В помощь педагогу.
Пятница, 29.03.2024, 02:51
Форма входа

Категории раздела
Внеклассные мероприятия [31]
Опыт [15]
Творческие работы [3]
Новые технологии [8]
Мастер класс [2]
Посиделки у самовара [0]
Школьный лагерь [1]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 226
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Опыт и советы » Опыт

    открытый урок польский академический танец «Мазурка», теория и методика преподавания
    Министерство культуры и спорта Республики Казахстан
    РГКП Алматинское хореографическое училище им. А. Селезнева

    «Утверждаю»
    Заместитель директора по УМ
    АХУ им. А. Селезнева
    _______________Канапьянова Г. М.
    «____»_____________2018 г.

    Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу

    Тема: Польский академический танец «Мазурка», теория и методика преподавания

    Преподаватель: Байтембетова С. К.
    Концертмейстер: Макарова О. Б.

    г. Алматы
    Тема открытого урока: Польский академический танец «Мазурка»: теория и методика преподавания

    Цель урока:
    Показ основных позиции и положении рук, ног.
    Показ танцевальных этюдов народно-сценического танца с основными позициями польского академического танца «Мазурка».
    Изучение методики и правил исполнения «Мазурки» учащимися 4 г. о.

    Задачи урока:
    1. Изучить и освоить движения польского академического танца.
    2. Работа над манерой и характером исполнения Мазурки.
    3. Развить координацию, танцевальность учащихся.

    Структура открытого урока:
    1. Теоритическая часть урока
    1.1 Краткая история возникновения танца
    1.2 Исполнение танца Мазурка
    1.3 Изучение основных движений польского академического танца
    2. Практическая часть урока

    Аннотация
    Народно-сценический танец является одним из основных предметов в хореографическом образовании при подготовке учащихся квалификации «Артист балета». Программа по народно-сценическому танцу рассчитана на пять лет. Освоение этого предмета в хореографических училищах начинается с четвертого года обучения.

    Введение
    Народно-сценический танец состоит из движений народного танца, трансформированных движений классического танца (демиклассика) и придуманных хореографом движений в характере сочиняемого танца.Ноги находятся в подтянутом и выворотном положении, стопы вытянуты, необходимы ракурсы головы и корпуса, принятые в классическом танце. Руки и переходы их из одной позы в другую изящно строги — от мягких и нежных до резких, фиксирующих поз и положений. Исполнение таких танцев должно профессионально и тщательно отрабатываться на уроке народно-сценического танца.
    Народно-сценический танец, является неотъемлемой частью балетного классического спектакля.
    Главная задача педагога – научить ученика работе над танцевальным образом, правильно передать характер, стиль, манеру и технику исполнения.
    Движения изучаются по степени трудности – от простых к более сложным как по технике исполнения, так и по стилевым особенностям и эмоциональной насыщенности. В соответствии с программой предмет народно-сценический танец предлагает пять открытых позиции, пять свободных, пять прямых и две закрытых позиции ног. Предлагается семь позиции рук, подготовительное и два основных положения. На первом году (4 г. о.) обучения происходит первоначальное знакомство учащихся с дисциплиной «Народно-сценический танец». В первом полугодии особое внимание следует уделить постановке ног, корпуса, рук и головы в упражнениях у станка и на середине зала, затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнения на развитие координации. Во втором полугодии составляются несложные танцевальные комбинации на 8-16 тактов из двух-трех пройденных движений. В течение первого года изучаются элементы следующих танцев: польского академического танца, венгерского, итальянского, испанского танцев и белорусского народного танца.
    Термин «мазурка» происходит от названия польской провинции Мазовия. Жители этого региона называют себя мазурами, так же, по-польски, звучит и название танца, известного у нас как мазурка. Музыкальная основа танца так мелодически и ритмически своеобразна, что композиторы-классики использовали в своих произведениях этот танец для музыкальной характеристики польских персонажей. Так поступил Глинка в опере «Иван Сусанин», Дворжак в опере «Дмитрий», Мусоргский в опере « Борис Годунов».

