Тип урока: целевой
Тема урока: работа над звукоизвлечением
Цель урока: развитие верного звукоизвлечения, используя различные штрихи
Произведения: К. Черни Этюд №19 ор.299
ПЛАН УРОКА
1. Работа над гаммами Es dur и с moll
2. Подготовительные упражнения к занятиям над этюдом
3. Подробный разбор этюда
4. Работа над звуком в произведении
5. Домашнее задание
ХОД УРОКА
В начале урока ученица ответила на вопросы касающиеся исполнения гамм (знаки альтерации, аппликатура, позиции, штрихи, особенности гармонического и мелодического минора).
В работе над гаммами обратили внимание на плотность звукоизвлечения, пальцевую активность, группировку.
Особое внимание в гаммах в прямом и расходящемся движении уделялось подкладыванию первого пальца.
Короткое арпеджио играли по схеме, особое внимание обращая на плавность и ровность в движении, хорошо дослушивая последний звук гаммы.
В длинном арпеджио главной задачей было - это:
1. Подворот первого пальца при освобождении руки и хорошим связыванием пальцем клавиши.
2. Выразительность исполнения.
Следующим этапом нашей работы были подготовительные упражнения к этюду (из сборника Е. Ф. Гнесиной).
Цель исполнения упражнений, подготовить ученицу к грамотному разбору и исполнению этюда.
Прежде чем, начать работу над этюдом, мы сделали подробный анализ произведения (сведение об авторе, значение этюда, тональность, темп, форма, размер, динамика, кульминации, ключевые технические моменты, штрихи, аппликатура).
Данный этюд построен на различный видах арпеджио.
По моей просьбе, ученица исполнила этюд от начала до конца. Затем, мы перешли к работе по разделам. В этом этюде два голоса: мелодия - в правой руке, бас - в левой руке. Бас, в этом этюде играет роль заполнения.
Мы поработали над звукоизвлечением левой руки, бас задержанный, глубокий и на фоне тихое, но очень ясное дополнения. Далее, в этюде происходит смена штрихов non legato на staccato
Работа в правой руке велась над группировкой шестнадцатых, для более свободного и удобного исполнения при подвороте первого пальца. Работали над освобождением кистевых, локтевых и плечевых мышц.
Также играли позиционно в медленном темпе с правильной аппликатурой.
Следующим этапом была работа над звуковой выразительностью и яркой динамикой.
В конце урока я объяснила домашнее задание и предложила ученице придумать образное содержание этюда для его более выразительного исполнения. |