В помощь педагогу.
Вторник, 23.04.2024, 16:47
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Уроки музыки

    Открытый урок по предмету специальное фортепиано

    Тип урока: Урок закрепления знаний, навыков и умений.
    Тема урока: Полифония, как один из видов многоголосия.
    Цель: Научить грамотной работе с текстом полифонического произведения.
    Задачи: 1. Развитие слухового контроля.
    2. Добиться непрерывного развития музыкального материала — голосоведения.
    Произведение: И.С. Бах Двухголосная инвенция №4 d – moll.
    ПЛАН УРОКА:
    1. Полифония в творчестве И.С. Баха. Виды полифонии.
    2. Структура произведения.
    3. Работа по голосам. Слуховой контроль. Исполнение мелодической линии каждого из голосов.
    4. Штрихи, фразировка, звукоизвлечение.
    5. Характер, динамика, темп.
    6. Домашнее задание.
    Ход урока:
    I. Урок я начала с краткой информации о творчестве знаменитого не-мецкого композитора, скрипача, органиста, кантатора И.С. Баха, который при жизни не получил заслуженного признания. Аристократическому об¬ществу не нравилась глубина и серьезность произведений Баха. А церковь находила его музыку слишком живой и человечной, слишком волнующей.
    Большинству произведений Баха присущ полифонический уклад. «А что такое полифония?» - спросила я ученицу. Она рассказала, что «Поли¬фония» - от греческого «поли» - много, «фон» - звук, голос - «многоголо¬сие». Она отличается от других муз. форм строгим стилем. Я пояснила, что сегодня мы работаем над одним из видов полифонической музыки двухго¬лосной инвенцией d moll. Вместе с ученицей мы вспомнили, перечислив с какими видами полифонии, мы уже встречались и работали: менуэты, са¬рабанды, фантазии, маленькие прелюдии, фуги.
    И. Перейдя непосредственно к работе над инвенцией я обратила внимание ученицы, что наша инвенция является имитационной. Имитация от латинского «подражание» - это проведение одной и той же темы в разных голосах на разной высоте, при этом каждый из голосов подражает преды¬дущему с некоторым опозданием. Я обратила внимание ученицы на то, что имитация способствует непрерывности мелодического движения, что яв¬ляется отличительным признаком полифонии. Поэтому для нее не харак¬терны одновременные для всех голосов паузы и каденции.
    Я рассказала, что всего двухголосных произведений у Баха 15. Мы ра-ботали над инвенцией ре минор № 4.
    Основная тема начинается одноголосно в верхнем голосе и затем по-является октавой ниже — её имитирует второй голос. Я попросила показать ученицу на инструменте. А что такое противосложение? Ученица расска-зала, что со вступлением 2 голоса первый не прекращает движения. Такое продолжение мелодии в первом голосе называется противосложением. Я попросила показать его на инструменте.
    Но в инвенции встречаются музыкальные построения, где тема ни звучит, ни в одном из голосов. Как же они называются? Ученица ответила, что это интермедии и что они расположены между проведениями темы.
    III. В двухголосном произведении нужно серьёзно работать над каж¬дым из голосов, уметь вести его, хорошо интонировать. Я сравнила пере¬кличку тем с вопросо-ответными взаимоотношениями «вождя» - основной темы, и «спутника» - противосложения. Я предложила ученице одну из тем сыграть, другую спеть. Конечно, такое возможно после точного и уверен-ного знания текста. При этом я помогала интонационному исполнению - сопровождая его инструментом. Затем, наоборот, играя партию 1 голоса; а 2 - петь интонационно. Это помогает развивать слуховой контроль. Работа над горизонтальным и вертикальным изложением помогает точно усвоить текст (не автоматически), мыслить нотами, темами, фразами, предложе-ниями. Эта работа не одного урока. Можно выделить темы динамически, а как? Ученица исполнила один голос на р, второй на f ; и наоборот.
    IV. Далее мы перешли к более тщательной работе над текстом произ-ведения: штрихами, фразировкой, артикуляцией. Основные штрихи этой инвенции non legato и legato. Я объяснила, что они должны сопоставляться при активном участии слуха. Штрихи связаны тесно с звукоизвлечением. Non legato - ясное более длинное, рука при этом должна быть подвижной, звук нужно как бы вытаскивать из инструмента, глубоко погружая пальцы в клавиатуру, при этом не форсируя звук. Добившись правильного звука извлечения non legato, мы поработали над ровностью 16 на legato мягко, певуче, как бы, потягивая звуки, не выталкивая их рукой. Пальцы, опуская вертикально клавиатуре.
    Перейдя к работе с фразировкой, я объяснила, что музыка, как и чело¬век должна дышать, как человек, что это происходит за счет грамотной фразировки - дыхания в ней. Важно следить за началом и концом фразы, так как в полифонических произведениях фразировка разная в партиях обеих рук. Если в одной партии фраза начинается, то во второй уже подхо-дит к концу. Поэтому возникают сложности при координации движений рук. Мы отработали наиболее сложные места в фразировке (снятия между фразами, различное исполнение штрихов).
    V. «Если говорить о технических сложностях, то какие наиболее трудные места для тебя? » - спросила я ученицу. Она ответила, что не все-гда точно получаются трели. Мы отработали правильное исполнение тре-лей (одними пальцами, без веса руки, без напряжения в мышцах рук, отрабатывая игру за твердой поверхностью).
    Работая над выразительностью исполнения, я объяснила ученице, что оно не должно быть контрастной по динамике. Но, тем не менее, вдумчи¬вая, с хорошо обозначенными кульминациями игра необходима, иначе произведение будет скучным, безликим.
    Далее мы работали над темпом. Необходимо, чтобы темп сохранялся единым до конца произведения. Я объяснила, что верным является тот темп, в котором ученица лучше всего может исполнить произведение. Иначе происходит неосознанное исполнение,музыки, в этом случае нару¬шается основное - качество исполнения.
    VI. Домашнее задание:
    1. интонационная работа по голосам;
    2. грамотное исполнение фразировки: выразительность, снятия;
    3. следить за исполнением произведения в одном темпе;
    4. выделить кульминационные моменты.

    Категория: Уроки музыки | Добавил: асель (13.01.2015) | Автор: Курманбаева Асель Муратбековна E
    Просмотров: 2159 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024