В помощь педагогу.
Суббота, 20.04.2024, 15:25
Форма входа

Категории раздела
Внеклассные мероприятия [31]
Опыт [15]
Творческие работы [3]
Новые технологии [8]
Мастер класс [2]
Посиделки у самовара [0]
Школьный лагерь [1]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Опыт и советы » Опыт

    Приёмы работы по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
    Приёмы работы по развитию орфографической зоркости
    на уроках русского языка в начальной школе.

    Баку Виктория Тимофеевна, учитель начальных классов, КГУ «Гимназия № 45»,
    Республика Казахстан, город Караганда.

    Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
    Пословица.

    Орфографическая зоркость - это умение обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции.
    Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
    Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.
    Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.
    В основе грамотного письма лежит аналитико-синтетическая деятельность над слогом и словом, позволяющая развивать фонематический слух, умение заменять орфограммы соответствующими буквами.
    Упражнения по выработке орфографической зоркости:
    Орфографическое чтение.
    С 1 класса я начинаю развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения. Ежедневно на каждом уроке отвожу по 5-7 минут для орфографического чтения, это приносит хороший результат.
    Комментированное письмо с указанием орфограмм.
    Комментирование — это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. Например: под-ле-та-ет ( в приставке пишу букву о, в корне безударная гласная е, проверяю перелёт, в окончании глагола гласная е, доказываю: н.ф. подлетать не на –ить, не глагол исключение, значит, 1 спряжение, пишу окончание -ет). Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, что бы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала учитель просит комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.
    Письмо с проговариванием.
    Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
    Специально организованное списывание.
    Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
    Памятка.
    1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
    2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
    3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.
    4. Прочитай предложение так, как оно написано.
    5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
    6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
    7.Проверь написанное:
    Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
    Сначала учитель с учащимися разбирает правописание тех слов, которые требуют проверки, затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
    Письмо по памяти.
    Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание.
    Какографические упражнения.
    В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
    Самый распространенный вид упражнения по русскому языку “Вставьте пропущенную букву ”. Основная работа здесь уже выполнена, “зоркость” кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и “подсказано”.
    Более эффективно упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.
    Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков.
    Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:
    моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм;
    целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.
    Понимание структуры орфографической зоркости, а также создание условий ее развития позволят учителям формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства учащихся, что окажет положительное влияние на грамотное письмо и приведет к снижению орфографических ошибок.

    Список литературы:
    1. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 2008г.
    2.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение,2007г.
    3.Шашкова В.Ф. Развитие орфографической зоркости учащихся.// Начальная школа, №8, с.48,2002г.
    4.Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач/О.С. Арямов // Начальная школа.-1999 №4-С. 17
    5.Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками / А. Ясова // Начальная школа. -2001. №4- С.42.
    Категория: Опыт | Добавил: Виктори (08.11.2014) | Автор: Баку Виктория Тимофеевна E
    Просмотров: 701 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024