В помощь педагогу.
Четверг, 18.04.2024, 22:12
Форма входа

Категории раздела
Внеклассные мероприятия [31]
Опыт [15]
Творческие работы [3]
Новые технологии [8]
Мастер класс [2]
Посиделки у самовара [0]
Школьный лагерь [1]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Опыт и советы » Опыт

    Опыт создания развивающей образовательной среды в классах КРО
    «Опыт создания развивающей
    образовательной среды в классах КРО»
    Алтаева Гульмира Жумабаевна,
    ГУ «Школа-интернат общего типа»

    Согласно образовательным стандартам, принятым в нашем государстве, важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, исследование, учебный диалог и другое.
    Развивающая предметная среда – это специальное оборудование для обучения и развития школьников. Она включает в себя широкий спектр образовательных средств по различным учебным предметам, средства для развития и коррекции, технические средства обучения, интегрированные исследовательские среды. Развивающая предметная среда позволяет создать условия для творческой деятельности каждого ребенка, создает условия для формирования ключевых компетентностей, а также повышает мотивацию к обучению.
    Созданию в школе развивающей образовательной среды способствуют:
    • организация оптимальной системы управления;
    • моделирование учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей саморазвитию личности;
    • проведение в школе инновационной исследовательской работы;
    • учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей среды;
    • система эффективной научно-методической деятельности; сплоченный общностью цели коллектив учителей и учащихся.
    Особенно важно создать такие условия в классах коррекционно-развивающего обучения. Хочу поделиться опытом проведения такой работы в моём классе.
    Четыре года назад я взяла 1 класс КРО, где всем 13 ученикам решением ПМПК был поставлен диагноз ЗПР. Преимущественно это были ребята c ЗПР церебрально-органического генеза. Сейчас в моём 4 классе КРО обучается 8 ребят, из которых, как представлено на диаграмме, 2 имеют диагноз ЗПР психогенного генеза, остальные 6 – ЗПР церебрально-органического генеза.
    Последние два года я вела образовательную работу по новым подходам, которые изучила на трёхуровневых курсах. Я строю свои уроки, включая в них следующие модули:
    • диалоговое обучение;
    • использование стратегий критического мышления;
    • оценивание;
    • ИКТ;
    • работа с одарёнными;
    • возрастные особенности;
    • лидерство.
    Невозможно использовать какой-либо из этих модулей отдельно. Я применяю их в совокупности: диалоговое обучение через работу в группах и использование приёмов развития критического мышления. Опять же при групповой работе выявляются лидеры, которые часто выступают в роли спикеров. Что касается одарённых детей, об этом сложно говорить в разрезе КРО, однако можно видеть среди всех учеников класса тех, кто идёт вперёд. Как правило, эти дети со временем по решению ПМПК переходят в общеобразовательные классы.
    На своих уроках я вовлекаю учащихся в игры, дискуссии, а также использую методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
    Методическая цель моих уроков - создание на уроке условий, для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями:
    • на уроке создаются проблемные ситуации;
    • обсуждается план урока вместе с учащимися;
    • стимулируются учащиеся к высказываниям, без боязни ошибиться;
    • поощряется стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
    • создаётся атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса;
    • используется в работе класса дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
    • оценивается не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.
    На своих уроках я стараюсь, чтобы учащиеся наблюдали, сравнивали, группировали, классифицировали, делали выводы, выясняли закономерности. Создаю педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
    Мною была проведена серия уроков познания мира с включением вышеперечисленных методов и приёмов.
    На каждом уроке мною использовалась групповая форма работы. Я делила детей на группы по разным признакам. Иногда мы рассчитывались на 1 – 3, иногда искали карточки с буквами и делились по признаку: согласные – гласные или по цветам и т.д.
    В каждом уроке выдерживались стадии, предусмотренные технологией развития критического мышления, а именно:
    1 этап Evocation (побуждение к деятельности) - вызов.
    2 этап Realization of Meaning (поиск ответов из опыта собственных знаний) - осмысление.
    3 этап Realization (обдумывание после дискуссии) – рефлексия.
    Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
    Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
    Третья стадия – «рефлексия» – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
    На стадии вызова я использую приёмы «Мозговой штурм», «Корзина идей», «Кластер», «Верно-неверно» и др. Я стараюсь стимулировать своих учеников на активное участие в дискуссии, помочь им преодолеть страх и высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу.
    После стадии вызова я обычно провожу с учениками артикуляционную или дыхательную гимнастику, т.к. этого требуют особенности обучения в коррекционном классе, а также здоровьесберегающие технологии.
    Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, слов, предложений. Речь должна быть четкая и понятная. Приведу примеры таких упражнений:
    • «Лопатка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.
    • «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
    • «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе. Проделать 15 -20 раз.
    • «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком по переменно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
    • «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
    Помимо этого, обязательным элементом урока являются физминутки, зрительные разминки. Для этого я использую готовые видеоролики либо презентации. Дети любят под музыку повторять движения, показываемые на экране. При этом напряжение, которое появилось в ходе рабочего процесса спадает, дети готовы продолжить работу.
    На стадии осмысления, как правило, учащиеся делятся на пары или на группы, как было сказано выше, знакомятся с новым материалом. На этом этапе я применяю следующие приёмы:
    Создание кластера. Дети вспоминали, с чем у них ассоциируется «город» и «село» (урок по теме «Труд на селе») или понятие «семья», «овощи» или «фрукты». На уроке познания мира по теме «Домашние и дикие животные» ученики были разделены на три группы и работали над кластерами «Дикие животные», «Домашние животные», «Польза и защита».
    Каждая группа старалась красочно оформить свой кластер. Затем от каждая защищала свою работу у доски. Вперёд выходила вся группа, и спикер от имени группы представлял результат работы группы. Было замечено, что некоторым учащимся это удаётся более успешно, чем другим. Такие учащиеся получали задания подготовить на предстоящий урок сообщение по теме. Например, некоторым учащимся было предложено провести исследовательскую работу по генеалогии своей семьи. Результат нужно было представить в графическом виде. У некоторых учащихся это получилось очень хорошо. Конечно же, это задание выполнялось при поддержке родителей.
    При работе с учебником или текстами я использую следующие приёмы:
    Маркировочная таблица «ЗУХ». В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
    З У X