    1. Теоретическая часть урока
    1.1 Краткая история возникновения танца

    Первыми исполнителями мазурки была этнографическая группа населения Польши – мазуры. Крестьяне Мазовии танцевали этот танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема. В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. Грациозные и сдержанные движения мазурки полюбились польской знати, а, вслед за ними, и аристократам Европы.
    Такое признание мазурка получила благодаря непревзойденному польскому композитору Фредерику Шопену. Его любовь к родине была столь велика, что в своих произведениях он отобразил и искренность, и героизм, и напористость польского характера. Музыкальными образами Шопен высказывался и как творец, и как патриот, и как обычный человек. Всего композитором было написано около 60-ти мазурок. Все их можно разделить на три типа: сельские мазурки-картинки, блистательные городские и лирические, вальсовые мазурки. Народная музыка и танец вдохновили и других композиторов на создание своих мазурок. Прекрасные мелодии написаны М. Огинским, К. Шимановским, К. Дебюсси, М. Глинкой, П. Чайковским, А. Глазуновым, А. Скрябиным и другими. Даже в основу гимна Польши «Еще Польша не погибла» легла мазурка, написанная Юзефом Выбицким.

    Что такое мазурка?В основу мазурки легли сразу три польских танца: мазур, куявяк и оберек. В более быстром темпе мазурка тяготеет к обереку, в более медленном – к куявяку. Музыкальный размер танца трехдольный – 3/4, 3/8, 6/8, темп – живой, быстрый.
    Мазурка – это парный танец. Кавалер в процессе выказывает всяческое уважение даме, ведя ее, немного впереди себя. Партнеру в мазурке принадлежит роль лидера: он определяет движения, меняет фигуры, устанавливает темп. Гордо демонстрирует он свою даму всему залу. Польскому народу свойственны чувство собственного достоинства и гордость. Несмотря на быстрый темп мазурки, движения танцоров, тем не менее, проникнуты именно этими чувствами.
    Виды мазурки
    Народные польские танцы мазур, куявяк и оберек можно считать и отдельными танцами, и разновидностями мазурки.
    Оберек
    Быстрый, темпераментный танец, с акцентированной третьей долей каждого второго такта.
    Куявяк
    Более медленный танец, вальсового характера, с лиричной, проникновенной мелодией. Это танец-мечта, танец-воспоминание.
    Мазур
    В мазуре наиболее ярко проявляются народные черты польского танца: характер, настроение, движения, фигуры.
    Особенности мазурки
    Мелодия танца часто носит синкопированный характер. Акцент, в отличие от вальса, часто делается на вторую, и даже третью, долю такта. Ритмическая группа может состоять из двух восьмых и двух четвертных в такте при размере 3/4, которые чередуются с тремя четвертными.
    Обычно мазурки имеют двухчастную форму, сохраняя ритмический рисунок, характерный для народных танцев. Мазурке свойственна пунктирность, акцентировка, прихотливая ритмическая и мелодическая структура. Части танца часто имеют контрастный характер, напряженную драматургию.
    Мазурка – легкая и жизнерадостная, лиричная и грациозная – отобразила в себе душу польского народа.

    1.2 Исполнение танца Мазурка

    Польские народные танцы полонез, краковяк и мазурка получили широкое распространение в оперных и балетных спектаклях. В программу народно-сценического танца включено изучение мазурки. Ввиду технической сложности ее элементов изучение начинается с первого года обучения и продолжается на протяжении всего курса.
    Истоки сценической мазурки идут от народного танца «мазур». Перенесенный на сцену театра, «мазур», естественно, несколько изменился в характере исполнения ряда элементов, приобрел более скользящие движения ног, менее резкие приседания и удары стоп, корпус стал более подтянут, строже в сохранении принятого положения. При всем этом сценическая мазурка сохранила красоту, благородство, силу – черты, свойственные исполнению народного «мазура».
    Задача педагога при изучении мазурки – добиться от учащихся максимально длинного скольжения на основном ходе мазурки, четкой и точной передачи манеры и характера исполнения, предельной легкости, стремительности в движениях, законченности положений и позиций рук. Гордая осанка, отклоненный от партнера корпус, легкость и грациозность – черты, присущие женскому исполнению мазурки. Мужественность, элегантность, динамичность в сочетании со строгой манерой и темпераментом характерны для мужского исполнения.
    Музыкальный размер - 3/4.

    1.3 Изучение основных движений польского академического танца

    1. Основные позиции и положения ног
    Положения ног, встречающиеся в польском академическом танце, различны. Основными являются следующие: I и II прямые, I, III, IV и V свободные, I закрытая и V открытая позиции ног народно-сценического танца.

