В помощь педагогу.
Четверг, 25.04.2024, 18:34
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Дошколёнок

    Учимся играя
    Учимся играя
    (методическое пособие в помощь преподавателям и студентам педагогического колледжа)

    Мустафина З. К.

    Содержание

    Структура дидактической игры
    Дидактическая задача
    Игровые правила
    Игровые действия
    Виды дидактических игр
    Методика проведения различных дидактических игр
    Дидактикалық ойындар
    Дидактические игры
    Список литературы

    Структура дидактической игры

    Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.
    Игра, используемая в целях обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».
    Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
    Таки образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
    Следует, однако, обратить внимание на то, что в практике работы детских садов не всегда точно дифференцируются эти понятия: иногда правила выступают одновременно и как действия, что затрудняет правильное использование игры педагогом.


    Структурные элементы дидактической игры:
    1.Замысел (задача),
    2.Содержание,
    3.Игровые действия,
    4.Правила
    5.Результат.

    Дидактическая задача

    Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с «Программой воспитания в детском саду», где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.
    Таким образом, для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу надо, прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим развиваться, какие качества личности детей формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность). Например, в хорошо известной всем педагогам игре «Магазин игрушек» дидактическую задачу можно сформулировать так: «Закрепить знания детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность».
    Данная дидактическая задача, поставленная перед детьми в игре, поможет воспитателю организовать игру и свое руководство ею: подобрать игрушки, равные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу.
    В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление») как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, скажем, развитию памяти, в других - внимания, в третьих – мышления. Педагог заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так, игры «Что изменилось?» - использовать с целью упражнений запоминаний, «Магазин игрушек» - для развития мышления и речи, «Отгадай, что задумали» - наблюдательности, внимания.
    В каждой конкретной игре следует видеть основную задачу – задачу обучения и воспитания детей в соответствии с действующей программой.

    Игровые правила

    Основная цель правил игры – организовать действие, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее. Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом» (Л.С.Выготский).
    Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Например, почему игра «Что? Где? Когда?» (телепередача «Клуб знатоков») привлекает внимание огромного числа телезрителей? Безусловно, своими правилами. Самое жесткое здесь правило – в короткий отрезок времени (в течение одной минуты!) найти правильный ответ на любой заранее, неизвестный вопрос. Тот, кто ошибся, садится на скамью «штрафников», и лишь правильный следующий ответ команды игроков позволяет ему вернуться за стол. Это правило повышает ответственность того, кто от имени команды отвечает на вопрос. И в то же время следующий участник должен быть более ответственным, так как от его ответа зависит возвращение товарища в команду.
    Для того чтобы игра была более интересной, в нее включены игровые действия: стрелкой указывается номер конверта с вопросом телезрителей. Это позволяет объективно устанавливать очередность вопросов, их выбор.
    Эмоциональную окраску игре придают музыкальные паузы – песни, танцы, слушание музыки. Кроме того, такая организация игры дает возможность снять некоторую усталость, напряженность у игроков. Поощрение победителя в каждом раунде тоже относится к игровым действиям. Хотя в основе этого игрового действия лежит правило: за правильный ответ получают приз те, кто ответил правильно или задал интересный вопрос, на который не был найден ответ.
    Мы остановились подробно на анализе игры «Клуба знакомств» для того чтобы показать, каким образом через игру, через ее игровые элементы – умственную задачу, игровые правила и игровые действия – можно увлекать ею как самих играющих, так и болельщиков.
    Необходимо подчеркнуть, что в правилах отражен и нравственный аспект этой игры. Как часто мы наблюдаем проявление бурной радости игроков выигрыше и искреннего переживания в случае неудачи! Ясно, что непросто сдерживать свои эмоции. Да и нужно ли? В приведенной же игре и участники, и капитан команды никогда не проявили негативного отношения к товарищу, который ошибся, собственно, подвел команду. Корректность, доброжелательность, сочувствие – вот норма поведения в игре «Клуба знатоков».
    В играх детей часто можно слышать «Это из-за тебя, Витя! Не будешь больше играть с нами!» или: «Эх ты, а еще просился с нами играть, а сам все испортил!»
    Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия необходимо формировать у ребят корректность, доброжелательность, выдержку.

    Игровые действия

    Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре «Так бывает или нет?» Л. Станчева все небылицы:
    Теплая весна сейчас,
    Виноград созрел у нас.
    Конь рогатый на лугу
    Летом прыгает на снегу.
    Поздней осенью медведь
    Любит в речке посидеть.
    А зимой среди ветвей
    «Га-га-га!» - пел соловей.
    Быстро дайте мне ответ –
    Это правда или нет?
    Игра проводится часто так, что дети по очереди, подняв руку, называют все замененные небылицы. Но чтобы игра была интересней и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, например: у детей на столах в коробочке лежат фишки. Тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, тот, кто был внимательным и заметил их, положит перед собой шесть фишек. Другой игрок заметит одну небылицу и положит только одну фишку. Воспитатель задает вопрос тому, кто отложил одну фишку:
    - Какую ты заметил небылицу?
    - Конь рогатый – так не бывает.
    - Кто заметил эту же небылицу, пусть положит фишку в коробку. А ты, Лена, какие небылицы заметила? – спрашивает воспитатель у девочки, у которой лежат две фишки.
    Лена называет:
    - Летом снега не бывает и соловей не поет: «Га-га-га»
    -Правильно, Лена. Кто из вас, дети, заметил эти же небылицы, положите свои фишки в коробочку.
    Игра заканчивается, когда названа последняя небылица. После этого оглашают победителя. Он получает приз. Это может быть значок, открытка, флажок.
    Можно и просто отметить: «Витя победил. Он был очень внимательным и сообразительным. Молодец!»
    Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!» или «Помните, когда мы играли «Горячо – холодно!», как интересно было!»
    Так любая игра становится дидактической, если имеются основные компоненты, дидактическая задача, правила, игровые действия.

