Профориентационная работа с воспитанниками детского дома.
Профориентационная работа с воспитанниками КГУ «Костанайский областной детский дом»
Подготовка выпускников к самостоятельной жизни содействие в профессиональном самоопределении, постинтернатном становлении через формирование личности, способной самостоятельно строить свой вариант жизни — приоритетное направление в работе педагогического коллектива детского дома.
Задачи которые мы перед собой ставим это: • Создание необходимых условий для развития жизненно важных и социально значимых качеств личности, способствующих успешной адаптации в обществе. • Формирование осознанного профессионального выбора выпускников адекватного их способностям и состоянию здоровья. Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Воспитанники детского дома недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Профориентационную работу проводим через формирование профессионального интереса, позитивное самовосприятие, формирование ценностных ориентиров, повышение интереса к труду, к знаниям.
Профориентационная работа в детском доме проводится с учетом возрастных особенностей детей: 1-я ступень. Изучение направленности интересов, способностей, здоровья, ознакомление с миром профессий воспитанников (1-4 классы). 2-я ступень. Определение интересов к профессиям, наклонностей к различным видам деятельности через развитие личности. Уточнение интересов, склонностей, формирование знаний, умений и навыков через участие в кружковой работе (4-7классы). 3-я ступень. Руководство профессиональным самоопределением, формирование профессионального самосознания, выработка и коррекция личностных жизненных планов. Работа проводится по следующим направлениям: профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональное самоопределение.
Профессиональное информирование. Задача: ознакомить воспитанников с заключениями профессиографии (классификация профессий, основные виды работ в г.Костанае и Костанайской области, требования к профессиям, характер условий труда, потребности в кадрах). Профессиональную информацию воспитанники получают на внеклассных занятиях, в кружках, уроках труда в школе, участвуя в общественно-полезном труде, посещая учебные заведения города, во время целевых экскурсий на предприятия и в учреждения. Традиционными стали экскурсии в образовательные учреждения, на предприятия. Организовываем встречи с людьми разных профессий: фотографом, медицинским работником, предпринимателями, парикмахером, выпускниками прошлых выпусков и др. Для успешной профориентации и социализации воспитанников в детском доме работают кружки — «Рукодельница» — «Хозяюшка» — «Квилинг» — вокальная студия «Веселые нотки» — танцевальный кружок), секции по гиревому спорту, футболу, баскетболу, волейболу, АРБ. Воспитанники старших групп получают навыки компьютерной грамотности. Совместно с ОФ «Перекресток» был реализован проект «Радуга успеха» в котором приняли участие 40 воспитанников, которые в течении 6 месяцев проходили курсы компьютерной графики и поваров. Тесная связь с художественной школой, музыкальной школой, Школой технического творчества способствует развитию талантов и способностей воспитанников, расширяется кругозор, создаются благоприятные возможности для общения, умения организовать свой досуг. Посещая кружки и секции, воспитанники приобретают навыки, необходимые для выбора будущей профессии: умение работать в коллективе, преодолевать трудности, планировать свою деятельность, добиваться результата. Воспитанники, получив профессию, в современных условиях рынка не всегда могут самостоятельно устроиться на работу. Они не знают, куда обратиться, где получить профконсультацию, узнать о вакансии рабочих мест, получить возможность приобрести другую профессию, пользующуюся спросом на местном рынке труда. С этой целью проводятся экскурсии в ГУ «Центр занятости населения г.Костаная». В детском доме собрано достаточно информационного, наглядного материала по теме «Куда пойти учиться?» Ежегодно пополняются средства профинформирования: учебная и справочная литература, компьютерные базы данных и информационно-поисковые системы, Интернет-сайты.
Профессиональное консультирование. Задачи: помочь воспитаннику познать особенности своей личности, развить интересы и способности, понять потребность общества, дать указания и советы по выбору учебного заведения для дальнейшей учебы и сферы деятельности. Для решения данной задачи проводится диагностика склонностей и интересов, индивидуально личностных и социально-психологических особенностей подростков. Обсуждение хода профессионального выбора выпускников осуществляется специалистами в течение каждого месяца, выявляются изменения в выборе учебного заведения, профессии. По итогам опросов проводится индивидуальная работа с каждым выпускником.
Профессиональное самоопределение. Задачи: анализ затруднений, уточнение этапов развития профессионально важных качеств, уточнение выбора профессиональной деятельности, корректирование планов, выбор запасного варианта профессии, анализ соответствия индивидуально-психологических особенностей требованиям профессии. В подготовке выпускников к профессиональному самоопределению большое внимание уделяется их трудовым умениям. Воспитанники приобретают навыки самообслуживания, умения пользоваться бытовыми приборами. Подростки умеют самостоятельно приготовить себе пищу, учатся самостоятельно планировать бюджет группы, будущей семьи.
В связи с продолжающимися изменениями в сфере профессионального образования (объединения учебных заведений, изменения в перечне ранее предлагаемых для выбора профессий) социальный педагог работающий с выпускниками, выезжает в учебные заведения, уточняет условия приема, создает необходимые условия для адекватного профессионально-образовательного выбора.