    2. Основные позиции и положения рук
    В польском академическом танце используются все позиции рук народно-сценического танца, кроме 6-й, подготовительное и два основных положения, а также различные сочетания из этих позиции и положений.
    Характерное положение кисти в польском сценическом танце: кисть открыта, пальцы свободно собраны и открыты.
    Наиболее характерные положения рук:
    а) Одна рука, согнутая в локте, поднята перед собой на уровне диафрагмы, свободная кисть слегка согнута в запястье и повернута ладонью вниз. Другая рука – в 4-й позиции.
    б) Одна рука, округлая в локте, открыта перед собой чуть ниже уровня плеча; ладонь слегка повернута вверх. Другая рука – в 4-й позиции.
    в) Одна рука, округлая в локте, опущена вдоль корпуса; большой, указательный и средний пальцы поддерживают юбку. Другая рука – в 4-й позиции.

    3. В мазурке встречается специфичное движение, котороеназывается «волнообразное» движение руки
    Из подготовительного положения одна рука с небольшого замаха от локтя в сторону поднимается в 1-ю позицию. Ладонь слегка повернута вниз, кисть свободна, пальцы собраны. Продолжая движение, рука от предплечья слегка поднимается кистью вверх и волнообразным движением, как бы описывая по горизонтали половину восьмерки, открывается в сторону. Затем кисть слегка поворачивается в запястье ладонью вниз и одновременно с поднятием руки во 2-ое положение выполняет короткий взмах. Кисть руки после взмаха открыта, пальцы свободно собраны, ладонь слегка повернута вверх. Локоть находится на уровне уха. При выполнении этого движения необходимо следить за тем, чтобы кисть руки проходила не выше уровня плеча, а локоть не опускался. Другая рука – в 4-й позиции.
    Голова в начале движения слегка наклоняется в сторону руки, находящейся в 4-й позиции. Взгляд, направленный на кисть работающей руки, сопровождает открывание руки в сторону. Одновременно с взмахом кисти голова через легкий наклон поворачивается в противоположную от руки сторону и поднимается.

    4. «Ключ» - удар каблуками
    Движение занимает 1 такт.
    Исходная позиция ног – I прямая. Руки – в 5-й позиции. Ноги, корпус и голова направлены к 1-й точке.
    а) Одинарный
    Первая четверть.
    Первая восьмая – стопы обеих ног с опорой на подушечки скользящим движением по полу разводятся каблуками в стороны в 1-ю закрытую позицию.
    Вторая восьмая – пауза.
    Вторая четверть – пауза.
    Третья четверть – пауза.
    Первая восьмая – скользя каблуками по полу, стопы с ударом внутренними сторонами соединяются в 1-ю позицию.
    Вторая восьмая – пауза.
    б) Двойной
    Первая четверть.
    Первая восьмая – каблуки разводятся в 1-ю закрытую позицию.
    Вторая восьмая – пауза.
    Вторая четверть.
    Первая восьмая – пауза.
    Вторая восьмая – скользя каблуками по полу, стопы с коротким ударом внутренними сторонами соединяются в 1-ю прямую позицию, и сразу же скользящим движением по полу каблуки слегка разводятся в стороны.
    Третья четверть.
    Первая восьмая – скользя каблуками по полу, стопы с коротким ударом внутренними сторонами соединяются в 1-ю прямую позицию.
    Вторая восьмая – пауза.
    Необходимо следить за тем, чтобы при выполнении «ключа» ноги в коленях были свободны.

    5. «Заключение» - усложненный ключ
    Движение занимает 1 такт.
    Исходная позиция ног – 1 свободная. Руки – в 4-й позиции. Ноги, корпус и голова направлены к 1-й точке зала.
    а) Одинарное
    Затакт (четвертая четверть последнего такта музыкального вступления) – вытянутая правая нога резко открывается в сторону в открытом положении на 35⁰ по направлению ко 2-й точке.
    Первая четверть – правая нога сгибается в колене в открытом положении и резко проводится носком вытянутой стопы к носку левой, не соприкасаясь с ним. Корпус от талии слегка наклоняется влево. Голова поворачивается влево и слегка наклоняется; взгляд направлен на каблук правой ноги.
    Вторая четверть – правая нога слегка отводится на носке назад и поворачиваясь в закрытое положение, опускается на всю стопу; нога в колене смягченное. Одновременно стопа левой ноги скользящим движением по полу поворачивается каблуком наружу. Обе ноги образуют 1-ю закрытую позицию. Корпус выпрямляется. Голова, сохраняя наклон, переводится по направлению к 1-й точке.
    Третья четверть – скользя по полу, стопы с ударом внутренними сторонами соединяются в 1-ю прямую позицию. Колени вытянуты. Голова поднимается.
    «Заключение» изучают в начальном этапе без руки. По освоению движения можно добавить руки: волнообразные, с окончанием во второе положение. Корпус и голова могут быть повернуты к работающей руке. Также можно голову отвернуть от работающей руки. Другая рука в 4-й позиции. «Ключ» - можно использовать 5-ю позицию в руках.