    Виды дидактических игр

    Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
    Дидактические задачи разнообразны. Задачами дидактических игр по развитию речи могут быть следующие: закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления.
    Содержанием дидактических игр обычно является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
    В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Правила определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх.
    Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это «проявление активности детей в игровых целях: отгадывать предметы по описанию, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.».
    Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.
    Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
    Для детей старшего дошкольного возраста игровое действие должно устанавливать достаточно сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.
    В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Большая группа игр для старших детей состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии.
    «Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание, детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи». В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.
    Можно выделить следующие виды дидактических игр:
    1. Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
    2. Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
    3. Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
    4. Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
    5. Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.
    Дидактическая игра имеет определенную структуру.
    Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
    Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
    • дидактическая задача;
    • игровая задача;
    • игровые действия;
    • правила игры;
    • результат (подведение итогов).
    Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки.
    Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
    Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
    Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение.
    В современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие. Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы.
    Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи детей - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

    Методика проведения различных дидактических игр

    Дидактическая игра представляет собой один из методов развивающего обучения. Под методом обучения в методике понимают «систему организации взаимосвязанной деятельности педагога и детей для достижения учебно-познавательных целей». Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
    В подготовку к проведению дидактической игры входят:
    - отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;
    - установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
    - определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
    - выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
    - определение количества играющих;
    - подготовка необходимого дидактического материала для игры;
    - подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
    - подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
    Проведение дидактических игр включает:
    - ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;
    - объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
    - показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
    - определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
    - подведение итогов игры – это ответственный момент, когда дети добиваются в игре, можно судить об его эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать в последствие ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. Игра становится методом обучения, принимает форму дидактической ,если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями учит, как их надо выполнить. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.
    С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания, общаясь с воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями в роли болельщик, а ребенок получает много новой для себя информации - это очень важно для его развития.
    Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило в начале берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.
    Нельзя выделить метод, являющийся самым эффективным. В каждом из них можно найти что-то ценное. Методы отличаются как характером организующей деятельности преподавателя, так и способом организации познавательной деятельности ребенка. Поэтому для выбора наиболее эффективного в каждой конкретной ситуации метода следует учитывать ряд факторов: содержание знаний, заключённых в учебном материале, контекст ситуации, особенности познавательной и речевой деятельности и личностные характеристики дошкольников.
    Метод развивающего обучения, к которому относится применение дидактических игр, направлен на создание условий, при которых ребенок выступает субъектом развития, а не объектом воздействия педагога.
    Для того, чтобы дошкольник смог самостоятельно находить самые удачные способы решения поставленных перед ним задач, он должен получить необходимые сведения об изучаемом предмете и знать общие способы решения подобных заданий. Таким образом, при развивающем обучении ребенку предлагается система понятий, а не готовые сведения о каком-либо предмете.
    Материал для развивающих занятий подбирается таким образом, чтобы дать возможность организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Цель занятия осознаётся ребенком как личная цель, это стимулирует его к активному поиску решения поставленной учебной задачи.
    Наиболее перспективным в этом отношении является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. «Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формированию умения управлять своим поведением».
    В дидактической игре роль воспитателя несравненно большая, чем в детских играх другого типа, и главное в том, что педагог вводит детей в ту или иную игру и знакомит их с методом ее ведения. Участвуя в ней, сам ведет ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

    Дидактикалық ойындар

    Екінші кіші тобы
    «Дәл осындай пішінді тап»
    Ойынның мақсаты: геометриялық пішіндер жайлы білімдерін бекіту, пішіндерді атауға, ажыратуға, салыстыруға жаттықтыру.
    Ойынның құрал-жабдықтары: бала саны бойынша құлыптың суреттері, геометриялық пішіндер.
    Ойынның мазмұны: алдарындағы сиқырлы құлыпты ашуды ұсыну. Құлыптың кілттері де сиқырлы, геометриялық пішіндерден құралған екенін айту. Әр бала құлыпқа сай келетін кілтті алып, құлыпты ашады.

    «Үйдің есігін жабайық»
    Ойынның мақсаты: заттарды өлшемі бойынша салыстыруға, жуан және жіңішке заттарды ажыратуға жаттықтыру. Ойлау қабілетін дамыту.
    Ойынның құрал-жабдықтары: үйдің, есіктің суреттері.
    Ойынның мазмұны: қағаздан қиылған, есігі жоқ үйдің суретін балаларға тарату. Жуан жәнежіңішкеесіктердіүйдіңөлшемінесайкелтіріпсалудыұсыну.

    «Гараждар»
    Ойынның мақсаты: геометриялық пішіндер жайлы білімдерін бекіту; ойлау қабілеттерін дамыту; жағымды көңіл-күйлерін қамтамасыз ету.
    Ойынның құрал-жабдықтары: бала саны бойынша суреті бар рульдер, дәл сондай суреті бар гараждар.
    Ойынның мазмұны: Балалар жүргізуші болады. Қолдарына суреті бар рульдерді таратып беру. Белгі бойынша балалар көліктерін жүргізіп ойнайды. «Көліктеріңді гараждарыңа апарып қойыңдар» - деген кезде, рульдегі суретіне ұқсас суреті бар гараждың жанына барып тұра қалады.

