В помощь педагогу.
Среда, 24.04.2024, 00:35
Форма входа

Категории раздела
Внеклассные мероприятия [31]
Опыт [15]
Творческие работы [3]
Новые технологии [8]
Мастер класс [2]
Посиделки у самовара [0]
Школьный лагерь [1]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Опыт и советы » Новые технологии

    Методы интерактивного обучения как средство развития личности.
    Методы интерактивного обучения как средство развития личности.
    В долговременной памяти остается то,
    что проделано человеком на практике.
    Я. А. Коменский.

    Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. Учащийся становится не столько объектом воздействия обучающей среды, сколько активным субъектом образовательного процесса. В соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания исторического опыта осуществляется не путем передачи информации о нем, а в процессе собственной активности субъекта.
    Личностно-ориентированным является интерактивное обучение (от английского interact — находиться во взаимодействии, действовать друг на друга), то есть обучение через соучастие, взаимодействие в составе меняющихся групп. В его основе лежат принципы гуманистической педагогики, природосообразности (по Я. А. Коменскому), положения когнитивной науки, согласно которой в долговременной памяти остается то, что проделано человеком на практике.
    По типам учебных сред различают три типа интерактивного обучения:
    • в естественной среде (город, природа, предприятие)
    • в среде учебного заведения (моделируемой среде)
    • в виртуальной информационно-цифровой среде (компьютер, интернет) .
    Воспитательные возможности интерактивных форм.
    Они способствуют:
    • установлению эмоциональных контактов между учащимися;
    • приучают работать в команде;
    • снимают нервную нагрузку обучаемых;
    • помогают испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
    Условия организации интерактивного обучения:

    • доверительные, позитивные отношения между преподавателем и обучающимися.
    • демократический стиль преподавания.
    • сотрудничество в процессе занятия преподавателя и обучающихся, обучающихся между собой.
    • опора на личный («жизненный») опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов.
    • многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их регулярная и целеобусловленная смена.
    • включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
    Правила интерактивного обучения:
    • В работу должны быть вовлечены все участники.
    • Важна психологическая подготовка. Для снятия скованности, закрепощенности в поведении полезны разминки, постоянное поощрение.
    • Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много, не более 30 ч.
    • Подготовка помещения для работы, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах ( должен быть создан физический комфорт).
    • Вопросы процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.
    • Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
    Интерактивное обучение способствует формированию устойчивой положительной мотивации школьника к изучению учебного предмета, формирует познавательную активность, желание изучать не только тот материал, который включен в учебник, но и выйти за его пределы, изучать потому, что интересно, потому, что любопытно найти решение трудной проблемной задачи.
    Сейчас применяется на практике более тридцати методов интерактивного обучения: дискуссии, дебаты, кейс-метод, методы вопросов и ответов, проектов, «ажурной пилы», дилемма, ранжирование, «Займи позицию» и другие. Все они обеспечивают хорошие результаты, помогают достигать главной цели школьного литературного образования — воспитывать талантливого читателя, а в конечном счете — вырабатывать активную жизненную позицию. Они дают возможность развивать логическое мышление, аргументированно отстаивать свою точку зрения, активизируя речевые навыки.
    Учащимся прививаются навыки чтения, они овладевают инструментарием для анализа текста. Методы интерактивного обучения на уроках русской литературы не заменяют теоретико-литературоведческого анализа художественного произведения, но являются эффективным способом активизации и совершенствования читательских навыков. Важно, чтобы при чтении художественного произведения учащийся вступал во внутренний диалог с писателем — мог спорить или соглашаться с ним, в результате чего обогащается его духовный и душевный мир, формируется собственный взгляд на окружающее, жизненная позиция.
    При изучении «Повестей Белкина» А. С. Пушкина, в частности «Станционного смотрителя», можно использовать такой метод, как решение дилеммы. Дилемма — суждение или умозаключение, требующее вы¬бора одного из двух исключающих друг друга положений.
