Тема: Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи. Цели: Формировать экономическое мышление; систематизировать знания учащихся о потребительской культуре; развивать речь, внимание, критическое мышление; прививать навыки рационального потребления.
Оборудование: компьютер, презентация, плакаты, таблицы, раздаточный материал, микрокалькуляторы. Применяемая технология: проектная. Тип проекта: поисковый. Продукт проекта: таблица бюджетных средств.
Ход урока I. Организационный момент. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок финансовой грамотности, на котором мы попробуем заняться планированием семейного бюджета. II. Целеполагание. Сегодня на уроке мы проведем тест, решим несколько задач и попробуем ответить на вопросы, но для этого вам нужно быть серьез¬ными, трудоспособными, мобильными и внимательными. III. Актуализация опорных знаний. 1. Распределительный тест: А) личное и семейное потребление; Б) производственное потребление; В) общественное потребление: - сырье (б); продукты питания (а); безопасность населения (в); за¬щита окружающей среды (в); энергия (б); одежда (а); информация (б); жилье (а); управление (в); охрана здоровья (в); личный транспорт (а); средства производства (б). 2. Беседа: - Кто такой потребитель? - Что такое "потребность"? - Что такое "потребление"? - Что такое потребительская культура IY. Введение понятия "бюджет". Мы узнали, что умение разумно удовлетворять свои потребности является частью потребительской культуры. А что вы понимаете под разумным потреблением? (Ответы учащихся.) - Верно, нужно планировать, чтобы вам на все ваши нужды хватило денег. Мы вплотную подошли к теме нашего урока. А назовете вы ее, когда решите следующий ребус: - Б + (юла-ла) + (дом-ом) + (жилет- ил) Бюджет - это финансовый план, список доходов и расходов на определенный период времени. Бюджет есть у государства, у отдельной области, города, района. Бюджеты бывают большие и маленькие. Их составлением занимаются большие, взрослые, серьезные экономисты. Мы тоже попробуем спланировать семейный бюджет. Ведь в будущем не все вы станете бизнесменами и экономистами, но пла-нировать бюджет вашей семьи придется почти каждый день. Ведь имен¬но этим занимаются ваши родители ежедневно. А откуда же берутся поступления в семейный бюджете? А какие статьи расхода есть в ва¬шем семейном бюджете? А какие расходы мы относим к непредвиден¬ным? Вот мы сейчас с вами попробуем спланировать на месяц бюджет семьи из трех человек (мама, папа и сын школьного возраста). Y. Решение задач. 1) Мама получает зарплату - 25000 тенге, папа в 2 раза больше мамы. Каков общий бюджет семьи? Мама – 25000тг. ? Папа - ?, в 2р. больше 25000+25000х2= 75000(тг.) Ответ: 75000тенге 2). Семья оплачивает следующие коммунальные услуги: плата за газ – 1200тенге, пользование электроэнергией обходится на 800 тенге больше, чем газ, а плата за воду составляет 1/4часть стоимости электроэнергии. В какую сумму обходятся семье коммунальные услуги? Газ – 1200тг. Электроэнергия - ?, на 800тг. Больше ? Вода - ?, 1/4часть 1200+800=2000(тг.)-плата за газ 2000:4=500(тг.) - плата за электроэнергию 1200+2000+500=3700(тг.) - всего 3) Семья расходует на питание следующие денежные средства: хлебобулочные изделия-1200тенге, на мясопродукты в 6раз больше, на овощи и фрукты - в 6 раз меньше, чем на мясопродукты, на сахар и кондитерские изделия – в 2раза больше, чем на овощи и фрукты, на напитки - на 500 тенге меньше, чем на сахар и кондитерские изделия. Сколько тенге расходуется на питание? Хлебобулочные изделия-1200тг. Мясопродукты - ?, в 6раз больше Овощи и фрукты - ?, в 6 раз меньше ? Сахар и кондитерские изделия – ?, в 2раза больше На напитки - ?, на 500тенге меньше 1200х5=6000(тг.) – на мясопродукты 6000:6=1000(тг.) - на овощи и фрукты 1000х2=2000(тг.) - на сахар и кондитерские изделия 2000-500=1500(тг.) - на напитки 1200+6000+1000+2000+1500=11700(тг.) - всего Ответ: 11700тенге 4) Семья несёт и прочие, текущие расходы: на бытовые нужды – 2000тенге, на одежду – в 2раза больше, чем на бытовые нужды, туалетное мыло обходится в 200тенге, шампунь – на 100тенге дороже, чем мыло, цена порошка составляет 1/2часть от стоимости шампуня, чистящие средства – на 50тенге дороже, чем порошок, на лекарства тратится 1000тенге, на канцтовары – 1/5 часть от стоимости лекарств, на непредвиденные расходы в 3раза больше, чем на лекарства. Какова общая сумма статьи «прочие расходы»? Бытовые нужды – 2000тг. Одежда - ?, в 2раза больше Туалетное мыло - 200тг. Шампунь – ?, на 100тг. дороже Порошок - ?, 1/2часть Чистящие средства – ?, на 50тг. дороже ? Лекарства - 1000тг. Канцтовары – ?, 1/5 часть Непредвиденные -?, в 3раза больше 2000х2=4000(тг.) - на одежду 200+100=300(тг.) – на шампунь 300:2=150(тг.)- на порошок 150+50=200(тг.) – на чистящие средства 1000:5=200(тг.) – на канцтовары 1000х3=3000(тг.) - на непредвиденные расходы 2000+4000+200+300+150+200+1000+200+3000=11050(тг.) - всего
Ответ: 11050тенге 5) Семья заготовила на зиму топливо: 7тонн угля по 5000тенге за тонну и 4 кубометра дров по 3500тенге за куб. В какую сумму обходится топливо? Цена Количество Стоимость 5000тг. 7т ?