    «Өз үйіңді тап»
    Ойынның мақсаты: түстерді ажыратуға жаттықтыру; қабылдауын дамыту; ойынның ережесін сақтауға үйрету.
    Ойынның құрал-жабдықтары: түрлі-түсті дөңгелектер.
    Ойынның мазмұны: Балаларға түрлі-тісті дөңгелектер тарату, түсін атау. Үйлерін көрсету. Белгі бойынша балалар дөңгелектерінің түсі бойынша үлкен шеңберлерге тұра қалады.

    «Қандай пішін шықты?»
    Мақсаты: Таяқшалардан таныс геометриялық пішіндер құрастыра білу.
    Көрнекілік: Әрбір балаға 10 данадан санағыш таяқшалары
    Барысы: Тәрбиеші балаларға үш таяқша алып, олардан пішін құрастыруды ұсынады. Қандай пішін шықты? Енді төрт таяқша алып, пішін құрастыру ұсынылады.
    Қандай пішін шықты? Тәрбиеші тағы да бір таяқша алып, оны шаршының, төртбұрыштың үстіне қоюды ұсынады. Қандай пішін шықты?

    «Пішіндерді боя»
    Мақсаты: 1.Түстерді тани білуге үйрету.
    2.Ойын элементтерін пайдалана отырып математикаға қызығушылықтарын арттыру.
    Көрнекілік: Геометриялық пішіндер
    Барысы: Балаларды ұйымдастырып, оларға ақ бет қағаздағы пішіндердің суреттері таратылып беріледі. Бұл суреттегі пішіндер боялмаған. Тәрбиеші балаларға тақтаға боялған пішіндерді ұсынады. Балалардың міндеті сол тақтадағы түстеріне қарап алдарындағы пішіндерді сондай түспен бояйды. Мұндай ойын балалардың түсінулерін және шапшаңдықтарын шыңдайды.

    «Сиқырлы қапшық»
    Ойынның мақсаты: заттарды белгілі бір қасиеттері бойынша салыстыруға, топтастыруға үйрету.
    Ойынның құрал-жабдықтары: түсі, өлшемі, пішіні бойынша әр түрлі ойыншықтар.
    Ойынның мазмұны: Балалар «Сиқырлы қапшықтың» ішіндегі затты ұстап көріп, пішінін анықтайды, ойыншықты алған соң атын атап, түсін айтады.

    «Тапсырманы орында»
    Ойынның мақсаты: үлкен және аз заттарды ажыратуға жаттықтыру.
    Ойынның құрал-жабдықтары: үлкендігі әртүрлі ойыншықтар.
    Ойынның мазмұны: бір баланы ортаға шақырып, оң қолына үлкен ойыншықты, сол қолына кішкентай ойыншықты ал деп тапсырма береді. Ойын осылай жалғаса береді.

    «Қай қолымда көп»
    Ойынның мақсаты: аз және көп заттарды ажиратуға, салыстыруға жаттықтыру; ойлау қабілеттерін дамыту.
    Ойынның құрал-жабдықтары: әртүрлі ұсақ заттар–моншақтар, түймелер
    Ойынның мазмұны: ортаға бір баланы шақырып, оң және сол қолына көп және аз заттарды ұстатады. Бала алдымен көз мөлшерімен қай қолда зат көп, қай қолында аз зат бар екенін анықтайы. Одан кейін заттарды қатарымен қойып, қай қатарда көп, қай қатарда аз зат тұрғанын салыстырады.

    «Көп және біреу»
    Ойынның мақсаты: көп және біреу қатынастарын білуге үйрету; заттардың тең, тең емес топтарын салыстыру.
    Ойынның құрал-жабдықтары: көп және бір зат бейнеленген суреттер.
    Ойынның мазмұны: балалар берілген суреттерді қарастырады. Көп зат және бір зат бейнеленген суреттерді бөліп, екі жаққа қояды.

    «Түрлі-түсті жолақтар»
    Ойынның мақсаты: түстерді атауға, салыстыруға жаттықтыру; берілген тапсырманы орындауға ынталандыру; достық қарым-қатынастарын тәрбиелеу.
    Ойынның құрал-жабдықтары: қағазға желімделген әртүрлі жолақшалар.
    Ойынның мазмұны: балаларға жолақшаларды көрсету, түстерін атау. Берілген жолақшаның түсі бойынша үстелдің үстіндегі дәл осындай жолақшаны табу.
    Кеңістіктер туралы дидактикалық ойындар
    «Кеңістік»
    Мақсаты: балаларды кеңістікті бағдарлауға жаттықтыру; ойлау қабілеттерін, қабылдау, зейін процесстерін дамыту.
    Құрал-жабдықтары: әртүрлі заттар бейнеленген суреттер.
    Мазмұны: Балалардың алдында үлкен бөлменің суреті тұрады. Балаларға суреттерді таратып беру. Суреттерді орындарына орналастыруды ұсыну. Мысалы, балықты аквариумға салу, гүлді үстелдің үстіне, суретті қабырғаға ілу. Ойын осылай жалғаса береді.

    «Жоғарыда-төменде»
    Ойынның мақсаты: жоғары–төмен ұғымдарын пысықтау. Байқағыштықты, зейін, қиялды дамыту.
    Ойынның құрал-жабдықтары: құстардың, жануарлардың суреттері.
    Ойынның мазмұны: Бала қораптың ішінен бір суретті алып, атын атап, орнын анықтап үлкен суретке бекітеді. Мысалы, ұшақ жоғарыда аспанда ұшады, балық төменде су ішінде жүзеді.

    «Таныс пішіндер доминосы»
    Ойынның мақсаты: геометриялық пішіндер жайлы білімдерін бекіту; көп заттың ішінен біреуін таңдауға жаттықтыру.
    Ойынның құрал-жабдықтары: пішіндер бейнеленген суреттер.
    Ойынның мазмұны: Балаларға суреттерді таратып беру. Жүргізуші бірінші суретті үстелдің ортасына қояды, қалған балалар сурет сәйкес өзінің суретін қояды, суретте бейнеленген пішінді атайды. Ойын осылай жалғаса береді.

