В помощь педагогу.
Вторник, 16.04.2024, 12:01
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Школьный психолог

    ПРОГРАММА "КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
    ПРОГРАММА:
    «КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
    ПО СНИЖЕНИЮ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    СОСТАВИТЕЛЬ: ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ СШ №2
    КОЖАГУЛОВА З.Т

    СОДЕРЖАНИЕ
    1. ПСИХОДИАГНОСТИКА.
    2. ЗАНЯТИЕ 1 «ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ»
    3. ЗАНЯТИЕ 2 «Я И МОЯ КОМАНДА»
    4. ЗАНЯТИЕ 3 «МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
    5. ЗАНЯТИЕ 4 «НАРИСУЙ МЕНЯ»
    6. ЗАНЯТИЕ 5 «СТРАХАМ СТОП»
    7. ЗАНЯТИЕ 6 «Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ»
    8. ЗАНЯТИЕ 7 «ТРОПИНКА СЧАСТЬЯ»
    9. ЗАНЯТИЕ 8 «ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА»
    10.ЗАНЯТИЕ 9 «МЫ ВОЛШЕБНИКИ»
    11. ЗАНЯТИЕ 10 «В ЛУЧАХ У СОЛНЦА»

    Многие основные свойства и личностные качества формируются в детстве. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи. Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Разве не внушает страх незнакомое пространство, в которое внезапно попадает ребенок, и даже его собственная комната? А какие опасности таит в себе темное время суток – вечер и ночь, когда страшным представляется то, что днем никакого испуга не вызывает или первый поход в школу. Плоды детских страхов, возникающие вдруг в воображении ребенка, нереальны, однако страх, испытываемый ребенком, переживается по-настоящему. Детские страхи и тревожность - это обычное явление для детского развития. Они имеют разное значение для ребенка. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть "свои" страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение этой проблемы в младшем школьном возрасте поможет устранить проблемы развития личности в период кризиса 7 лет; трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности. Идея разработанной мной программы – предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющихся нарушений, вызванных семейными неурядицами, душевной чёрствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью, а также программа разработана на создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки.
    Цель программы –создание психологической поддержки детям младшего школьного возраста склонным к различным страхам.
    Задачи программы:
    1. Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
    2. Снизить уровень тревожность.
    3. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
    4. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
    Ожидаемые результаты:
    • Развитие коммуникативных навыков, повышение представлений о собственной ценности, развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
    • Усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости
    в современных быстроменяющихся условиях, в том числе к условиям школы
    • повышение уверенности в себе;
    • снижение тревожности, снижение количества страхов;
    • улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
    Организационные принципы:
    1 этап – диагностический.
    Цель: изучение эмоционального состояния здоровья у детей. Данный этап предполагает первичную встречу психолога с ребенком. Проводится диагностика с ребенком, а также беседа с родителями, в ходе которой объясняются принципы работы, цели и задачи программы. Также собираются данные анамнеза.
    Тест “Страхи в домиках”. Тест “Кактус”. Тест “Тревожности” ( Р.Тэмлл, М. Дорки, В. Амен.) для школьников.Филипс- тест для младших школьников.
    2 этап – информационный.
    Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся страхов и высокую тревожность у детей.
    3 этап – практический.
    Цель: профилактика и коррекция нарушений эмоциональной сферы детей. Этот этап предполагает групповую работу с детьми согласно тематическому плану.
    4 этап – контрольный.
    Цель: определение эффективности коррекционной работы. На данном этапе проходит контрольное тестирование в индивидуальном порядке. Родителям сообщаются результаты по итогам всех занятий.

    Комплектование групп: Данная программа коррекционно- развивающих занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста. В каждой группе 5-6 человек.
    Временные рамки: Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е 10 занятий. Занятия проводятся с одной группой два раза в неделю.
    № Темы программы Количество часов
    1 Занятие 1 «Давайте знакомиться» 40 мин.
    2 Занятие 2 «Я и моя команда» 40 мин
    3 Занятие 3 «Мое настроение» 40 мин.
    4 Занятие 4 «Нарисуй меня» 40 мин.
    5 Занятие 5 «Страхом стоп» 40 мин.
    6 Занятие 6 «Я больше не боюсь» 50 мин
    7 Занятие 7 «Тропинка счастья» 40 мин
    8 Занятие 8 «Волшебная шкатулка» 40 мин
    9 Занятие 9 «Мы волшебники» 40 мин.
    10 Занятие 10 «В лучах у солнца» 50 мин
    Всего часов: 7 часов

    Структура игрового занятия.
    Ритуал приветствия – 2 минуты.
    Разминка - 10 минут.
    Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
    Подведение итогов- 6 минут.
    Ритуал прощания – 2 минуты.

