Познание мира 3 класс Тема: Знакомство с разнообразием растительного и животного мира. Цель: сформировать представления о лесе, как природном сообществе; формирование элементарных знаний об охране растительного и животного мира. Задачи: развивать умение находить взаимосвязи в сообществе; распознавать растения и животных; воспитывать любовь к природе; привить экологическую культуру школьникам. Оборудование: фото борка, презентация «Веренский бор»,картинки о природе, текст о Веренском боре.
Ход урока: I.Организационный момент. Салеметсiз бе! Здравствуйте! Good morning! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Пусть вам поможет на уроке ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Создание коллаборативной среды. Тренинг звезда. Идите все ко мне. Возьмитесь за руки. С неба звёздочка упала, Я желанье загадала, А желанье вот такое. Будем думать и читать и пятёрки получать, И небесная звезда веем сказала «Да,да,да!» II.Сообщение темы и целей урока. Мы сегодня совершим удивительное путешествие. Догадайтесь, о чем идет речь в этой загадке: Ученик читает: Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню земляникой, Таню -костяникой, Машеньку – морошкой, Петю - сыроежкой, Катеньку- малинкой, Васю- хворостинкой. (Лес). Приём ассоциации.(лес, отдых, дерево, растения, экология и т.д.) Учитель: Путешествуя, мы должны оберегать нашу природу, так как экология – то наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. А поведёт нас в путешествие известный сказочный герой. Доскажите словечко: Прямо с полки, за порог... Убежал румяный бок. Укатился наш дружок, Кто же это...(Колобок) Но у нас необычный колобок, а экоколобок - ученик экологического кружка. Сегодня мы отправимся в путешествие в достопримечательность нашего села – Веренский бор. III.Путешествие в Веренский бор.
1)Ученик рассказывает о Веренском боре – памятнике природы, используя презентацию. Одной из главных достопримечательностей села является Веренский борок, который в 1970 году получил статус «Памятник природы». Сосновый борок расположен на правом крутом берегу реки Тогузак. Площадь занимаемая памятником природы 2 га. Относится к Байкадамовскому лесничеству. Веренский сосновый борок подвергается значительному антропогенному давлению, поэтому членами экологического кружка систематически проводятся мероприятия направленные на сохранение бора для научных и образовательных целей. 2) 1 остановка Экоколобок Здесь в лесу царит прохлада, Здесь кричать, шуметь не надо По лесной тенистой стёжке Мы до просеки дойдём. На полянках вдоль дорожки Земляники наберём, И под пенье разных птичек Россыпи найдём лисичек. Учитель: Лес напоминает многоэтажное здание. Он как - бы состоит из этажей. Под землей находится много корней. Здесь живут мыши, кроты, также земляные черви. Они рыхлят почву, делают ее более плодородной. Это «подвал». А кто назовет этажи?(травы, кустарники, деревья). Работа в группах. Изучают текст и выбирают 1 группа –деревья 2 группа –кустарники 3 группа – травы Игра «этажи леса». Называю травы – дети приседают, кустарники – хлопают в ладоши, деревья – подпрыгивают. - сосна, ковыль перистый,ольха, мать-и-мачеха, вишня, хвощ,берёза, шиповник. Учитель: Главная достопримечательность нашего борка – это вековые сосны. Ученик:Сосна – верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни. Воздух с ароматом сосновой хвои чище, ведь сосновый запах убивает бактерии. Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои, можем шишки собрать для поделок. Экоколобок И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток. В наше время многие люди во время новогодних праздников отказываются от использования живых елей и сосен. Вместо живых деревьев используют искусственные, сделанные человеком деревца. Или же наряжают живые деревья, но не срубленные, а посаженные в горшки. Во время праздника такие ели и сосны стоят в домах наряженные, а после того, как праздничные дни заканчиваются, с этих деревьев снимают игрушки и высаживают из горшков в парках, во дворах, на улицах. 3) 2 остановка