? 3500тг. 4 куб. м
5000х7=35000(тг.) –на уголь 3500х4=14000(тг.) – на дрова 35000+14000=49000(тг.) -всего
Ответ: 49000тенге 6) Какую статью расходов мы еще не учли, зная, что ребенок учится в школе? (Питание в школе.) 1 день – 70 тенге; 1 неделя – 6 учебных дней; 1 месяц – 4 недели. 1 месяц - ?;
70х6 = 420 (тг.) – на неделю; 420х-4 = 1680 (тг.) – всего за месяц. Ответ: 1680тенге.
7) Семья за месяц расходует на коммунальные услуги 3700тенге, на питание – 11700тенге, на прочие расходы – 11050тенге, на топливо – 49000тенге и на школьное питание – 1680тенге. Каковы месячные расходы семьи? 3700+11700+11050+49000+1680= 77130(тг.) Ответ: 77130тенге. YI. Сведение решенных задач в таблицу. Подсчитайте общую сумму расходов семьи с помощью микрокаль¬кулятора (данные о доходах и расходах заносятся в компьютер и выво¬дятся в диаграмме). Таблица доходов Источник Сумма Мама 25000тенге Папа 50000тенге Итого 75000тенге
Таблица расходов на коммунальные услуги Наименование услуги Стоимость Газ 1200 Электроэнергия 2000 Вода 500 Итого 3700
Таблица расходов на питание Наименование товара Стоимость Хлебобулочные изделия 1200 Мясопродукты 6000 Овощи и фрукты 1000 Сахар и кондитерские изделия 2000 Напитки 1500 Итого 11700
Таблица прочих расходов Наименование статьи Стоимость Бытовые нужды 2000 Одежда 4000 Мыло 200 Шампунь 300 Порошок 150 Чистящие средства 200 Лекарства 1000 Канцтовары 200 Непредвиденные расходы 3000 Итого 11050
Таблица расходов на топливо Наименование товара Стоимость Уголь 35000 Дрова 14000 Итого 49000
Таблица расходов на школьное питание Наименование Стоимость В день 70 В неделю 420 Итого (в месяц) 1680
Сводная таблица расходов Наименование Стоимость Коммунальные услуги 3700 Питание 11700 Прочие расходы 11050 Топливо 49000 Школьное питание 1680 Итого 77130
Сводная таблица доходов и расходов
Наименование Сумма Доходы 75000 Расходы 77130 Дефицит бюджета 2130
- Сравните полученную диаграмму расходов и доходов. Какой вы¬вод вы можете сделать? - Да, расходов больше, чем доходов. Узнайте, на сколько больше? 77130-75000 = 2130 (гг.) YII. Знакомство с понятием "дефицит бюджета". Вот эта разница в 2130 тенге и есть дефицит бюджета, Дефицит бюджета - превышение статьи расходов над доходами. YIII. Решение проблемной задачи. Надо решить проблему дефици¬та бюджета. Каким образом мы это можем сделать? (Ответы учащихся.) - Как мы можем восполнить недостающую сумму? (Дополнитель¬ный заработок.) - А как вы можете помочь своей семье в решении материальных проблем? На каких статьях мы можем сэкономить? (Дискуссия.) - Верно, можно сэкономить на лекарствах, если вести здоровый образ жизни, делать зарядку, закаляться. IX. Итог урока. - Мы предоставляем слово экспертной группе, они оценят вашу работу. Спасибо за работу на уроке. Я думаю, что умения и навыки, которые вы сегодня получили на уроке, обязательно пригодятся вам во взрослой жизни. Надеюсь, вы поняли, насколько важно уметь грамотно распорядиться имеющимися средствами. X. Домашнее задание. Дома вам нужно будет просчитать свой личный бюджет доходов и расходов на неделю.