В помощь педагогу.
Суббота, 20.04.2024, 06:50
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Дошколёнок

    Доклад на тему: «Что и как читать детям».
    Доклад на тему:
    «Что и как читать детям»

    Воспитатель: Сергеева А.П.

    ГККП «Ясли - сад: Одуванчик».

    Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней.
    Главное, чтобы взрослые сознательно воспитывали у ребёнка любовь к книге, к чтению, приучали его к мысли, что серьёзное чтение – это упорный труд, а не легкое времяпрепровождение.
    Но выбор книги – это только первая, подготовительная ступень в процессе совместного чтения.
    Как читать эту книгу ребёнку? Как добиться того, чтобы он заинтересовался ею?
    Наверное, самый главный способ – это чтение вслух.
    Продолжительность и, если можно так выразиться, «количество чтения», зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка, от сложности книги, от эмоционального настроения малыша именно в этот момент и, конечно, от ваших способностей к чтению. Но в любом случае надо соблюдать одно главное правило: чтение книги должно быть для ребёнка праздником. Не случайным развлечением, не просто приобретением информации, а именно праздником, и большой радостью.
    Чтение в слух – дело не простое. И сложность здесь даже не столько в умение делать необходимые паузы и делить текст на смысловые куски. Гораздо важнее самому понять и почувствовать стиль автора, понять главную идею произведения. А это уже подскажет нужную интонацию, поможет найти эмоциональный контакт между писателем, читающим взрослым и маленьким слушателем.
    Героические рассказы надо читать так, чтобы ребятам передавалась вся напряжённость ситуации, смелость главного героя и страх всех остальных людей. Ребёнок должен понять главную мысль рассказа, почувствовать динамичность действия, проследить за развитием сюжета. Надо добиться того, чтобы малыш запомнил не только внешнюю сторону повествования, но и нравственную суть рассказа.
    Часто сама книга – подсказывает нужную интонацию.
    Есть детские книги, которые необходимо перечитывать по нескольку раз. Иногда это получается само собой: ребёнок очень любил книгу, сам просит почитать её ещё и ещё. Иногда это вызвано важностью и нужностью книги, её глубоким и серьёзным содержанием. Но и в том и в другом случае обязательно надо соблюдать меру. Нельзя, чтобы одна книга заслонила все другие.
    Дошкольникам совсем не обязательно читать только те книжки, которые можно прочитать за один раз. Детям можно читать и объёмные книги, даже такие, в которых несколько сот страниц. Конечно, чтение такой большой книги растянется на долгое время и сам способ этого чтения должен быть особый. Читать надо маленькими кусочками, так, чтобы одно приключение кончалось, а следующее начиналось, чтобы у детей не пропадал интерес. Книга позволяет это сделать.
    Но просто прочитать книгу, даже очень выразительно, поиграть в её героев недостаточно. С ребятами необходимо ещё поговорить о книжке, поговорить в самом процессе чтения.
    Вообще нужно стараться всегда читать с малышами «не просто так». Рассматривать вместе иллюстрации и разговаривать про них. Вспоминать похожие, живые, жизненные ситуации – и опять разговаривать про них. Придумывать продолжения рассказов или представлять себя на месте действующих лиц, т. е. всячески стимулировать и пробуждать детскую активность, детскую творческую фантазию.
    Разговоры о книгах, безусловно, должны иметь и чисто педагогическую направленность. Как ребёнок запомнил содержание рассказа? Как понял его? Сумеет ли связно пересказать, ответить на вопросы? Если сумеет, то попробуйте предложить ему пофантазировать: сочинить продолжение рассказа или свой рассказ, сказку. Так чтение будет способствовать развитию памяти, связной речи, логического мышления.
    Читать книги малышам очень интересно. И здесь взрослый может проявить все свои таланты и умения.
    Читать книги малышам, читать так, чтобы вызвать у них стремление не расстраиваться с героями, продолжить действие книги, чтобы книжные герои не только запомнились, но и полюбились, чтобы малыши приняли их в свою игру.
    Особого внимания заслуживают стихи, которые так близки детям. Иногда кажется, что в ритме стиха выражен сам ритм детского движения, мышления, биения детского сердца. Наверное, потому так легко, играючи, могут маленькие ребята запоминать стихотворные строки. Это происходит у низ как будто непроизвольно. Но взрослые должны и здесь вмешиваться, осторожно и настойчиво отбирать для ребёнка лучшие образцы детской поэзии, позаботиться о том, чтобы с возрастом расширился и круг поэтических привязанностей малыша. Диапазон здесь огромный. От стихотворной азбуки, которая весело и незаметно поможет ребёнку выучить алфавит, до сюжетных длинных стихотворных сказок и произведений литературной классики.
    Взрослый человек, читающий ребёнку книгу, взрослый человек, просто выбирающий эту книгу для ребёнка, неизбежно становиться «соавтором» писателя и художника, продолжателем их педагогических и художественных замыслов.
    Взрослый человек, воспитатель – то необходимое связующее звено, которое соединяет новую, только что возникшую жизнь малыша с бесконечным миром творчества, миром книги. И значение этой связи трудно переоценивать.

    ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
    ДЛЯ ДЕТЕЙ.
    Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни людей, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.
    Открытию перед детьми мира «словесного искусства» помогает правильный отбор литературных произведений, в основе которого лежат следующие педагогические принципы:
     литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность. Книга призвана в конкретных образах раскрыть перед дошкольниками идеалы добра, справедливости, мужества, формировать правильное отношение к людям, самому себе, своим поступкам;
     необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражаться в учете особенностей психики ребенка, в конкретности мышления, впечатлительности, ранимости;
     книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом;
     в книге должна быть четко выражена позиция автора. (С. Я. Маршак писал, что если автор является не равнодушным регистратором событий, а сторонником одних героев повести и врагом других, это значит, что книга написана на настоящем детском языке);
     книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли. Однако при отборе книг нельзя отдавать предпочтение только небольшим и простым произведениям. Необходимо учитывать, что возможности восприятия детей растут.
    Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят:
     произведения классиков казахской и казахстанской литературы, казахское устное творчество и народов других стран.
     произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
     произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);
     произведения современной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.).
     произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лирические и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы);
    Каждый год издаются новые книги для детей. Воспитатели должны следить за выходящей литературой и пополнять круг детского чтения.
    Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя»
    Категория: Дошколёнок | Добавил: Анюта (30.11.2016) | Автор: Анна E
    Просмотров: 415 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024