    ЗАНЯТИЕ 1.
    «ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ»

    Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
    Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски, макеты кочек.
    1. Разминка: Упражнение: Росточек под солнцем. Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.
    Все движения выполняются под музыку.
    2. Упражнение: Доброе утро. Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга Доброе утро Саша … Оля…и т.д., которые нужно пропеть.
    3. Упражнение: Что я люблю?Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.
    4. Упражнение: Угадай по голосу. Один из игроков выходит за двери, остальные должны обнаружить, кто вышел из комнаты, и описать его.
    5. Упражнение: Лягушки на болоте. Дети превращаются в лягушек. На полу выкладываются макеты кочек на разном расстоянии друг от друга, каждый должен попасть на все кочки по порядку.
    6. Упражнение: Художники – натуралисты. Дети рисуют совместный рисунок по теме "Следы невиданных зверей".
    7. Упражнение: Горячие ладошки.Активно растереть ладони рук между собой до появления теплоты ладоней, затем растереть ладонями руки до локтей или до плеч, затем растереть ладонями рук ноги. При выполнении упражнения необходимо растирать активно до теплоты.
    ЗАНЯТИЕ 2.
    «Я И МОЯ КОМАНДА»

    Цель: раскрытие своего «Я», Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.
    Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомы для рисования.
    1. Упражнение: Росточек под солнцем.
    2. Упражнение: Узнай по голосу.
    Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встаёт в центр круга и старается узнать детей по голосу.

    3. Игра: Моё имя
    Психолог задаёт вопросы; дети по кругу отвечают.
    • Тебе нравится твоё имя?
    • Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
    При затруднении в ответах психолог называет ласкательные производные от имени ребёнка, а тот выбирает понравившееся.
    Психолог говорит: "Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастёте и имя подрастёт вместе с вами и станет полным. Например: Маша – Мария; Дима –Дмитрий. т.д.
    4. Игра: Разведчики.
    Дети выстраиваются змейкой друг за другом. В зале расставляются стулья беспорядочно. Первый в колонне ведёт запутывая, а последний запоминает этот путь и должен будет потом его воспроизвести.
    5. Рисование самого себя.
    Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах:
     в зелёном- такими какими они представляются себе;
     в голубом – какими они хотят быть;
     в красном – какими их видят друзья.
    6. Упражнение: Доверяющее падение.
    Дети встают друг против друга и сцепляют руки. Один из детей встаёт на стульчик и падает спиной на сцепленные руки.
    7. Упражнение: Горячие ладошки. См. 1 занятие.

