В помощь педагогу.
Понедельник, 24.01.2022, 17:24
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 76
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 217
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Школьный психолог

    Формирование ценностей и ценностных ориентиров воспитанников.
    Формирование ценностей и ценностных ориентиров воспитанников.

    «В воспитании человека важно добиваться,
    чтобы нравственные и моральные истины были
    не просто понятны, но и стали бы целью жизни
    каждого человека, предметом собственных
    стремлений и личного счастья".

    В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностные ориентации.
    Ценность: 1. Цена, стоимость.
    2. Важность, значение.
    (Словарь русского языка С.И.Ожегова)

    Ценности – вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества.
    (В. А. Сластенин «Педагогическая аксиология»)

    Жизненные ценности – это важнейшие элементы структуры личности, выработанные в ходе жизнедеятельности, проявляемые и закрепляемые в жизненном опыте индивида. Жизненные ценности определяют отношение к объектам социального окружения, реально детерминируют поступки и действия человека, проявляют и обнаруживают себя в практическом поведении. Ценности являются стержневой, базисной характеристикой личности, социальным свойством личности.
    Процесс формирования жизненных ценностей предполагает наличие трех взаимосвязанных фаз:
    1. Фаза присвоения 7-13 лет– присвоение ценностей общества личностью. Она обеспечивает создание ценностного «образа мира». На этой основе происходит формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности
    2. Фаза преобразования 13-17 лет– преобразование личности на основе присвоения ценностей. Это такой период в развитии процесса ориентации, когда личность сосредоточивает внимание на себе, происходит самопознание, самооценка, формируется образ «Я». На этой стадии в процессе развития ценностного отношения к миру вплетается самосознание, процесс приобретает качественно новые характеристики: переоценка ценностей, их большая дифференциация, стабилизация.
    3. Фаза прогноза 17-23 года– прогноз, целеполагание, проектирование, что обеспечивает формирование «образа будущего». На этой стадии развития процесса ориентации происходит согласование, систематизация и выстраивание иерархии, собственной шкалы ценностей, системы жизненных ценностей личности. Углубление ценностного отношения к окружающей действительности и процесс ориентации приобретает новые характеристики – пространственно-временную трехмерность, ценности и самосознание устремляются в будущее - формируется жизненная перспектива.
    Я провела исследование ценностных ориентаций своих воспитанников 5 группы.
    Участники исследования группа подростков количестве 13 человек. Из них 7 девочек и 6 мальчиков.
    Исследование ценностных ориентаций подростков проводилось по методике М. Рокича.
    Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основана на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого.
    Перед началом тестирования с ребятами был проведен инструктаж: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей «Т» (терминальные ценности) и 18 карточек с обозначением ценностей «И» (инструментальные ценности). Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
    Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная, останется последней и займет 18 место. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
    Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников; по каждой ценности отдельно для девочек и для мальчиков.
    Результаты исследования
    Анализ данных, полученных по тесту М. Рокича выявил определенные различия в определении жизненных ценностей подростков.
    Наиболее значимые терминальные ценности - «интересная работа» , «счастливая семейная жизнь» , «наличие хороших и верных друзей» , «здоровье» , «любовь».
    Наименее значимые ценности – « спокойствие в стране, мир» «получение удовольствия, развлечения», «общественное признание», «счастье других» .
    Анализ данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».
    В ходе исследования, было выявлено, что по значимости жизненных ценностей, девочками первые места были отведены таким ценностям как «аккуратность», «интересная работа», «любовь».
    Лидирующее положение занимают такие ценности, как «здоровье», «хорошие и верные друзья».
    Мальчики показали большую ориентированность на «интересную работу» и «хороших и верных друзей».
    Среди ведущих ценностей, определяющих ядро ценностей для мальчиков данной группы, отмечены «познание», «здоровье», «уверенность в себе».
