В помощь педагогу.
Среда, 24.04.2024, 10:16
Форма входа

Категории раздела
Внеклассные мероприятия [31]
Опыт [15]
Творческие работы [3]
Новые технологии [8]
Мастер класс [2]
Посиделки у самовара [0]
Школьный лагерь [1]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Опыт и советы » Опыт

    Игровые упражнения по автоматизации звуков у детей с речевыми нарушениями
    Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передачи речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.
    Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями требует от специалистов внимания и скрупулезной работы по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.
    Такой формой может быть только игра – как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста (Ф. Фрёбель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев). Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы в занятиях. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.
    Результатом многолетней работы с детьми с речевыми нарушениями явилась разработанная система логопедических игровых упражнений, предложенных рядом авторов: М.Ф. Фомичёвой, В.И. Селивёрстовым, Е.А. Пожиленко, Ю.К. Школьник, Т.А. Ткаченко, так и дополняющими их собственными вариантами и модификациями. Введение в работу логопедического пункта обучающих игровых упражнений, с помощью которых нами решались сразу несколько коррекционных задач (автоматизация и дифференциация звуков, развитие и совершенствование навыков звукового анализа слов, преодоление аграмматизмов, развитие связной речи, развитие психических процессов), особенно актуально. Игровые упражнения мы систематизировали по этапам автоматизации звука.
    Этап закрепления звука в изолированном звучании:
    - игровые задания в виде звукоподражаний (подборка «Шипелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»).
    - «Звуковые дорожки» - ребёнок ведёт пальчиком по линии и длительно произносит автоматизируемый звук.
    Образом звука являются предметы, которые издают этот звук.
    Этап автоматизации звука в слогах:
    Произнесение слогов с каким-либо движением:
    - «Слоговые дорожки» - ребёнок проговаривает слоги, проводя пальчиком по линиям или наживая пальчиком на рисунке;
    - с движением пальцев рук («Замок», «Пальчики здороваются», «Пальчики прощаются», «В кулачок», «Перчатки», «Пальчики шагают», «Кулак – ладонь – ребро»);
    - с рисованием ломаных линий и спиралей;
    - с раскладыванием палочек;
    - с рисованием пальцем узоров в крупе;
    - с движением рук, ног («Повтори, как я», «Строим дом», «Раз - шажок, два – шажок», «Управляем самолётом», «Мы шофёры», «Музыканты», «Ладошки», «Боксёры», «Жонглёры»).
    Произнесение слогов от лица какого-либо героя или предмета, в названии которых содержится автоматизируемый звук.
    Произнесение слогов с разной интонацией и мимикой ( «Гномики разговаривают», «Ребята с нашего двора», «Лесные жители», «Пение птиц», «Разговор инопланетян»).
    Произнесение слогов с отстукиванием ритма («Молоточки», «Телеграфисты»).
    Произнесение слогов со сменой ритмического рисунка («Осенний букет», «Сбор фруктов», «Посчитай зверят»).
    Этап автоматизации звука в словах:
    - «Кнопочки» - ребёнок проговаривает слова, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, звездочку и т.д.);
    - «Лабиринт» - ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по лабиринту;
    - «Сто ходов» - проговаривая названия картинок, дети соревнуются друг с другом – кто быстрее дойдёт до финиша;
    - «Бродилка» - ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь по дорожке от одного предмета к другому;
    - «Стрелочки» - ребёнок проговаривает названия картинок, двигаясь по стрелочкам определённого цвета;
    - «Гармошка» - ребёнок называет картинки, изображенные на сложенной гармошке;
    - «Домино» - дети соревнуются друг с другом у кого останется меньше всего карточек, находя на них парные картинки;
    - «Бусы» - на верёвочку нанизываются бусинки-картинки с определенным звуком;
    - «Что здесь спрятано?» - ребёнок называет картинки, которые наложены друг на друга;
    - «Подбери одежду» - подбор картинок, на которых изображена одежда, с определенным звуком;
    - «Звуковая дорожка» - ребёнок двигается по дорожке с картинками, останавливаясь на изображении с определенным звуком;
    - «Пирамидка» - проговаривание речевого материала, нанизывая колечки на стержень пирамидки;
    - «Счёты» - произнести слово столько раз, сколько косточек отложено на счётах;
    - «Колокольчик»- проговаривание речевого материала с автоматизируемым звуком. Логопед оценивает правильно произношение звоном колокольчика;
    - «Стекляшки» - выкладывание стекляшек с одновременным проговариванием речевого материала;
    - «Песочные часы» - ребёнок проговаривает речевой материал, пока течёт песок в часах;
    - «Волшебный клубочек» - ребёнок наматывает нитку на катушку, проговаривая речевой материал;
    «Дорожка», «Узоры» - дети выкладывают палочки с одновременным произнесением слов;
    - «Найди и назови» - найти на картинке названия предметов с определенным звуком;
    - «Кубик» - произнести слово столько раз или придумать слова с определенным звуком, какое число выпало на кубике.
    Этап автоматизации звука в предложении:
    - «Подружи слова» - составить предложение с заданными словами (картинками);
    - «Путаница» - составить предложение из перепутанных слов;
    - «Исправь взрослого» - ребёнок исправляет неправильное произношение звука в предложении;
    - «Так бывает или нет?» - исправить смысловую оболочку предложения;
    - «Добавлялочки» - наращивание предметного ряда;
    - «Спроси – ответь» - задать вопрос к любому слову предложения;
    - «Волшебный клубок» - составление распространенного предложения;
    - «Дополни предложение» - дополнить предложение недостающим словом;
    - «Четвёртый лишний» - составление сложноподчиненных предложений;
    - «Верю – не верю» - составление сложноподчиненных предложений;
    Этап автоматизации звука в связной речи:
    Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с использованием мнемодорожек.
    Заучивание стихов с помощью движений.
    Пересказ с помощью мнемодорожек.
    Пересказ от лица героя рассказа.
    «Сочини сказку» (по игре «Сто ходов»).
    Результаты обследования по выпуску детей из логопедического пункта позволяют говорить о положительном влиянии использования игровых упражнений по автоматизации звуков в устранении речевых нарушений:
    ускорились сроки автоматизации звуков;
    снизилась утомляемость;
    повысилась эмоциональная заинтересованность ребёнка;
    улучшились распределение и устойчивость внимания;
    активизировалась мыслительная деятельность.
    Категория: Опыт | Добавил: тюльпан (08.10.2014) | Автор: Набиева Светлана Фларитовна E
    Просмотров: 486 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024