    6. «Pasbalance»
    Движение занимает 1 такт.
    Исходная позиция ног – 3-я свободная. Руки – в 4-й позиции. Ноги, корпус и голова направлены к 1-й точке.
    Pasbalance может выполняется на месте (из стороны в сторону – поочередно то с одной, то с другой ноги) и с продвижением назад.
    Pasbalance на месте.
    Первая четверть – шаг на правую ногу в сторону с носка на всю стопу в свободном положении в полуприседание. Левая нога сгибается в колене и с вытянутой стопой подводится в открытом положении сзади к щиколотке правой. Ноги и корпус поворачиваются ко 2-точке. Одновременно корпус от талии слегка наклоняется вправо. Голова через небольшой наклон поворачивается к 8-й точке зала; подбородок слегка приподнят.
    Вторая и третья четверти – два поочередных переступания: левой ногой на низкие полупальцы – колени обеих ног при этом слегка выпрямляются, а правая нога отделяется от пола со свободной стопой – и правой на всю стопу в полуприседание; левая нога при этом сгибается и подводится к щиколотке правой сзади. Все движение носит легкий «рессорный» характер.
    При выполнении движения с продвижением назад делается шаг в сторону – назад.
    По освоении движения оно выполняется в координации с движением рук; одноименная рука открывается в 1-ю позицию, а при выполнении движения с другой ноги закрывается через первую в 4-й позицию; и так меняем руки касательно работающей ноги; с этим движением руки могут взять 5-ю позицию.

    7. «Голубец»
    Движение занимает 1 такт.
    Исходная позиция ног – 1-я прямая, руки – в 4-й позиции. Ноги, корпус и голова направлены к 1-й точке.
    Движение выполняется с продвижением в сторону.
    Затакт (третья четверть последнего такта музыкального вступления) – одновременно с небольшим полуприседанием на левой ноге правая, вытянутая в колене, скользит в прямом положении по полу в сторону на носок. Корпус отклоняется налево. Голова через наклон вниз поворачивается по направлению ко 2-й точке зала.
    Первая четверть.
    Первая восьмая – левая нога вытягивается в колене, быстро подводится по полу к правой, касающейся носком вытянутой стопы пола, и подбивает ее по 1-й прямой позиции. В момент подбивания стопы обеих ног вытянуты.
    Вторая восьмая – левая нога опускается на всю стопу в прямом положении в полуприседание; правая скользит в прямом положении в сторону на носок. Корпус и голова сохраняют прежнее положение.
    Вторая и третья четверти – пауза.
    После изучения этого движения с паузой можно выполнить два «голубец» подряд с приведением опорной ноги в 1-ю прямую позицию с притопом.
    Руки могут быть в положении алленже и в 5-й позиции.