    Прочитав повесть, учим анализировать произведение, центральное место в котором занимают образы-персонажи, раскрывающиеся через образы-вещи, образы-детали, пейзажные образы. При анализе образа-персонажа необходимо рассмотреть портретную и речевую характеристики, действия и поступки, мысли и переживания героя, его взаимоотношения с окружающими, отношение автора к действующему лицу. Затем ученикам предлагается решить дилемму: Нужно устроить свою жизнь или выполнить долг перед родителями (на основе образа Дуни)? Класс можно разделить на 2—3 группы, члены которых обсуждают дилемму, обосновывают свой выбор в течение 5—7 минут, затем представляют классу результат. Все ученики участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения, учатся работать в команде и приходить к согласию, понимая, что сделать нравственный выбор очень трудно. В такой ситуации нет однозначного решения, каждая позиция имеет достоинства и недостатки.
    Можно предложить решение дилеммы при изучении пьесы А. М. Горького «На дне» (Сладкая ложь или горькая правда), рассказа Л. Н. Толстого
    «После бала» (Счастливая любовь, семейная жизнь или одиночество и разочарование) и др.
    Очень интересно проходят на уроках литературы в старших классах дискуссии. Они могут быть свободными, направляемыми, структурными.
    Структурная дискуссия — это продуманная учителем, сфокусированная на учениках деятельность, позволяющая вовлечь их в групповое решение проблемы. Учитель разбивает класс на несколько небольших групп и дает каждой задание — обсудить указанную проблему и осветить ее с разных точек зрения: 1-я группа — с оптимистической, 2-я группа — с пессимистической, 3-я группа — с реалистической.
    Так, после изучения рассказа А. М. Горького «Старуха Изергиль», анализа образов Ларры и Данко (любовь к своему народу, готовность пожертвовать собой или эгоизм) была проведена структурная дискуссия «Достаточно ли сегодня патриотизма у казахстанской молодежи?». В течение 5—7 минут члены трех групп обсуждают проблему, записывают общее мнение на плакате маркером, затем по очереди представляют его (3—4 минуты). После этого начинается общая дискуссия. Назначенные учителем три наблюдателя следят за участием каждого ученика в обсуждении проблемы, за работой группы и в конце дискуссии вместе с аналитиком, также назначенным учителем, оценивают презентацию каждой группы и всю дискуссию в целом.
    Дискуссия позволяет рассмотреть обсуждаемую проблему с разных то¬чек зрения.
    Одна из форм интерактивного обучения, обеспечивающих активную вовлеченность в учебный процесс, управленческие игры. Их цель — сфокусировать внимание на речевых контактах учеников, научить практически применять учебный материал, активизировать взаимодействие, взаимовлияние.
    Управленческие игры обеспечивают всем учащимся одинаковые возможности для участия в учебном процессе и помогают поднять уровень анализа художественного текста, сделав его исследовательским.
    Класс делится на две группы — планировщики и исполнители. Деление на группы произвольное. Назначаются два наблюдателя и один аналитик. Каждый наблюдатель следит за работой «своей» группы, аналитик в конце занятия делает анализ работы каждой группы и всей игры в целом.
    Планировщики 7—10 минут составляют инструкцию-схему анализа изучаемого по программе рассказа. В это время группа исполните¬лей читает текст. Затем они получают инструкцию от планировщиков и в течение следующих 7—10 минут анализируют рассказ по инструкции-схеме, полученной от планировщиков. По окончании работы лидеры групп вывешивают на доске свои записи, сделанные маркерами на больших листах бумаги, и выступа¬ют с презентацией (защитой). Исполнители могут согласиться или не согласиться с инструкцией, дополнить ее, но обязаны аргументировать свое решение.
    Вот как, к примеру, проходит в XI классе работа над рассказом А. Платонова «Песчаная учительница».
    Планировщики составили такую инструкцию-схему анализа:
    I. История создания, время написания рассказа.
    II. Символика названия.
    III. Фабула рассказа.
    1. Приезд учительницы в село.
    2. Состояние села до и после приезда М. Нарышкиной.
    3. Состояние школы.
    4. Образ жизни сельчан.