    «Зейінді бол»
    Мақсаты: Күрделі геометриялық суреттен үшбұрышты, төртбұрышты, шеңберді көрсете білу.
    Көрнекілік: Геометриялық пішіндер кескінделген суреттер ( 5–сурет).
    Барысы: Тәрбиеші көрсеткіш таяқшамен бірінші, екінші, үшінші, төртінші, бесінші, алтыншы суретті нұсқап, балаларға мынадай сұрақ қояды: Суреттен қандай таныс пішінді көресіңдер? Әрбір суретте өзара ұқсас неше пішін бар?
    Есептеу кезінде аз қателескен қатар ұтып шығады.

    «Кім зейінді?»
    Мақсаты: Белгілі геометриялық пішіндерден әртүрлі нәрселер құрастыру.
    Көрнекілік: Сіріңке қорабында таратпа геометриялық пішіндер.
    Барысы: Тәрбиеші төмендегі бейнелерді геометриялық пішіндерден алып бейнелер құрайды. Жылдам болған бала мадақталады.

    «Бос торларды сәйкес пішіндермен толтыр»
    Мақсаты: Геометриялық пішіндерді танып, атай білуге үйрету. Бос торларды сәйкес пішіндермен толтырту.
    Көрнекілік: Әр балаға жеткілікті таратпа суреттер.
    Барысы: Балаларға суреттер таратылып беріледі. Суреттердегі бос торларды сәйкес пішіндермен толтыр.

    «Қандай пішін жетіспейді?»
    Мақсаты: Геометриялық пішіндерді атай білуге үйрету. Қай пішін жетіспейтінін тапқызу.
    Көрнекілік: Геометриялық пішіндер. (Қораптан алу)
    Барысы: Тақтаға геометриялық пішіндер қойылады. Балаларға көздеріңді жұмыңдар деп, бір пішінді алып қояды. Балалар қай пішін жетіспейтінін табады.

    «Ұзын-қысқа»
    Ойынның мақсаты: өлшемдердің қасиеттерін қабылдауға үйрету; тапсырманы орындауға жаттықтыру.
    Ойынның құрал-жабдықтары: ұзын және қысқа жолақшалар.
    Ойынның мазмұны: Балаларға ұзын және қысқа жолақшаны көрсету. Өлшемін анықтау. Жолақшаларды таратып беру. Үстелдің үстіндегі жолақшалардың ішінен ұқсас жолақшаны табуға тапсырма беру.

    «Шамдар»
    Мақсаты: қасиеттері бойынша заттарды топтастыруға, түстерді, өлшемдерді ажыратуға жаттықтыру; зейіндерін дамыту.
    Құрал-жабдықтары: бала саны бойынша әртүрлі шамдар
    Ойынның мазмұны: Балаларға шамдарды таратып беру, шамдардың түсін, өлшемін анықтауды ұсыну. Балалар тәрбиешінің шамын өздерінің шамдарымен салыстырады. Белгі бойынша тәрбиешінің шамына ұқсас шамдары бар балалар ортаға жүгіріп шығады.

    «Қолымда не бар?
    Ойынның мақсаты: ұзын-қысқа, жуан-жіңішке , үлкен-кіші, оң-сол жайлы білімдерін бекіту. Түйсіну сезімдерін дамыту.
    Ойынның құрал-жабдықтары: ұсақ тастар, жаңғақтар.
    Ойынның мазмұны: Баланың қолына үлкендігі әртүрлі заттарды ұстату. Мысалы, үлкен және кіші тастар. Бала қолына қарамастан, сипап-сезу арқылы үлкен-кіші заттың оң және сол қолында екенін анықтайды. Қалған балалар оның жауабынын дұрыстығын тексереді. Жуан-жіңішке, ұзын-қысқа өлшемдері бойынша жұмыс осылайша жүргізіледі.

    «Қуыршақ қонаққа дайындалуда»
    Ойынның мақсаты: ұзын-қысқа, жуан-жіңішке, ұзындығы бірдей деген өлшемдерді салыстыруға жаттықтыру.
    Ойынның құрал-жабдықтары: ұзындығы, жуандығы, түсі әртүрлі ленталар.
    Ойынның мазмұны: Қуыршақ қонаққа барады, киімін киюге, шашына бантик таңдауға көмектесуді ұсыну. Көп бантиктердің арасынан ұзындығы бірдей екі бантикті табу керек. Әдемі бантиктермен қуыршақтың шашын әсемдеу.

    «Сипаттамасы бойынша тап»
    Ойынның мақсаты: ұзын-қысқа, кең-тар, биік-аласа ұғымдарын бекіту.
    Ойынның құрал-жабдықтары: жануарлардың, құстардың ойыншығы.
    Ойынның мазмұны: балалар аю, түлкі, қасқыр, қоянның ойыншықтарын қарастырады. Әр ойыншықты анықтап атын атайды. Ойнаушылардың біреуі бөлмеден шығып кетеді, басқа ойнаушылар ойыншық туралы жұмбақ құрастырады. Жұмбақ құрастырғаннан кейін жұмбақты шешетін баланы шақырады.

