Валентина Христофорова,
заведующая Центром
психологической службы Алматинского областного института профессионального развития кадров.
Один из приоритетов новой школы – создание в ней особого образовательного пространства, ориентированного на профильное обучение и воспитание интеллектуальной, высоко-нравственной личности.
1. Личности, способной самостоятельно проводить исследования, владеющей средствами и способами исследовательского труда;
2. Личности, готовой к осознанному выбору и освоению вузовских
профессиональных программ;
3. Личности, способной реализовать в жизни «Я – концепцию»;
4. Личности, обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем
культуры;
5. Личности, руководствующейся в своей жизнедеятельности
общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей другого
человека, как личность, имеющую право на свободу выбора и
самовыражение.
От
готовности брать на себя полную ответственность за постановку целей
собственного развития, выбор и выработку средств по их достижению
зависит формирование самой важной характеристики взрослого человека – способность самостоятельно преодолевать трудности и справляться с проблемами.
Молодому человеку в самом начале «кризиса ранней зрелости» особенно сложно, так как у него часто не сформирована еще готовность к саморазвитию. По нашей гипотезе, она формируется в процессе взаимодействия со взрослым, который ориентирует молодого человека в средствах, с помощью которых становится возможным решение следующих возрастных задач:
- должны
быть изменены связи, оставшиеся от детства и подросткового возраста,
что ярче всего проявляется в процессе отделения от родителей,
психологически переживаемом как разрушение ощущения принадлежности
взрослым;
- должно
быть сформировано предварительное основание для жизни во взрослом мире,
что осуществляется в разных формах: получение высшего образования,
приобретение профессии и т.п.
Период
вхождения во взрослость тем и уникален, что помимо основных
характеристик кризиса, он содержит в себе возможность перехода к
качественно новому типу личностного развития – саморазвитию. Это отражается в изменениях социальной ситуации, которые и являются основным источником дальнейшего роста:
- изменение
отношений в социуме: окружающие начинают относиться к нему как ко
взрослому и ждут от него соответствующих действий, но молодой человек
еще не имеет достаточно средств, чтобы соответствовать этим требованиям;
- второй
конфликт относится к сфере взаимодействия «Я – идеального» и «Я –
реального»: идеалы и мечты юности сталкиваются с реальностью взрослой
жизни; молодому человеку приходится в соответствии с реальной жизненной
ситуацией корректировать свои планы.
Центральную
позицию в социальной ситуации взрослеющего молодого человека, по всей
видимости, занимают отношение с наставником. Наставник выполняет две
функции. Основная функция Наставника – обеспечить переход от отношений родитель - ребенок к отношениям в мире взрослых сверстников.
Он должен в достаточной степени обладать родительскими качествами,
олицетворяя высокий уровень достижений, но в то же время проявлять к
ученику определенную эмпатию, чтобы суметь преодолеть разрыв между
поколениями и установить отношения «на равных».
Вместе с тем, наставник предоставляет огромную помощь в осуществлении Мечты: он способен вселить в молодого человека уверенность, разделяя и одобряя его Мечту, передавая
ему мастерство и свой жизненный опыт. Постепенно ученик приобретает
чувство независимости и компетентности – и, таким образом, у него
формируется готовность к решению задач саморазвития. |