В помощь педагогу.
Пятница, 19.04.2024, 15:23
Форма входа

Категории раздела
Внеклассные мероприятия [31]
Опыт [15]
Творческие работы [3]
Новые технологии [8]
Мастер класс [2]
Посиделки у самовара [0]
Школьный лагерь [1]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Опыт и советы » Опыт

    Повышение коммуникативной активности слабослышащих учащихся в условиях специального инклюзивного образования
    Повышение коммуникативной активности слабослышащих учащихся в условиях специального инклюзивного образования
    Николаева Ирина Андреевна,
    учитель начальных классов (КРО) высшей категории,
    логопед второй категории
    ГУ «Школа-интернат общего типа г. Щучинска»

    Развитие коммуникативных способностей детей является одной из ведущих задач в современной начальной школе. Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Особенно важно это в условиях специального инклюзивного образования. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.
    Начинать работу по развитию коммуникативных способностей надо с первых дней пребывания ребенка в школе, на уроках обучения грамоте и в дальнейшем на уроках литературного чтения, русского языка и специальных уроках по развитию речи учащихся.
    Анализ результатов обучения за последние годы показал, что ни школу, ни общество не удовлетворяет современное состояние навыков чтения школьников.
    Цель обучения чтению в условиях специального инклюзивного образования я формулирую таким образом: исходя из общей задачи развития личности ребенка, необходимо сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
    Чтобы воспитать такого читателя, необходимо решить следующие задачи:
    - Развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
    - Воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
    - Сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать предметы в средней и старшей ступенях обучения в школе;
    - Обеспечить полноценное восприятие художественных и научно-познавательных текстов в их специфике;
    - Научить работать с учебной и детской книгой.
    Воспитание сознательного читателя в начальной школе в условиях специального инклюзивного образования предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированное навыков работы с разными видами текстов, то есть развития начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности, определенной самостоятельности и элементарной способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусства слова.
    В содержании обучения чтению в условиях специального инклюзивного образования одновременно должны развиваться все его линии:
    • усвоения форм, видов и способов чтения;
    • формирования понимания литературы как искусства слова;
    • расширения круга чтения и слушания детских книг;
    • связи чтения со всеми видами речевой деятельности.
    Чтение требует определенных знаний, умений и навыков для осуществления читательской деятельности и вместе с тем развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт. Таким образом, уже в самом процессе чтения заложены развивающие и воспитывающие функции, оно формирует отношение ребенка к жизни, к людям, к своей Родине, его нравственно-эстетические идеалы, обогащает чувства, речь, развивает творческое воображение.
    Для того чтобы более наглядно представить себе планируемый результат обучения чтению в начальной школе в условиях специального инклюзивного образования, сформулирую требования, которые предъявляются к умениям и навыкам в этой области у ее выпускников.
    Выпускник начальной школы в условиях специального инклюзивного образования должен владеть изучающим чтением - осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (70-90 слов в минуту) и «про себя» (на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух). Это минимальный уровень, без которого невозможно дальнейшее полноценное учение.
    Перечень требований к выпускнику начальной школы свидетельствует о том, что должен быть достигнут определенный уровень его читательской подготовки, который дает возможность ученику продолжать обучение в среднем звене школы.
    В связи с вышесказанным я выдвигаю следующую гипотезу: речь - это самый важный канал развития интеллекта, речь - показатель умственного, психического и эмоционального уровня человека.
    Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач в своей работе по развитию коммуникативной активности учащихся в условиях специального инклюзивного образования:
    - применяю технологию развивающего обучения Занкова Л.В. и стратегии критического мышления через чтение и письмо;
    - разработала систему специальных упражнений, активно влияющих на основные параметры чтения (осмысление, технику, выразительность), а также на речь в целом.

    1.1. Технология развивающего обучения Л.В. Занкова
    Наиболее передовой системой, направленной на будущее, я считаю систему развивающего обучения Л.В. Занкова. Систему развивающего обучения Л.В. Занкова можно назвать системой раннего интенсифицированного всестороннего развития личности. Развитие автор понимает как проявление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. Общее развитие есть проявление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств школьника. Знания сами по себе ещё не обеспечивают развитие, хотя и являются его предпосылкой.
    «Творчество учителя рождает творчество ученика» - это девиз моей педагогической деятельности. Следуя этому принципу, стараюсь использовать дидактические принципы развивающегося обучения:
    • целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;
    • системность и целостность содержания;
    • ведущая роль теоретических знаний;
    • обучение на высоком уровне трудности;
    • продвижение в изучении материала быстрыми темпами;
    • осознание ребенком процесса учения;
    • включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;
    • проблематизация содержания;
    • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
    • работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.
    Основной мотивизацией учебной деятельности является познавательный интерес. Поэтому в учебной деятельности вовлекаю учащихся в игры, дискуссии, а также использую методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
    Методическая цель моих уроков - создание на уроке условий, для проявления познавательной активности учеников. Эта цель достигается следующими путями:
    • на уроке создаются проблемные ситуации;
    • обсуждается план урока вместе с учащимися;
    • стимулируются учащиеся к высказываниям, без боязни ошибиться;
    • поощряется стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
    • создаётся атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса;
    • используется в работе класса дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
    • оценивается не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.
    На своих уроках я стараюсь, чтобы учащиеся наблюдали, сравнивали, группировали, классифицировали, делали выводы, выясняли закономерности. Создаю педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