    «Жоғарыда–төменде, биік-аласа»
    Мақсаты: жоғары- өмен, биік-аласа ұғымдарын пысықтау.
    Көрнекілік: Көгілдір аспан, жасыл алқап, өзен бейнеленген сюжетті суретті плакат тақтада. Қорапта ұшақтың, құстар түрлері, балық түрлері, аңдар түрлері қатырма қағаздан жасалған.
    Барысы: Тақтаға бір бала шақырып қораптағы бір бейнені алып, атын атап, орынын анықтап сюжетті суретке іледі. Мысалы: Ұшақ жоғарыда-аспанда ұшады, балық төменде-су ішінде жүзеді, - деп сипаттап айту керек.

    Сандық құрамды ажыратуға арналған ойындар

    «Карточкаға қандай сан жазылған?»
    Көрнекілік: Суретті карточкалар.
    Барысы:
    1 вариант: Тәрбиеші карточканың бетіндегі 2 түсті дөңгелекті төмен қаратып қолына ұстап тұрады да, балаларға былай дейді: «Карточкада екі сан» бейнеленген. Егер оларды қоссақ 5 болады. Карточкада қай сандар бейнеленген? «Балалар түрліше жауап береді». Балалардың біреуі карточкада жазылған сандарды атаған кезде тәрбиеші карточканы топқа көрсетеді.
    2 вариант: «Егер тоғыздан біреуін кемітсендер, сендер менің қолымдағы санды табасындар». Балалар бұл санды атайды. Жауабын бірнеше баладан сұрау керек. Тәрбиеші сандық карточканы балаларға алдын ала көрсетеді.
    Бірінші болып дұрыс жауап берген бала ұтып шығады.

    «Нешінші?»
    Мақсаты: «Нешінші?» ұғымын қалыптастыру.
    Көрнекілік: Топтағы 10 түрлі ойыншықтар.
    Барысы: Тақтаға 10 түрлі ойыншықтар суреті ілінеді. Ортаға бір бала шығып, қатардан бір ойыншықты алады. Балалар қатардан нешінші затты алғандығын алақандарын шапалақтау арқылы көрсетеді. Ойыншықтың атын атау керек. Ойын барысында «нешінші?» деген ұғымды қалыптастыру. Балалардың сөздік қорын дамыту, қызығушылығын арттыру.

    «Қай қолымда көп?»
    Мақсаты: Заттардың екі жиынтығын салыстыра білуге үйрету.
    Көрнекілік: Асықтар, топтағы ұсақ заттар.
    Барысы: Балалар екі топқа бөлінеді, оның әрқайсысы алма-кезек тәрбиешінің үстеліне өз өкілін жібереді. Бір бала қолын артына ұстайды. Алдымен тәрбиешінің одан соң балалардың бірі оның қолына текше, түйме әртүрлі ұсақ нәрселерді ұстатады. Бірақ ол бір қолда көп, екіншісінде аз болуы керек. Бала алдымен көз мөлшерімен нәрсенің қолында көп екенін анықтау. Қай қатарда көп, қай қатарда аз екенін салыстыру керек.

    «Өзара айырмашылығын тап»
    Мақсаты: 1.Суреттерді салыстыра отырып, айырмашылығын тапқызу.
    2.Сөйлеу дағдыларын қалыптастыру, ойлау қабілетін жетілдіру.
    Көрнекілік: бала санына (15 дана) суреттер жинағы.
    Барысы: Әр балаға суреттер таратылып беріледі. Суреттерді салыстыра отырып, айырмашылығын тапқызу.

    «Қанша болса, сонша»
    Мақсаты: Сандарды тани білуге үйрету. Берілгентапсырманыдұрысорындайбілугежаттықтыру.
    Көрнекілік:Сандық карточка.( «Кеспе сан» қалтасынаналу)
    Барысы:Тақтаға 3 бала шығарып, сандықкарточканыкөрсетіп, карточкадақандай сан тұрса, соншақимылкөрсету. Тапсырманысандардыөзгертеотырып, 2-3 ретқайталау.

    «Керісінше айт»
    Мақсаты: Тәулік жөнінде түсініктерін кеңейту. Қарама-қарсы мағыналы сөздермен жауап бере білуге үйрету.
    Көрнекілік: доп
    Барысы: Балаға допты беріп қарама-қарсы мағыналы сөзбен жауап беруді сұрайды. Мысалы: «таң» десе, бала «кеш» деп жауап береді.

    «Сан құрастыр»
    Мақсаты: Санның құрамын пысықтау.
    Көрнекілік: Суретті карточкалар.
    Барысы: Тәрбиеші бетіне бір сан, мысылы «6» саны жазылған карточканы көрсетеді. Әрбір бала қосындысы «6» санын құрайтын екі сандық карточкаы көрсетуі тиіс.
    Мысалы: бір карточкада 5 дөңгелек, екіншісінде–1 дөңгелек, біреуінде–3, екіншісінде-3 шаршы және с.с.

    «Ою құрастыру»
    Көрнекілік: Бірнеше бөліктерге бөлінген ою элеметтері.
    Мақсаты: Балаларды сандардың ретін, құрамын оңай табуға, таңбаны айыра білуге дағдыландыру.
    Барысы:
    1-вариант. Оюдың элементтерін жекелеп қиып, мысалы 4 қошқар мүйізді 2-ге бөліп, 8 бөлікті балаларға таратып береді. Түстерін сәйкестендіру, бөліктерін қиюластыру арқылы ою-өрнек құрастырылады.
    2 вариант. Ою бөліктерінің келесі бетіне сан жазылады.
    Өрнекті құрастыру санға сәйкес орындалады.

    «Әрі қарай кері сана»
    Мақсаты: 10 көлеміндегі сандарды кері қарай санауды қайталау.
    Көрнекілік: Доп, сандық карточкалар.
    Барысы: Тәрбиеші көлемдегі санды көрсетеді де, бір баланың атын атап: «Әрі қарай кері сана» - дейді. Ол : «Тоғыз, сегіз, жеті» деп санай бастайды.Тәрбиеші балалардың біреуіне қарап, доп лақтырады. «Жеті» - дейді. Допты тосып алған бала «үш, екі, бір» деп жалғастырады.