-Экоколобок: Путешествуем дальше -Посмотрите, здесь гнёздышко с птенчиками. Можем ли мы взять птенчиков домой? Почему? Какие птицы обитают в Веренском борке? Решаем экологическую задачу. Работа в группах: 1 группа – соотносят картинки и названия птиц 2 группа – Восстановить цепь питания ( хищная птица кора деревьев личинка птица) 3 группа – составляют «толстые вопросы» Объясните, почему…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Выступление групп 4) 3 остановка Экоколобок: вот посмотрите какой красивый паучок, послушайте стихотворение про паучка. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение про паучка. На прозрачной паутинке паучок спускается. На прозрачной паутинке Медленно качается. «Лифт не нужен пауку, — Мне сказала галка, — У него, у паука, в животе спускалка». На этой полянке мы видим шмелей, ос. К ним так плохо относятся ребята, потому что они жалят их. Некоторые даже убивают их, а этого делать нельзя, так как они опыляют растения. Физминутка. Прилетели к нам вчера (частые взмахи руками) Полосатая пчела, А за ней шмель-шмелёк (взмахи более редкие) И весёлый мотылёк(взмахи руками от плеча) Два жука и стрекоза,(руки в одну сторону, затем в другую) Как фонарики, глаза. Пожужжали, полетели,(жужжат и делают взмахи) От усталости упали (сели за парты) 5) 4 остановка Давайте отдохнём на этой лужайке. А вот и заяц. Инсценировка «Жалоба зайца». У нас зайцев, дома нет. Мы рождаемся прямо на земле, среди травы. Покормит нас мама и убежит. Сидим мы одни-одинёшеньки. Молоко у мамы жирное и питательное. Несколько дней мы сыты. Другая зайчиха пробежит и нас накормит. У нас первые три недели много врагов, мы спим с открытыми глазами. А сейчас нас всё меньше и меньше. Скоро нас запишут в Красную книгу. Какие у зайца враги? (лиса, волк, человек) 6)Выработка правил друзей природы. Работа в парах. (На каждой парте рисунок) - Каждая пара нарисует к своему рисунку запрещающий знак. Из знаков мы составим книгу правил поведения в природе. IV. Итог Давайте прочитаем статью из раздела «Это интересно» Настолько для природы важны установившиеся в ней связи свидетельствуют такой курьезный случай. Одному немецкому помещику XIX века показалось, что его леса слишком захламлены – много в них кустарников, травы и всякой нечисти – букашек, улиток, комаров. Он приказал лесникам расчистить лес. Расчистили: вырубили под корень кустарники, удалили траву, изгнали жуков и паучков! Вскоре лес засох. Там, где кипела жизнь, стало кладбище деревьев. Учитель: Почему же это случилось? Как вы думаете? Какой вывод можно сделать из этого? (Разорвался цепь питания: насекомые не могут жить без растений, птицы без насекомых.) Вывод: Поэтому оказавшись в лесу, бережно относитесь не только к деревьям, но и к малой травинке и насекомым, обитающим в нем. Экоколобок Не всегда люди понимают, что к природе надо относиться бережно. Нельзя вырубать или ломать деревья и кустарники, убивать птиц и зверей. Ловить бабочек. Хотя порой кажется , что эта змея или букашка не приносит никакой пользы. Но это не так. Все эти растения и животные на месте. Они у себя дома. Все они составляют единую экологическую цепочку. И нарушив её, мы в конечном счёте уничтожим всё живое и самих себя тоже. V. Рефлексия Оцени свою работу , расскажи по схеме: Сегодня на уроке: а)узнал Б) я могу похвалить себя за… -Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. И мне хотелось бы закончить наш урок стихотворением: Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте-ка мы все объединимся, Давайте нашу землю сохраним, Тогда и сами на земле мы сохранимся! VI.Домашнее задание: -Написать небольшое сочинение на тему охраны природы. -Синквейн «Веренский бор» |