    8. Перебор «pas de bourree»
    Движение занимает 1 такт. Есть две раскладки исполнения pasdebourree (с паузой и подряд).
    Исходная позиция ног – 1 прямая. Руки – в 4-й позиции. Ноги, корпус и голова направлены к 1-й точке зала.
    Затакт – одновременно с полуприседанием на левой ноге вытянутая правая, открывается в прямом положении в сторону на 35⁰. Корпус отклоняется влево. Голова поворачивается по направлению ко 2-й точке.
    Первая четверть.
    Первая восьмая – мягкий перескок на правую ногу с одновременным подбиванием стопы левой по 1-й прямой позиции; в момент перескока стопы вытянуты. После подбивания правая нога опускается на пол с носка на всю стопу в полуприседание, а левая сгибается в колене; стопа отделяется от пола.
    Вторая восьмая – левая нога в прямом положении слегка отводится в сторону. Корпус выпрямляется.
    Вторая четверть.
    Первая восьмая – полуприседание на правой ноге увеличивается. Левая, согнутая в колене, опускается на низкие полупальцы по 2-й позиции. Корпус начинает отклоняться вправо. Голова через небольшой наклон начинает поворачиваться влево.
    Вторая восьмая – одновременно с уменьшением полуприседания на правой ноге колено левой слегка выпрямляется. Правая нога отделяется от пола и с согнутым коленом приближается в прямом положении к левой. Корпус продолжает отклоняться вправо.
    Третья четверть.
    Первая восьмая – небольшой мягкий перескок на правую ногу с одновременным подбиванием стопы левой по 1-й прямой позиции. После перескока правая нога опускается на пол на всю стопу в полуприседание, а левая, вытягиваясь в колене и стопе, открывается в прямом положении в сторону на 35⁰. Наклон корпуса вправо заканчивается. Голова заканчивает поворот по направлению к 8-й точке зала.
    Вторая восьмая – пауза.
    Все движение носит легкий «рессорный» характер.
    После того, как освоили движение, можно включать руки; одноименная рука с ногой открывается через 1-ю позицию во 2-ю позицию народно-сценического танца, так руки меняются одна на другую; 5-я позиция в руках.

    9. Основной ход мазурки – «pas gala»
    На первом году обучения это движение делается в чистом виде, не добавляется в танцевальный этюд.
    Движение занимает 1 такт.
    Исходная позиция ног – 3 свободная. Руки – в 4-й позиции. Ноги и корпус направлены ко 2-й точке, голова – к 1-й.
    Движение выполняется с продвижением вперед.
    Затакт – небольшой скачок на левой ноге. Правая со свободным коленом и вытянутой стопой отделяется от пола впереди левой по 5 свободной позиции (су-су).
    Первая четверть.
    Первая и вторая восьмые – правая нога в свободном положении носком вытянутой стопы делает длинное скольжение вперед по полу, заканчивающееся полуприседанием на всей стопе в свободном положении. Центр тяжести быстро переносится на правую ногу. Корпус от талии слегка подается вперед. Голова, сохраняя поворот к 1-й точке, слегка наклоняется вправо; подбородок приподнят. Одновременно левая нога, слегка сгибаясь в колене (атитюд), с вытянутой стопой поднимается сзади в открытом положении на 45⁰.
    Вторая четверть – сохраняя уровень полуприседания, правая нога с упором на подушечку стопы проскальзывает в свободном положении вперед. Левая нога сохраняет прежнее положение.
    Третья четверть.
    Первая восьмая – правая нога слегка вытягивается в колене. Левая, сохраняя присогнутое колено, подводится к правой и через 1-ю свободную позицию к 5-й свободной позиции.
    Вторая восьмая – одновременно с небольшим скачком на правой ноге стопа левой вытягивается и отделяется от пола впереди правой по 3 свободной позиции; колено свободно.Это положение является «затактом» для движения с другой ноги.
    При выполнении этого движения положение корпуса и головы не меняется.
    По освоении движения руки могут находиться в 5-й позиции или одна рука открыта вперед, другая – в 4-й позиции.

    2. Практическая часть урока:

    1. Поклон в польском академическом характере.

    2. Этюд №1 – положения ног, положения рук, волнообразное движение руки.

    3. Этюд №2 – «ключ» одинарный, двойной и «заключение» усложненный ключ.

    4. Этюд №3 – pas de bourree, «голубец», pas balance.

    5. Этюд №4 – комбинация ронд-де-жамб-партер

    6. Этюд №5 – pas gala.

    7. Этюд №6 – танцевальный этюд «Польский академический танец «Мазурка», повторение всех пройденных, изученных движений.

    8. Поклон в польском академическом характере.

    Список использованной литературы:

    1. А. Лопухов, А. Ширяева, А. Бочаров «Основы характерного танца» - Л., 1939
    2. К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер, Е. Фарманянц «Народно-сценический танец. Ч1» - М., 1976
    3. Н. Тарасов «Теория и методика преподавания народно-сценического танца» - СПб., 1996
    4. И. Генслер «Методика преподавания характерного танца» - СПб., 2011
    5. А. Блатова «Программа по народно-характерному танцу» - Л., 1966





    Категория: Опыт | Добавил: Oxana (28.10.2018) | Автор: Макарова Оксана Борисовна E
    Просмотров: 2463 | Теги: польская музыка | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024