    Дидактические игры

    Игры детей от 3 до 4 лет

    При руководстве дидактическими играми детей от 3 до 4 лет Воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности:
    Ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразное, возрастает стремление утвердиться: « Я сам!». Но внимание малыша пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него больших, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении т. е использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к знаниям, и, прежде всего, дидактической игрушки, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием.
    Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребенка. Например, катать цветные шарики в воротца такого же цвета или имитировать движение животного (в словесной игре Заинька) и др.
    Занимательность игры возрастает, если в нее включаются
    Элементы загадочности. Например, воспитатель вносит коробку, на которой нарисованы овощи, рассматривать ее с детьми, а затем говорит: Догадайтесь, дети, что в этой коробке»
    Известнее детям игры становятся более интересными, если
    В них содержание вноситься, что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется
    Проверять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
    Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. На это особенность маленьких детей часто указывала Н.К.Крупская: «Мы замечаем в
    Ребятах потребность очень большую в конкретизации-все им надо ощупать, осмотреть со всех сторон» Учитывая это, воспитатель такой дидактический материал- игрушки, чтобы дети могли обследовать, и для каждого играющего, с тем чтобы все дети активно действовали с ними
    В играх дети ближе узнают друг друга - по голосу, одежде:
    «Отгадай, кто позвал!»4 «Знаешь ли ты, как его (ЕЕ) ЗОВУТ?»
    И др.
    При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Например, в игре: «Собери правильно пирамидку» воспитатель объясняет правило при сборке игрушки. У каждого ребенка в руках пирамидка. Воспитатель предлагает снять кольца со стержня и положить их на стол. Затем, обращаясь к детям, говорит: «Дети, давайте опять соберем пирамидку, вот такую( показывает)
    Чтобы получилась такая пирамидка, надо сначала найти самое большое колечко и тоже наденем на полочку. ( Дети выполняют.)
    А сейчас опять поищем самое большое колечко и тоже наденем на палочку».
    Дети ищут и находят самое большое кольцо, надевают его на стержень. Игра повторяется до тех пор, пока ее участники не усвоят основное правило: каждый раз надо находить и надевать на стержень самое большое (из оставшихся) кольцо.
    Усвоив правило, дети охотно играют с пирамидками. Теперь можно ввести и элемент соревнования: кто быстрее соберет пирамидку? При этом воспитатель младшей группы должен помнить о там, что его речь должна быть эмоционально, четкой и в то же время спокойной.
    Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику на лице воспитателя: педагог широко открывает глаза от удивления, дети подражают ему; у воспитателя грустное лицо- и у все детей мгновенно на лицах появляется грусть.
    Это надо учитывать при чтении художественной литературы.
    Например, подражая волку, медведю, не говорит слишком грубым голосом, не делать страшных гримас на лице. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть.
    При объяснении правил игры воспитателю надо обращать вой взгляд то на одного, то на другого играющего, что бы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре. Воспитатель, закрепляя правила, может спросить детей: № что ты, Вова, будешь делать, когда пойдешь к «чудесному мешочку?» А ты, Лена, после того как опустишь руку в мешочек, что сделаешь?»
    Для того, что бы игра проходила успешнее, педагог должен подготовить детей к игре: обязательно до игры познакомить их с предметами, которые будут использованы, с их свойствами, изображениями на картинках.
    Если в игре используется стихотворение, потешка, воспитатель знает их наизусть, читать их выразительно.
    Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, воспитатель,
    Как правило, отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились (указав конкретно) делать, убрали на место игрушки. Необходимо и у маленьких детей создавать интерес
    К новым играм: « сегодня мы хорошо играли в « чудесный мешочек». А в следующий раз в мешочке будут другие игрушки.
    И мы будем их отгадывать».
    Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые находились в мешочке, о которых рассказывали дети во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.)

    ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

    Кукла Катя. Проснулась

    Дидактическая Задача. Закрепить занятия детей о названии одежды куклы: майка, трусики платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания куклы: активизировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к кукле- партнеру по игре
    Игровые правила. Обработать нужную одежду (по величине куклы)
    И положить рядом с маленькой – маленькую. Называть одежду в той последовательности, в какой они будут надевать ее на куклу.
    Игровые Действия Поиск одежды, одевание, застегивание, завязывание.
    Ход игры Воспитатель заранее, до начала игры, складывает на полочку шкафа одежду для маленькой и большой кукол так, чтобы несколько детей могли подойти и взять ее, а остальные наблюдать за их действиями.
    На двух кроватках (большой и поменьше) лежат две куклы-
    Таня и Катя. Здесь есть все постельные принадлежности: матрац,
    Простыня, подушка, одеяло с пододеяльником.(Игра проводится
    В игровом уголке в часы занятий.) Посадить детей полукругом на стулья так, чтобы все видели спящих кукол, все предметы одежды для них и могли свободно входить по приглашению к воспитателю. Педагог объясняет правила игры:
    - Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее?
    Да, это кукла Катя. Ты уже проснулась? Будешь вставать? Дети она
    Говорит, что хочет встать, но сначала надо разыскать ей одежду.
    Что нужно для того, чтобы одеть Катю?
    -Платье, майку, трусики, колготки, туфли,- хором отвечают дети.
    -Правильно, ребята. Посмотрите внимательно на полчку. Вы видите одежду?( Дети убеждаются; что в шкафу лежит одежда для кукол.)
    - Я увидела платье Кати
    -Иди, Саша, покажи ребятам, то ты увидела. Принеси кукле Кате.
    - Дети посмотрите, годится Кате платье? ( Дети улыбаются: плате явно мало)Нет, оно мало. Значит, платье не для Кати.
    Для кого же оно? Наверное, оно для куклы Тани. Она тоже еще спит.Саша отнеси это платье и положи на стул возле Тани. Поищи другое платье.( Саша находит платье побольше, примеряет его кукле. Все видят, что оно подходит, и просят одеть Катю.)
    _ Дети, платье кукле сразу наденем или сначала наденем другие вещи? – задает вопрос воспитатель, привлекая их внимание к белью куклы
    -Надо сначала трусики и майку надеть,- отвечают дети.
    - Значит, их надо найти. Вера! Найди трусики и майку для куклы Кати. Только не ошибись!
    Вера подходит к шкафу, выбирает одежду: маленькую майку и приносит воспитателю.
    Таким образом, находят и другие вещи. Приглашая детей к себе, воспитатель просит одного надеть на куклу трусы, другого - майку, третьего- платье, четвертого- застегнуть пуговицы, завязать пояс. При этом дети проявляют как наблюдательность, внимание, так и двигательную активность. Таким же образом можно одеть и другую куклу.
    Одетых кукол дети берут для игры на прогулку. Важно чтобы процесс одевания не был оторванным от дальнейшей деятельности. Одев кукол, воспитатель говорит:
    - Вот и Таня, и Катя одеты. Они готовы делать гимнастику, затем завтракать
    Так педагог как бы намечает перспективу дальнейшей самостоятельной игры детей с куклами.


    «Чудесный мешочек»
    Дидактическая задача. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
    Игровые правила. Отгадывать знакомый предмет на ощупь.
    Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.
    Игровые действия. Ощупывание предмета загадывания загадок о предмете.
    Ход игры. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, что бы все предметы, были видны детям, он проводит краткую беседу. Затем просит нескольких детей повторить название предмета, ответить, для чего он нужен.
    Воспитатель говорит:
    -Сейчас мы поиграем. Кого я вызову, тот должен отгадать, Что я положу в мешочек.
    Вася, посмотри внимательно на все предметы, что лежат на столе. Запомнил? А теперь, отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. ( Кладет предмет в мешочек) Вася, отпустит руку мешочек. Что там лежит? Ты правильно назвал предмет. А теперь Вася выберет того, кто подойдет ко мне и тоже узнает, какую игрушку я положила в мешочек.
    Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут названы.
    В этой игре развиваются процессы запоминания (какие игрушки лежат на столе), вырабатывается выдержка. Все, кроме вызванного ребенка, видят какой предмет, воспитатель положил в мешочек, каждому хочется подсказать, а этого делать нельзя.
    В порядке усложнения этой игры предлагается другое правило: В мешочек кладут несколько игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку (предмет).

    НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ*
    Дидактическая задача. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, воспитывать правильное звукопроизношение.
    Игровые правила. Все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «у пруда», «посреди двора» «в верху» и др.
    Игровые действия. Звукоподражание.
    Ход игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га» , «ко-ко-ко» и др. Воспитатель говорит:
    - Вот хорошо, вы все вспомни, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь?
    Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «грру-грру-у-грру-грру».
    - А сейчас послушайте стихотворение,- продолжает воспитатель.- Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они. Будьте внимательны!
    Воспитатель Дети
    Наши уточки с утра … Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
    Наши гуси с пруда … Га-га-га! Га-га-га!
    А индюк среди двора … Бал-бал-бал! Балды-бал!
    Наши гуленьки вверху … Грру-грру-у-грру-грру-у!
    Наши курочки в окно … Ккко-кко-кко-ко-ко-ко!
    А как Петя-петушок
    Ранним - рано поутру
    Нам споет … Ку-ка-ре-ку!
    В следующий раз воспитатель, проводя эту игру, делит всех детей на группы, давая им названия: «уточки», «гуси», «индюки», «курочки», «гуленьки», и «петушки». «Наши уточки с утра»,-говорит воспитатель, а дети-уточки отвечают: «Кря-кря-кря!» и т.д. Петушок в конце громко поет: «Ку-ка-ре-ку!» И на этом игра кончается.
    Не следует делать большой перерыв между первым и вторым вариантом игры, чтобы дети не забыли слова и звуки.
    В процессе этой игры у ребят воспитывают выдержку. Всем хочется покричать и как уточки, и как гуленьки, но, согласно правилам, крикнуть можно только один раз вместе со своей подгруппой.


    ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ
    Для детей в возрасте от 4 до 5 лет характерны большая настойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причины связи в знакомых явлениях.
    Исходя из возрастных особенностей детей, воспитатель отбирает дидактические игры, способствующие развитию личности.

    КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?*
    Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток:
    Утро, день, вечер, ночь.
    Игровые правила. По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять почему он ее поднял.
    Ход игры. На столе у играющих разные картинки, отражающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика , завтрак, занятия, игры на участке, сон, уборка групповой комнаты, катание на санках, приход родителей и др. К каждой части суток должно быть несколько сюжетов картинок. Дети выбирают себе каждую любую картинку, внимательно рассматривают ее. На слово утро все дети поднимают картинку и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро: дети приходят в детский сад, их ждет воспитатель, они делают утреннюю гимнастику , умываются, чистят зубы ,завтракают, занимаются и др. Затем воспитатель говорит слово день. Поднимают картинки те, у кого есть изображение какого-либо события или деятельности детей в это время суток: на прогулке, трудятся на участке, обедают, спят. «Вечер», - говорит воспитатель, и дети поднимают соответствующие карточки.
    - Почему ты показал эту карточку? – спрашивает воспитатель вызванного ребенка.
    - Потому что за детьми пришли мамы, на улице темно, - отвечает он.
    «Ночь»- говорит воспитатель, и дети поднимают карточки с изображением спящих ребят в детском саду.
    Так закрепляются знания детей о частях суток. За каждый правильный ответ дети получают фишки: розовая фишка – утро, голубая – день, серая - вечер, черная – ночь.
    Затем все карточки перемешиваются , и игра продолжается так, чтобы слова назывались в обратной последовательности: воспитатель говорит, например, вечер, а потом утро, т.е тем самым усиливает внимание к словесному сигналу.