    ЗАНЯТИЕ 3.
    «МОЕ НАСТРОЕНИЕ »
    Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
    Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; «пружинки» на отдельных листах.
    1.Упражнение: Росточек под солнцем.См. занятие1.
    2. Упражнение: Возьми и передай.Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
    3. Упражнение: Неваляшка.Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.
    4. Упражнение: Превращения. Психолог предлагает детям:
    • нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
    • позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
    • испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
    • улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;
    5. Рисование на тему: Моё настроение.
    После выполнения рисунков дети рассказывают какое настроение они изобразили.
    6. Упражнение: Закончи предложение.
    Детям предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся...; дети обычно боятся...; мамы обычно боятся….;папы обычно боятся….
    7. Упражнение: Пружинки.
    Детям предлагается обвести как можно точнее уже нарисованные пружинки.
    8. Упражнение "Горячие ладошки"
    ЗАНЯТИЕ 4.
    «НАРИСУЙ МЕНЯ»
    Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.
    Материал к занятию: магнитофон, спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел
    1. Упражнение: Росточек под солнцем.См. 1 занятие.
    2. Упражнение: Злые и добрые кошки.
    Чертим ручеёк. По обе стороны ручейка находятся злые кошки. Они дразнят друг друга, злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем
    возникшие чувства.
    3. Игра: На что похоже моё настроение?Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог: "Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе".
    4. Упражнение: Ласковый мелок.Дети разбиваются на пары. По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать, что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.
    5. Упражнение: Угадай что спрятано в песке?Дети разбиваются на пары. Один прячет что – то в песке, другой пытается найти.
    6. Рисование на тему: Автопортрет.Детям предлагается нарисовать себя с тем настроением, с которым они пойдут с занятия.
    7. Упражнение: Горячие ладошки.
    ЗАНЯТИЕ 5.
    «СТРАХАМ СТОП»
    Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
    Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.
    1. Упражнение: Росточек под солнцем.См. 1 занятие.
    2. Упражнение: Петушиные бои.Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, чтобы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.
    3. Упражнение: Расскажи свой страх.
    Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боялись, когда были маленькими.
    4. Рисование на тему: Чего я боялся, когда был маленьким.Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
    5. Упражнение: Чужие рисунки.Детям по очереди показывают рисунки страхов, только что нарисованных, все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.
    6. Упражнение: Дом ужасов. Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов. Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.
    7. Упражнение: Горячие ладошки.
    ЗАНЯТИЕ 6.
    «Я БОЛЬШЕ НЕ БОЮСЬ»
    Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
    Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.
    1. Упражнение: Росточек под солнцем. См. 1 занятие.
    2. Упражнение: Смелые ребята. Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь, меня бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.
    3. Упражнение: Азбука страхов.Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
    4. Упражнение: Страшная сказка по кругу. Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди, по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного, чтобы это страшное превратилось в смешное.
    5. Упражнение: На лесной полянке. Психолог предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем полянку. На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки, таракашки. Звучит музыка, дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания, соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т.д.)
    6. Упражнение: Прогони Бабу – Ягу. Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке палкой.
    7. Упражнение: Я тебя не боюсь.Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: «Я тебя не боюсь!»
    8. Упражнение: Горячие ладошки.

    ЗАНЯТИЕ 7.
    «ТРОПИНКА СЧАТЬЯ»
    Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
    Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек.
    1. Упражнение: Росточек под солнцем См. 1 занятие.
    2. Упражнение: За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.
    3. Упражнение: Лягушки на болоте.См. 1 занятие.
    4. Упражнение: Неопределённые фигуры.Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они похожи.
    5. Игра: Тропинка.Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. "Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты, деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья… Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке…и т.д.
    6. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: Волшебный лес.
    Психолог предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке. Далее обсуждаем что получилось, что удалось нарисовать вместе.
    7.Упражнение "Доверяющее падение" См. 2.занятие
    8. Упражнение "Горячие ладошки"
    ЗАНЯТИЕ 8.
    «ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА »
    Цель: Формирование положительной "Я-концепции", самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.
    Материалы к занятию : магнитофон , спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.
    1. Упражнение: Росточек под солнцем.См. 1 занятие.
    2. Игра "Сказочная шкатулка" Психолог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: "Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.

    3. Упражнение: Мои бабайки. Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно «Я- этого не боюсь!»
    4. Игра. Принц и принцесса.Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.
    5. Упражнение: Придумай весёлый конец. Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.
    6. Рисование на тему: Волшебные зеркала.Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах, но не простых, волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным.
    После задаются вопросы: какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?
    7. Упражнение: Горячие ладошки.
    ЗАНЯТИЕ 9.
    «МЫ ВОЛШЕБНИКИ»
    Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия.
    Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка.
    1. Упражнение: Росточек под солнцем.См. 1 занятие.
    2. Игра: Путаница. Выбирается один водящий. Остальные дети запутываются, не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.
    3. Игра: Кораблик.
    Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море. Матрос, находящийся на корабле должен перекричать бурю: "Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!"
    4.Упражнение: Кони и всадники.
    Дети делятся на пары – один ребёнок превращается в «коня», другой во «всадника». «Коням» завязывают глаза, а всадники встают сзади, берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача «коня» - бегать быстрее, а задача «всадника» – не допускать столкновения с другими конями.
    5. Упражнение: Волшебный сон.
    Все дети отдыхают и всем снится один и тот же сон, который рассказывает психолог.