    В каждую из колонок дети вносят полученную в ходе чтения информацию. Особое требование - записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
    «Инсерт». Ученики получают текст и на полях ставят пометки:
    (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
    (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
    (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
    (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
    Этот прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Как правило, такая работа завершается устным обсуждением.
    «Составление рассказа по картине». Я предлагаю группам составить рассказы по картинам. Каждая группа получает свою картину, обсуждает её содержание и совместно составляет рассказ, который потом защищает спикер группы.
    На стадии рефлексии я использую приём Синквейн. Как известно, правила написания синквейна таковы:
    Первая строчка: записывается существительное. Это тема синквейна.
    Вторая строчка: два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
    Третья строчка: три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
    На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
    Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
    Синквейны дети составляли, как правило после изучения нового материала, подытоживая полученные знания. Вот примеры синквейнов, составленных детьми.
    Тема: Труд на селе Тема: Как создаётся книга
    СЕЛО КНИГА
    Красивое, маленькое, родное. Нужная, вечная.
    Кормит, поит, трудится. Учит, помогает, развивает.
    Село – маленькое государство. Книга – источник знаний.
    РОДИНА ДРУГ
    Иногда на стадии рефлексии я возвращаюсь к кластерам, составленными группами при начале урока. Дети могут дополнить кластеры фрагментами новых знаний.
    Важным элементом является процесс оценивания на уроке. Я использую приёмы устного аудиального и визуального взаимооценивания. Ребята в группах прилагают много усилий, и им важно услышать мнение других об их работе. Например, на одном из уроков группам было дано задание, связанное с пословицами. После выступления спикера каждой группы, остальные группы сигнализировали своё отношение к выступлению аплодисментами.
    При защите кластеров о семье применялась другая форма взаимооценивания. Группы выражали своё отношение сигнальными карточками. Красный цвет – если не было понятно, не понравилось. Такие карточки можно было увидеть крайне редко. Жёлтый цвет – не совсем понятно. В таком случае тема, выставляемая для обсуждения, прорабатывалась дополнительно совместной дискуссией. Зелёный цвет – всё понятно, было интересно. Как правило, именно этот цвет выражал мнение учеников.
    В конце урока учащимся предлагалось выразить своё эмоциональное отношение к прошедшему уроку. Детям раздавались разноцветные стикеры, на которых им нужно было нарисовать смайлик с соответствующим выражением лица, и после прикрепить свой стикер к доске настроения. Дети с большим удовольствием участвовали в этом процессе.
    Результатом такой работы в моём классе считаю тот факт, что ежегодно по решению ПМПК один ученик переводится в общеобразовательный класс. Т.е. путём создания в классе развивающей образовательной среды и усиленной совместной деятельности, включая работу по новым подходам и модулям образования, была преодолена причина, приведшая ученика в класс коррекционного обучения.
    Итак, образовательная развивающая среда – это педагогическая система нового уровня. И при её создании в начальной школе на первое место встаёт личность самого педагога, его квалификация и компетенция. Профессиональное мастерство учителя сегодня складывается из многих составляющих, но приоритетными, пожалуй, остаются:
    • проектирование учебного процесса, создание «учебных ситуаций»;
    • правильная организация работы учащихся (в парах, мобильных группах, индивидуальная поддержка детей);
    • оценочная деятельность педагога (конструирование заданий, инструментарий для оценки личностных и метапредметных результатов, критерии оценки, фиксация и хранение результатов)
    • свободное владение компьютерной техникой и мультимедийными ресурсами.
    Деятельность школы в режиме создания развивающей среды подразумевает и особые управленческие действия администрации. Это могут быть, например:
    • изучение образовательных потребностей детей, желаний родителей;
    • изучение возможностей педагогического коллектива работать в новых инновационных условиях;
    • определение зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса;
    • выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой ступени и т.д.
    Создание таких условий позволит ученику реализовать свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями. Учитель же сможет развить свои профессиональные и личные качества. Он обеспечивает условия для перевода ребенка из объекта в субъект воспитания, дает ребенку возможность быть самим собой, не преподает, а организует учебно-познавательную деятельность.
    Категория: Опыт | Добавил: ГульмираАл (14.04.2017) | Автор: Алтаева Гульмира Жумабаевна E
    Просмотров: 766 | Теги: коррекционное обучение, развивающая среда | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024