    ГДЕ ЭТО МОЖНО КУПИТЬ?*
    Дидактическая игра. Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи – фрукты», «Ткани» , «Детский мир» , «Спортивный магазин»); учить детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям делать несложные покупки.
    Игровые правила. Соотносить предметы, изображенные на маленьких картинках, с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по типу «Лото». Выигрывает тот, кто не ошибется и первым закроет все клеточки.
    Игровые действия. Искать, находить картинки, закрывать ими клеточки. Соревнование.
    Ход игры. В начале игры воспитатель проводит с детьми беседу о том, знают ли они, где их мамы покупают продукты, необходимы вещи, предметы, какие они знают магазины, как называются магазины, которые находятся близко от их дома, помогают ли они своим родителям в покупке хлеба, молока и других продуктов. После беседы воспитатель показывает большие карты, на которых нарисованы разные магазины. Дети по витринам магазина узнают, что в них продается (некоторые дети умеют читать слова хлеб ,молоко).
    - А сейчас, дети, поиграем. Я вам раздам маленькие карточки, и вы потом должны сказать, где, в каком магазине это можно купить, принесете карточку и положите на большую карту, в тот магазин, где это можно купить. Не спишите, внимательно посмотрите на картинку!
    Раздав карточки, воспитатель дает сигнал: «Игру начинай!» Дети подходят к столу и кладут свои карточки на клетки большой карты. Там, где нарисован магазин «Молоко», кладут карточки с изображением бутылок, пакетов молока, сыра, масла, сметаны, творога и др. Воспитатель проверяет правильность действий детей, поощряет тех, кто правильно нашел нужный магазин.
    Игра помогает детям усвоить знания о том, что все, что нужно людям, покупают в магазинах, магазины бывают разные. Надо знать, какой магазин рядом с домом, чтобы помогать родителям делать простые покупки.

    СЛОВЕСТНЫЕ ИГРЫ
    ГДЕ МЫ БЫЛИ, НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ, ПОКАЖЕМ*
    Дидактическая задача. Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.
    Игровые правила. Все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.
    Игровые действия. Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.
    Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
    - Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, не скажем , а что делали, покажем».
    Выбирают водящего, он выходитю
    Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.
    - Что я делаю?- спрашивает он у детей.
    -Дрова пилите.
    -Давайте все будем пилить дрова.
    Приглашают водящего.
    -Где вы были? Что делали? – спрашивает он.
    Дети отвечают хором:
    - Где мы были, не скажем , а что делали, покажем.
    Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:
    -Вы пилите дрова.
    Для продолжения игры выбирают другого водящего.
    Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.
    Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая , ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например, «танцеваете», «рисоваете», воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.
    -Дети, что вы делаете? – спрашивает воспитатель. – Правильно сказал Вова: «Мы рисуем. Вова скажи правильно, что делают дети, предлагает воспитатель.
    - Они рисуют.

    МЫШИ*
    Дидактическая игра. Развивать речевую и двигательную активность детей; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
    Игровые правила. После слова хлоп мышеловка захлопывается, и пойманные мыши остаются в кругу, затем опять становятся в общий круг.
    Игровые действия. бег по кругу с изображением мышек; ловля по сигналу.
    Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:
    - Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (3-4 детей) , они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой.
    Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова:

    Ах, как мыши надоели! Берегитесь вы, плутовки!
    Развелось их, просто страсть! Доберемся мы до вас.
    Все погрызли, все поели. Как поставим мышеловки,
    Всюду лезут вот напасть! Переловим всех сейчас!

    Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек.
    Когда воспитатель произносит слово хлоп, дети отпускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

    Список использованной литературы

    1. Государственный общеобразовательный Стандарт Образования Республики Казахстан дошккольное воспитание и обучение Астана 2009
    2. «Базовый минимум содержания общеобразовательной программы дошкольного воспитание и обучения детей от 1 года до 6 лет» Астана 2004 г.

    3. Программа «Балбобек». Алматы 2005г.

    4. Программа воспитания и обучения, Алматы 1995 г.

    5. Программы развития и воспитания в детском саду – «Алғашқы қадам», «Зерек бала», «Біз мектпке барамыз» - Алматы, 2009 г.

    6. Программа предшкольной подготовки детей 5-7 лет в детском саду, - Астана – Алматы, 1999 г.

    7. Жарикбаев К.В. Проблема обучения и воспитания в произведениях казахских просветителей, - Алма-Ата, «Мектеп», 1984 г.

    8. Дидактические игры А.И. Сорокина
    9. Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект. М., 2000.

    10. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.
    Категория: Дошколёнок | Добавил: Зубайра (20.12.2015)
    Просмотров: 560 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 larisaYanchuk  
    очень большой материал. автор доказал, что для того, чтобы дошкольник смог самостоятельно находить самые удачные способы решения поставленных перед ним задач, он должен получить необходимые сведения об изучаемом предмете и знать общие способы решения подобных заданий. Таким образом, при развивающем обучении ребенку предлагается система понятий, а не готовые сведения о каком-либо предмете.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024