    6.Рисуем, что увидели во сне.
    Каждый ребёнок вспоминает, что он увидел во сне и рисует эту картинку.

    7. Упражнение: Волшебники.Один из детей превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто будет к нему подходить; он ощупывают кисти рук.

    8. Упражнение: Горячие ладошки.
    ЗАНЯТИЕ 10.
    «В ЛУЧАХ У СОЛНЦА»
    Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.
    Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.
    1. Упражнение: Росточек под солнцем. См. занятие1.
    1. Упражнение: Неоконченные предложения.
    Детям предлагается предложения, которые нужно закончить.
    «Я люблю…», «Меня любят…», «Я не боюсь…», «Я верю..», «В меня верят», «Обо мне заботятся…»
    3. Игра: Баба-Яга.
    По считалке выбирается Баба- Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба- Яга берёт веточку- помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы- Яги и дразнят её. «Баба-Яга, костяная нога. С печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!» Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.

    4. Игра: Комплименты.
    Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит: "Мне нравится в тебе…"Принимающий кивает головой и отвечает: "Спасибо, мне очень приятно!"Упражнение продолжается по кругу. Далее обсуждаем чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания.

    5. Упражнение: В лучах солнышка.
    Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии детей. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка, которые он показал на занятиях.

    6. Упражнение: Солнце в ладошке.
    Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.

    Солнце в ладошке, тень на дорожке, крик петушиный, мурлыканье кошки.
    Птица на ветке, цветок у тропинки, пчела на цветке, муравей на травинке.
    И рядышком - жук, весь покрытый загаром-
    И всё это - мне, и всё это- даром!
    Вот так – ни за что ! Лишь бы жил я и жил, любил этот мир и другим сохранил…

    7. Упражнение: Горячие ладошки.

    Литература
    1. Арюкова С, Пушкинская Л. Другие мы... //Школьный психолог. - 2003. - № 2. - С. 17-19
    2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2001.-432 с
    3. Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. - 1993. -№ 1.-С. 104-112
    4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 1968. - 464 с
    5. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М.: Изд-во "Ось-89", 2005. - 256 с
    6. Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различие понятий //Школьный психолог.- 2004. - № 8. - С. 9
    7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Издательство МГУ,
    1976.-68 с
    8. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. - Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. - М.: Педагогика,
    1984. - 400 с
    9. Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей. - М.: Тв. Центр, 2002. - 64 с
    10. Ю.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997.-224 с
    11. П.Захаров А.И. Детские неврозы. - СПб.:Респекс, 1995. - 192 с
    12. Изард К.Э. Эмоции человека- СПб.: Изд-во "Питер", 2000. -464 с
    13. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с
    14. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. 1988. - № 9.-С. 28
    15. Кочубей Б., Новикова Е.. Снимем маску с тревоги //Семья и школа. 1988. - № 11. - С. 34-35
    16. Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду// Школьный психолог, 2000. - № 25
    17. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с
    18. Кузьмина М. Детский невроз страха //Школьный психолог, 2000. -№ 5. - С. 8-9
    19. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 12-14
    20. Психолого - педагогическая диагностика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. Заведений/ Под ред. И.Ю Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005. - 320 с
    21. Макаренко А.С. О воспитании. -М.: Просвещение, 1980. - 196 с
    22. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с
    23. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Изд. центр
    "Академия", 2002. - 480 с
    24. Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с
    25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.:ВЛАДОС, 1995.-529 с
    26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов Н/Д.:Феникс, 2003. - 672 с
    27. Украинец О.В. Экспериментальное обследование эмоциональных характеристик детей с логопедическими расстройствами // Материалы Межвузовской научно-практической конференции "Современные технологии практической психологии в системе образования" 28 - 29 ноября 2001. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 140-144
    28. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 304 с
    29. Эмоциональное развитие дошкольника/ Под редакцией А.Д. Кошелевой. - М.:Просвещение, 1985. - 176 с
    30. Ярушина И. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста// Школьный психолог. - 2000. - № 22
    Категория: Школьный психолог | Добавил: КЗауреш (20.12.2020) | Автор: Кожагулова Зауреш Тимуровна E
    Просмотров: 190 | Теги: тревожность, психолог | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024