    1.2. Развитие критического мышления через чтение и письмо
    Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д.Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, над предметной.
    Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.
    Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
    В основу технологии РКМЧП положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
    Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
    1 этап Evocation (побуждение к деятельности) - вызов.
    2 этап Realization of Meaning (поиск ответов из опыта собственных знаний) - осмысление.
    3 этап Realization (обдумывание после дискуссии) – рефлексия.
    Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
    Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.
    Третья стадия – «рефлексия» – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии.
    Организация урока. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина - В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.
    Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).
    Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
    Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
    Роль учителя - в основном координирующая.
    Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Рекомендую использовать следующие:
    • «Корзина» идей, понятий, имен...»
    • «Составление кластера»
    • «Пометки на полях»
    • «Составления маркировочной таблицы «ЗУХ»
    • «Написание синквейна»
    • «Учебный мозговой штурм»
    • «Написание эссе»
    • «Дискуссионная карта»

    1.3. Система специальных упражнений, активно влияющих на основные параметры, а также на развитие коммуникативной активности в целом
    Умение читать - условие успешного развития коммуникативной активности ребенка. Для того чтобы дети хорошо говорили, надо чтобы они читали. Поэтому я в своей практике основной упор ставлю на то, что чтение - это руль обучения. На всех уроках, кроме математики, провожу пятиминутки жужжащего чтения. Также использую систему специальных упражнений, активно влияющих на основные параметры чтения (осмысление, технику, выразительность), а также на речь в целом. Упражнения провожу индивидуально, коллективно, по группам. Занимают они на уроке 5-6 минут.
    1. Некоторые упражнения для тренировки правильного речевого дыхания.
    При этом следует напоминать учащимся о том, что красивая правильная речь продуцируется только на выдохе. Пение гласных звуков и их сочетание на выдохе:
    А) А– О – У – Ы –
    У – А – Ы – О –
    ПА – ПО – ПУ – ПЫ –
    ПАМ – ПОМ – ПУМ – ПЫМ –
    Б) АОУЫЭ АИТУОЭ
    З – С – Ш – Ж – С –
    ЖЕ – ЧЕ – ЩА – ТРА – ТРИ –
    2. Упражнение для артикуляционного аппарата. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, слов, предложений. Речь должна быть четкая и понятная.
    а) «Лопатка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд.
    б) «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
    в) «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.
    г) «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 секунд.
    д) «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.
    е) «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе. Проделать 15 -20 раз.
    ж) «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 15 раз.
    з) «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
    и) «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком по переменно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
    к) «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.
    3. Некоторые упражнения для развития четкости произношения.
    Развитие четкого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок.
    Саша шапкой сбил шишку.
    От топота копыт пыль по полю летит.
    4.Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям - как предпосылка правильного чтения.
    а) Вода - водный.
    б) Чистота - частота.
    в) Белый - бельё.
    г) Девушка - дедушка.
    Для того чтобы помочь прочитать в тексте слово безошибочно (громоздкое по структуре), оно делится на более легкие структуры:
    а) бодрый - ободрился - приободрился.
    б) сельское хозяйство - хозяйственный - сельскохозяйственный.
    5. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память.
    Упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев развивает не только внимание к слову, его правильное восприятие, но и способствует расширению поля чтения учащихся и вместе с тем способствует улучшению памяти, внимания.

