубочек» - ребёнок наматывает нитку на катушку, проговаривая речевой материал; «Дорожка», «Узоры» - дети выкладывают палочки с одновременным произнесением слов; - «Найди и назови» - найти на картинке названия предметов с определенным звуком; - «Кубик» - произнести слово столько раз или придумать слова с определенным звуком, какое число выпало на кубике. Этап автоматизации звука в предложении: - «Подружи слова» - составить предложение с заданными словами (картинками); - «Путаница» - составить предложение из перепутанных слов; - «Исправь взрослого» - ребёнок исправляет неправильное произношение звука в предложении; - «Так бывает или нет?» - исправить смысловую оболочку предложения; - «Добавлялочки» - наращивание предметного ряда; - «Спроси – ответь» - задать вопрос к любому слову предложения; - «Волшебный клубок» - составление распространенного предложения; - «Дополни предложение» - дополнить предложение недостающим словом; - «Четвёртый лишний» - составление сложноподчиненных предложений; - «Верю – не верю» - составление сложноподчиненных предложений; Этап автоматизации звука в связной речи: Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с использованием мнемодорожек. Заучивание стихов с помощью движений. Пересказ с помощью мнемодорожек. Пересказ от лица героя рассказа. «Сочини сказку» (по игре «Сто ходов»). Результаты обследования по выпуску детей из логопедического пункта позволяют говорить о положительном влиянии использования игровых упражнений по автоматизации звуков в устранении речевых нарушений: ускорились сроки автоматизации звуков; снизилась утомляемость; повысилась эмоциональная заинтересованность ребёнка; улучшились распределение и устойчивость внимания; активизировалась мыслительная деятельность.