    В иерархии инструментальных ценностей абсолютно доминируют следующие ценности:
    1) жизнерадостность (чувство юмора);
    2) образованность;
    3) честность;
    4) рационализм.
    Чтобы провести исследование нравственных установок воспитанников и получить данные, была проведена анкета "Шесть вопросов" . Она основана на фактах, свидетельствующих о размытости нравственных ориентиров, парадоксальном восприятии просоциального и асоциального поведения, сведении ценностей только к материальным.
    В классе было проведено анкетирование.
    Были сформулированы следующие вопросы:
    1. За что Вы ввели бы смертную казнь?
    2. У Вас есть 3 миллиона долларов и 3 дня. Как Вы распорядились бы деньгами?
    3. Вы оказались в чужой стране без денег, телефона и документов. Вам предстоит прожить там не менее месяца. Как Вы поступите?
    4. Вы хотите заняться благотворительностью. Кому (чему) Вы помогали бы?
    5. Какой поступок Вы хотели бы совершить, чтобы знать, что жизнь прожита не зря?
    6. Надо ли быть хорошим человеком и почему?
    1. За что Вы ввели бы смертную казнь?
    Наиболее страшными подростки считают преступления сексуального характера , убийство, предательство и изнасилование. Это не только отражает общественные представления о преступности, но и связано с ценностью для подростков личной неприкосновенности.
    2. У Вас есть 3 миллиона долларов и 3 дня. Как Вы распорядились бы деньгами?
    Самые желанные покупки подростков – различные дорогие товары для себя и близких. Это говорит о значимости материальных и статусных ценностей для учащихся. Большинство детей потратили эти деньги на детские дома и интернаты.
    3. Вы оказались в чужой стране без денег, телефона и документов. Вам предстоит прожить там не менее месяца. Как Вы поступите?
    Большинство подростков в предлагаемой ситуации предпочли обратиться за помощью к другим людям, в полицию..
    Ассоциальные формы учащимися не названы ( воровать, обманывать). И только одна девочка указала, что пошла бы работать к примеру домработницей, чтобы подработать и прокормиться.
    4. Вы хотите заняться благотворительностью. Кому (чему) Вы помогали бы?
    Судя по ответам подростков, у них есть сочувствие к слабым и беззащитным людям, в первую очередь – к детям и старикам, к животным. Возможно, это связано с тем, что подростки во многом сами чувствуют себя незащищенными и обделенными.Так, больным детям и детям-сиротам пожертвовали бы деньги.
    5. Какой поступок Вы хотели бы совершить, чтобы знать, что жизнь прожита не зря?
    Отвечая на этот вопрос, подростки показали схожие с предыдущими ответами: делать добрые поступки. Присутствовал ответ даже прыгнуть со скалы и полететь в космос, чтобы стать знаменитой.
    Вывод:
    Проведенное исследование позволяет охарактеризовать ценностно-нравственную позицию современных подростков следующим образом. Духовные ценности у большинства играют второстепенную роль. Подросткам свойственна нацеленность на легкость и беззаботность жизни, желание быстрого, практически мгновенного удовлетворения собственных нужд. Это потребительская позиция.
    Обобщая результаты, хочу отметить, что ценностно-нравственная сфера личности современного подростка формируется в сложных и противоречивых социальных условиях, что приводит к внутренней неопределенности и спутанности. Если составить нравственный портрет подростка по итогам исследования, то можно увидеть, что это наивный, инфантильный человек, примитивно понимающий успех и счастье (красивая жизнь, дорогие вещи, высокий статус, тусовки – словом, физический комфорт и возможность покрасоваться). Духовные ценности, хотя и существуют, но не актуализированы, размыты. У подростка есть желание стать популярным, успешным, необыкновенным, но совершенно нет ни ответственности, ни представлений о том, что это долгий и требующий усилий путь, пройти который может далеко не каждый. Хочу быть невероятно успешным и не таким, как все, любой ценой (но только не трудом и принятием на себя ответственности), просто хочу блистать во что бы то ни стало и везде. Такая размытость нравственных ориентиров формирует у подростка нечеткое представление о себе и окружающей действительности, в результате чего он ориентируется на максимум удовольствия при минимуме усилий, неоднозначен и непоследователен в своих поступках и суждениях, открыт самым разнообразным влияниям, если только они обещают ему достижение желаемого комфорта.
    Категория: Школьный психолог | Добавил: arb-87 (31.01.2018) | Автор: Анишева Раушан Бауыржановна E
    Просмотров: 318 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2022