В помощь педагогу.
Четверг, 28.03.2024, 15:17
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 226
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Школьный психолог

    Нетрадиционные методы терапии в работе психолога с детьми с ограниченными возможностями
    Осипова О.В.
    Психолог КГУ «Кокшетауского детского
    психоневрологического МСУ» .
    Акмолинской области
    г.Кокшетау.

    Нетрадиционные методы терапии в работе психолога с детьми с ограниченными возможностями

    Нетрадиционные методы воздействия в деятельности психолога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении трудностей у детей с ограниченными возможностями. На фоне комплексной психолого-педагогической помощи нетрадиционные методы терапии , не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Крома того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
    На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, и др.), хочется остановится на тех, которые, являются наиболее целесообразными и эффективными: арома-, музыко-, хромотерапия, песочная терапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса и улучшение психоэмоционального состояния детей.
    Аромотерапия – лечение с помощью эфирных масел разных растений.
    ЦЕЛИ:
     нормализовать мышечный тонус.
     Повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.
    Народный опыт и исследования ученных доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Они вызывают у детей те или иные бессознательные желания, а потому могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением – через подсознание.
    С помощью масел можно нормализовать артериальное давление, снять стресс, усталость, апатию или перевозбуждение, поднять работоспособность, улучшить настроение. В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающее высоким эффектом воздействия. Уже через несколько минут улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности. Ароматы воздействуют и на концентрацию внимания. Японские ученые выяснили, что количество ошибок при письме уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды – на 20%, дасмина – на 25%, лимона – на 50%.
    ОБОРУДОВАНИЕ:
    Ароматизированные лампы (три-пять капель масла на чашу, наполненную водой; свеча в аромалампе, нагревающая воду в чаше и способствующая испарению масла с ее поверхности); аромамедальоны (можно использовать упаковку от «киндер-сюрпризов»).
    Во время работы необходимо соблюдать принципы ароматерапии.
     В связи с привыканием к запахам у человека постепренно снижается активность даже самых эффективных или любимых композизий. Поэтому не реже, чем каждые месяц-полтора вносите хотя бы небольшие изменения в их состав.
     При применении эфирных масел помните об определенных противопоказаниях, внимательно читайте аннотацию к препаратам.

    Вероятное положительное влияние на психику (психоэмоциональное действие) эфирных масел.
    Гераниевое – снимает стресс и состояние тревоги.
    Лавандовое – снимает стресс, состояние тревоги, депрессию, повышает концентрацию внимания.
    Мятное – повышает настроение.
    Ромашковое (аптечная,римская ромашка) – успокаивает, способствует запоминанию.
    Розмариновое – улучшает память, действует расслабляюще.
    Эвкалиптовое – устраняет повышенную утомляемость, сонливость, выявляет резервные силы в организме; оживляет умственную деятельность, ясность ума.
    Масло чайного дерева – эмоциональный антисептик; ликвидирует истерию и паникерство; развивает самостоятельность, активизирует процессы восприятия и запоминания, помогает быстро «переключиться» с одного предмета на другой.
    Пихтовое – устраняет астено-депрессивные состояния, чувство неуверенности, необоснованное беспокойство. Антисептическое средство при вирусных инфекциях.
    Кедровое – устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли, придает уверенность в своих силах.

    Музыкотерапия
    ЦЕЛИ:
    -Создавать положительный эмоциональный фон реабилитации (снятие фактора тревожности, неуверенности).
    -Стимулировать двигательные функции.
    -Развивать и корректировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности.
    -Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
    -Растормаживать речевую функцию.

    Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Причинение музыкального звука в лечебных целях способствует активизации резервных возможностей человеческого организма. Главными выразительными средствами музыки следует признать звуки. «...Их вибрация создает особые энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Мы поглощаем музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение...» Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует ц.н.с.
    Классическая музыка несет в себе огромный потенциал. Тем более, что большинство классических произведений уже аранжированны и адаптированны для малышей. Поэтому необходимо использовать эти возможности в терапевтических целях.
    Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств, коррекции недостатков психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и замедляющемся темпе, и даже пении.
    На занятиях можно использовать следующие приемы музыкотерапии:
    -прослушивание музыкальных произведений;
    -ритмические движения под музыку;
    -пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

    Вовремя музыкальных сеансов следует соблюдать такие принципы:
    -продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 мин. в течении всего занятия;
    -использовать только те произведения, которые нравятся всем детям;
    -на занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.
    Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.
    Музвкотерапевтическое направление работы способствует:
    -улучшению общего эмоционального состояния;
    -улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность);
    -коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;
    -стимуляция речевой функции;
    -нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

    Хромотерапия (цветотерапия, свтотерапия)
    ЦЕЛИ:
    -Нормализировать мышечный тонус.
    -Нейтролизовать негативное состояние.

    Хромотерапия – наука, изучающая свойства света и цвета. Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие- раздражают, угнетают. Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

    Воздействие цвета на организм ребенка

    Цвет Положительное влияние на организм
    Синий, голубой Успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие
    Красный, розовый Повышение физической работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов
    Зеленый Успокаивающее действие, создание хорошего настроения
    Желтый Цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния

    Для оформления интерьера в зависимости от состояния воспитанников можно использовать цвета, представленные в таблице.

    Песочная терапия
    Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях.
    Что нужно для игры в песок?
    1. Водонепроницаемый деревянный ящик с ручками размером 50*70*8см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера. Внутреннюю поверхность ящика лучше окрасить в синий или голубой цвет.
    2. Чистый, посеянный, прокаленный в духовом шкафу песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр песок должен быть влажным.
    3. Коллекция специальных игрушек высотой не более 8см:
    - фигурки людей;
    - здания (дома, школы, замки);
    - животные (домашние, дикие, морские);
    - машины (сухопутные, водные, космические, боевые);
    - растения (деревья, кусты, цветы, овощи);
    - ракушки, веточки, камешки, шишки, косточки;
    - пластиковые или деревянные буквы и т.д.
    Если для занятий нехватает каких-либо фигурок-образцов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.

    Эффективность применения нетрадиционный методов во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.
    Категория: Школьный психолог | Добавил: омск (02.04.2014) | Автор: Осипова Оксана Владимировна E
    Просмотров: 1757 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024