    5. Деятельность М. Нарышкиной.
    6. Встреча Марии с вождем кочевников.
    IV. Действующие лица: учительница М. Нарышкина, жители села, вождь кочевников.
    V. Функции пейзажа:
    1. Бытовая функция: описание села, быта через природу.
    2. Психологическая функция: Мария и природа, вождь и природа.
    3. Философская функция: человек и стихия, природа и цивилизация.
    VI. Проблематика рассказа: нравственная, экологическая, философская.
    Следуя этой инструкции, исполнители сделали краткое сообщение об истории создания рассказа, остановились на символике названия, отметив, что оно отражает основную его тему: «Человек и стихия», «Природа и цивилизация». Кропотливая деятельность цивилизованного чело¬века (учителя) оказалась плодотворной, но зыбкой. Не случайно слово песчаная имеет в контексте рассказа синонимы зыбкая, сыпучая, хрупкая, временная, непрочная. Члены группы передали также фабулу рассказа согласно предложенной инструкции.
    Говоря о действующих лицах (IV), функции пейзажа (V) и проблематике рассказа (VI), исполнители подчеркнули, что персонажи размещаются по принципу контраста: Нарышкина борется со стихией, а вождь — часть этой стихии. Они являются носителями разных философий, по-разному видят мир и свое предназначение. Через описание природы автор показывает быт жителей песчаного края, их образ жизни, нравы, традиции, мировоззрение (бытовая функция пейзажа).
    Отношение Марии к природе (к пескам) показывает ее активную жизненную позицию. Вождь кочевников является частью стихии. Он живет по законам природы — в этом его сила. Мария борется со стихией — в этом ее слабость (психологическая функция пейзажа).
    В рассказе человек пытается победить стихию, идет против природы. И в этом трагизм ее положения. Она предает и себя: пренебрегла своим биологическим предназначением — замужеством, рождением детей (философская функция пейзажа).
    Человек не может победить стихию. Его победа временна и относительна. Человек — часть природы, а его противостояние природе всегда ведет к трагедии.
    Нравственная проблематика: любовь Нарышкиной к людям, ее отношение к детям, к жителям села. Чувство долга в Нарышкиной основано на любви к людям. Гуманизм ее поступков — в заботе о детях, о местных жителях, их материальном благополучии. Вождь тоже любит и защищает своих кочевников и свой скот.
    Экологическая проблематика: философский взгляд писателя на экологию. Учащиеся снова и снова перечитывают текст, многое открывают для себя, учатся интерпретировать произведение. Завершая обсуждение, они отмечают, что невозможно читать рассказы Платонова и не растить в себе доброго человека, готового отвечать за всё на свете и приносить пользу людям, что Платонов требует от читателя ответной работы, роста души.
    Эффективны на уроках литературы и другие интерактивные методы, в частности «Займи позицию»: «да» (согласен), «нет» (не согласен). При изучении программных произведений предлагаются утверждения:
    «Любовь к женщине (мужчине) дороже любви к Родине» (Андрий — «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя).
    «Яркая, короткая жизнь в борьбе за свободу дороже долгой жизни, полной унижений и неволи» (Пугачев — «Капитанская дочка» А. С. Пушкина).
    В противоположных углах доски вывешиваются плакаты, на одном из которых написано «да» (согласен), на другом «нет» (не согласен). На доске помещено утверждение. Ученики по очереди встают с места и подходят к плакату, который соответствует их позиции, после чего учитель предлагает высказаться каждому. Учащиеся должны аргументированно отстоять свою точку зрения. Каждая из групп должна отметить самый веский довод «противников». Если кого-то убедили аргументы членов противостоящей группы, он может изменить свою позицию.Подводя итоги, учитель должен отнестись с уважением к выбору каждого ученика.
    В заключение отметим, что традиционное обучение — это директивно запланированный, организованный процесс, ориентированный на предмет, а интерактивное обучение — это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем.
    Категория: Новые технологии | Добавил: vlfdimir (12.11.2014) | Автор: Нина Анатольевна E
    Просмотров: 512 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024