В помощь педагогу.
Среда, 24.04.2024, 14:19
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Начальная школа

    Информационная безопасность как составляющая медиакультуры личности
    Информационная безопасность как составляющая медиакультуры личности
    Защита детей от разрушительного влияния экранного насилия и жестокости стала на сегодняшний день важной социальной и государственной проблемой. С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Принятие данного Федерального закона направлено «на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности, сформировать у ребёнка искажённую картину мира и неправильные жизненные установки». Возникает необходимость в формировании медиакультуры личности[4].
    Медиакультура по отношению к аудитории может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа [3].
    Телевидение, Интернет, сотовая связь, пресса стали неизменными спутниками практически каждого ребенка и взрослого. По опросам, Россия занимает первое место по количеству жертв киберпреступлений среди частных лиц.
    Для решения проблемы, наиболее действенным путем может стать развитие умения школьников самостоятельно, критически оценивать различные медиатексты (телепередачи, фильмы, Интернет-сайты и т.д.), пробуждение их способности к восприятию и аргументированной оценке получаемой информации, нахождение, распознавание и реагирование на угрозы из сети.Все это может обеспечить развитие информационной безопасности, как важной составляющей медиакультуры.
    Применительно к области образования, Саттарова Н.И. рассматривает информационную безопасность личности как, педагогически направляемый процесс формирования у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для минимизации последствий психического и нравственного воздействия [5].
    В науке и системе образования, сложились две тенденции рассмотрения определения понятия и структуры информационной безопасности личности. Информационная безопасность личности как качество личности и как качество образовательного процесса.
    Иными словами, информационная безопасность личности - это:
    а) состояние защищенности, при котором отсутствует угроза причинения вреда информации, которой владеет личность;
    б) состояние и условие жизнедеятельности личности, при которых отсутствует угроза нанесения вреда личности информацией.
    Если первый аспект обеспечивают специализированные компьютерные программы, то кто или что должно обеспечивать второй аспект?
    Медиакультура подразумевает овладение личностью медиаграмотностью (медиакомпетентностью) взрослых и детей. Это понятие включает в себя:умение владеть компьютером, диктофоном, фотоаппаратом, видеокамерой и т.д.,осуществлять поиск необходимой информации в огромном медиапотоке;самостоятельно осмыслить, проанализировать сообщения, передаваемые при помощи медиа, отличить истинные высказывания от ложных;создавать собственные фильмы, программы, сайты, журналы и т.п [2].
    Первые две задачи наши дети, успешно решают без особого труда, так как овладевают медиа с ранних лет, и нужную информацию получают достаточно быстро. А вот с проблемой самостоятельно мыслить и анализировать, отличать истинную информацию от ложной, моментами вступающей в противоречие с законом, справляются далеко не все. А уж тем более «пройти» мимо такой информации может не каждый.
    Мировой опыт свидетельствует о том, что медиакультураоткрывает большие возможности для развития ребенка, его интеллектуального и творческого потенциала, способностей, самостоятельного мышления [1].
    Медиакомпетентность предполагает самостоятельное осмысление медиаинформации, ее критическое оценивание, способность использовать позитивные возможности медиакультурыв саморазвитии и самореализации. Следует учесть, что пик интереса к миру медиа приходится на подростковый возраст и младший школьный[3].
    Большую роль в использовании позитивного потенциала произведений медиакультуры играют родители, которые могут, используя широкий арсенал разнообразных методов и приемов, помочь своему ребенку лучше ориентироваться в потоке медиаинформации, развивая самостоятельное, критическое осмысление, творческий потенциал, расширяя кругозор и познавательные способности, иными словами – воспитывая культуру общения ребенка с миром медиа.
    От родителей и педагогов зависит, насколько безопасным будет для ребенка интернет серфинг. Лишь только совместные усилия смогут организовать среду и привить информационную безопасность, как качество личности, ребенку. Тем самым, обеспечить все два компонента информационной безопасности.
    Формы и методы семейного воспитания, связанные с освоением мира медиакультуры, предполагают использование многообразных творческих и игровых методов. При помощи игровой деятельности на материале произведений медиакультуры развивается самостоятельность детей, их умение самостоятельно справляться со стоящими перед ними жизненными проблемами [1].
    Не менее значима для детей и подростков творческая деятельность с использованием потенциала медиа. Творчество, в том числе – и на материале произведений медиакультуры, являясь необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни ребенка, становится важным средством самовыражения и самореализации, что особенно важно в подростковом и младшем школьном возрасте.
    Знакомство и освоение с закономерностями медиа в образовательной среде должно проводится в форме спецкурсов, медиакружков, факультативов, медиастудий, а также можно использовать возможности медиапедагогики в ведении различных учебных предметов школьного курса. В своей практике мы реализуем курс повышения информационной безопасности младших школьников.
    Что касается семейной медиапедагогики, то этот вопрос достаточно редко поднимается и обсуждается, чаще всего, ограничивается указанием на негативные стороны медиа и необходимость ограничить контакты детей с телевидением, компьютером и Интернет. Но этого недостаточно, по возможности необходимо, приглашать родителей учащихся на вечера (встречи) медиаграмотности, где будет информация о том, как обезопасить ребенка в сети, на что стоит обратить внимание.
    Таким образом, можно сделать вывод, что:
    • Обеспечение информационной безопасности личности предполагает формирование медиакультуры всех субъектов образовательного пространства.
    • Использование разнообразных методов и приемов по формированию медиакультуры в работе с детьми и родителями (обсуждение фильмов, телепередач путем организации семейных конкурсов, творческой и игровой деятельности на материале экранной медиакультуры, создание семейных медиапроектов и т.д.) в соответствии с требованиями ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» способствует созданию партнерских взаимоотношений между родителями и детьми.
    • Внесение изменений в содержание просветительской деятельности образовательных учреждений в рамках родительского лектория, включая вопросы по формированию медиакомпетентности и обеспечению информационной безопасности личности, способствует формированию культуры воспитания родителей.
    И в заключении хочется отметить, что освоение современной медиакультуры может стать важным воспитательным средством, которое будет способствовать не только развитию информационной безопасности личности ребенка, но и созданию партнерских взаимоотношений между родителями и детьми.
    Список литературы:
    1 Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. - Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. - 87 с.
    2 Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2001. – 708 с.
    3 Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. - Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института, 2010.
    4 Федоров Д.Ю. Применение структуризации знаний для обеспечения информационной безопасности личности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2013. - № 2. - С.23-27.
    5 СаттароваН.И.Информационная безопасность школьников в образовательном учреждении: автореф. дис... кан. пед. наук: 13.00.01 /Саттарова Надежда Ивановна. - СПб., 2003. - 13 с.
    Категория: Начальная школа | Добавил: rimma_robertovna (17.11.2016) | Автор: Байдель Римма Робертовна E
    Просмотров: 512 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024