    2 класс (10-12 знаков за 0,5 секунды)
    - пришла зима
    - друг, дружеский
    - сильный, смелый.
    3 класс (16-22 знаков)
    - ученье, ученый, ученик
    - вьюга, метель, позёмка, буря
    - чтение - вот лучшие учение.
    4 класс (25-30 знаков)
    - дружба, товарищество, коллектив
    - комнатная теплота не спасла березу.
    Очень эффективно упражнение «Пирамидка». «Пирамидку» можно строить из слов произведения, прочитанного дома или нового текста.
    Снег
    Весна
    Ручьи
    Побежали
    Зазеленела
    Весна идет
    Солнце поднимается выше
    Дни становятся длиннее.
    Обязательно включаю целевые установки - читаешь первое слово, смотришь сразу на слово, следующее за ним, постарайся сразу его понять.
    6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча, умение угадывать последующий текст.
    В целях четкого разграничивания детьми чтения молча и вслух; а также активного внешнего проговаривания при чтении молча провожу упражнение «Губы». К плотно сжатым губам по команде читать про себя дети прикладывают палец левой руки.
    Для развития языковой догадки очень полезно упражнение «Угадай».
    - Мы с папой сегод.... пош.... в ки...
    Для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию пробую вводить упражнение «Финиш». Я называю текст из учебника и указываю слово, до которого дети должны дочитать как можно быстрее и поднять руку. После такого вида работы задаю контрольные вопросы.
    Для расширения фиксационного поля предлагаю упражнение «Фотоглаз». На доске пишу столбцы четырех, пяти и шестибуквенных слов, которые показываю детям на доли секунды. После этого спрашиваю, было ли, представлено такое-то слово.
    Для развития скорости и гибкости иногда использую упражнение «Буксир». Я громко читаю текст, варьируя скорость чтения. Дети читают в полголоса, стараясь поспеть за мной.
    В процессе работы стараюсь включать разные виды чтения - первичное самостоятельное чтение, небольшого текста каждым учеником, первичное чтение учителем и повторное чтение всеми учащимися, первичное чтение по вызову и повторное чтение всеми детьми «про себя», самостоятельное чтение отдельной части с конкретным заданием.
    Для слабочитающих учащихся использую чтение с четким проговариванием слогов, применяю шёпотное чтение, чтение для себя, хоровое и групповое, выборочное и комментированное чтение.
    В последнее время особое внимание уделяю чтению молча, так как известно, что при чтении молча ослабляется эффективность слухового и речедвигательного канала, что интенсифицирует процессы понимания прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает в два раза. Снятие необходимости в устном воспроизведении читаемого способствует усилению смысловой обработки, т.е. формирование навыков параллельного мышления.
    В работе использую алгоритм работы при изучении произведения, направленный на расширение словарного запаса, формирование грамматического слоя речи.
    1. Чтение учебника после изложения учителем.
    2. Самостоятельное чтение учебника.
    3. Чтение художественного произведения.
    4. Высказывание по прочитанному.
    5. Чтение дополнительной литературы.
    6. Изложение устное.
    7. Изложение письменное.
    8. Сочинение.
    9. Заучивание наизусть.
    10. Составление плана.
    11. Работа над лексикой.
    Прекрасным средством развития коммуникативной активности учащихся в условиях специального инклюзивного образования являются беседы на определенные темы, в которые втягивается весь класс. В результате беседы улучшается:
    а) лексика учащихся;
    б) морфология и синтаксис;
    в) логика детей.
    Огромное значение для развития речи и памяти учащихся имеет заучивание стихотворений.
    Порядок работы.
    а) Подготовительная беседа, подводящая детей к восприятию образов стихотворения.
    б) Выразительное чтение стихотворения учителем.
    в) Вопросы по содержанию.
    г) Чтение и разбор стихотворения по частям с раскрытием образных
    выражений и непонятных детям слов.
    д) Подготовка к заключительному чтению стихотворения
    е) Заключительное чтение
    ж) Заучивание в слух по частям и в целом.
    Необходимый момент работы над речью - это словарная работа.
    Основные задачи словарной работы.
    а) Изменение и уточнение учителем словаря ребенка.
    б) Обогащение и уточнение словаря ученика и активизация имеющегося у него запаса слов.
    в) Забота учителя о правильном произношении и понимании детьми слов; за каждым словом у ребенка должно быть конкретное представление, точное понятие.
    г) Борьба за чистоту и культуру речи учащихся.
    Работа по картине.
    а) Называние предметов, изображенных на картине и их действий.
    б) Составление короткого рассказа по вопросам учителя (Кто? Что делает? Где?).
    в) Составление предложения по картине.
    г) Составление устного связного рассказа по картине.
    Работа над предложениями подразумевает:
    1. Составление предложений.
    а) по картинкам;
    б) с данными учителем словами;
    в) договаривание и дописывание предложений;
    г) работа с деформированным текстом;
    д) продумывание подписи под картинкой.
    2. Составление предложений по вопросам «Кто?», «Что делает?», и распространение предложений по вопросам «Какой?», «Какая?», «Где?».
    3. Полный устный и письменный ответ на поставленный учителем вопрос.
    Работа над составлением связного рассказа.
    а) Рассказы по собственным впечатлениям.
    б) Коллективное составление рассказа по серии картинок (устно и письменно).
    в) Коллективное составление рассказа по одной картинке (устно и письменно).
    г) Составление рассказа из предложений данных не в должной последовательности.
    д) «Составление краткого связного рассказа путем полных ответов на оставленные учителем вопросы.

    Ученик в условиях специального инклюзивного образования не только должен знать, какими умениями и навыками он должен овладеть, но и знать те способы, которые он будет использовать. Я стремлюсь разработать стратегию действий ребенка, научить его, как определять в тексте главную мысль, воссоздавать прочитанное, устанавливать последовательность изложения материала.
    Считаю, что качество чтения улучшается также за счет развития чтения как одного из видов речевой деятельности во взаимосвязи с другими его видами. Это положение я использую в своей работе.
    Рекомендую формировать навыки чтения и умения работать с текстом, с учебной книгой и развивать коммуникативную активность учащихся с учетом следующих положений:
    • читательские умения рассматривать в единстве с речевыми умениями,
    • совершенствование процесса смысловой переработки текста,
    • расширение фиксационного поля чтения,
    • целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения,
    • развитие контроля и самоконтроля при чтении,
    • развитие речевого аппарата при чтении вслух,
    • развитие умения слушать свое и чужое мнение,
    • формирование способов действия с текстом.
    Категория: Опыт | Добавил: nikirina (19.04.2017) | Автор: Николаева Ирина Андреевна E
    Просмотров: 428 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024