В помощь педагогу.
Четверг, 25.04.2024, 06:21
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    урок русского языка в 6 классе
    Урок русского языка в 6 классе.
    Тема: «Лексика. Слово и его лексическое значение»
    Цель урока: дать понятие о слове как лексической единице языка,о словарном запасе рсского языка.
    Задачи:
    - образовательные (формирование познавательных УУД): проверить и закрепить умение находить значение слова в толковых словарях, классифицировать слова по количеству значений, обобщить орфограммы, связанные с правописанием корней слов;
    - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
    воспитывать интерес и уважение к слову как к явлению речи;
    - развивающие (формирование регулятивных УУД)
    развивать умение правильно употреблять слова в речи согласно его лексическому значению; развивать мышление, воображение и внимание учащихся, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
    Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, толковые словари .
    Ход урока.
    I. Вход в урок.
    Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
    II. Повторение пройденного.
    На предыдущих уроках мы рассматривали слово с точки зрения его звучания, строения. Образования.
    Какие разделы лингвистики изучают эти сведения о слове? (Фонетика, морфемика, словообразование)
    Работая в группах, давайте вспомним этот материал.
    1гр.- делает фонетическую транскрипцию слова расссказ
    2гр. – его морфемный разбор.
    3гр. – словообразовательный разбор этого слова.
    раскас
    рассказ сказ
    рассказ
    III. Определение темы и цели урока.
    1. Комплексный анализ текста.
    Ч..ловек наш..л сл..ва для всего что он обн..ружил на З..мле. Он назвал всякое действие и сост..яние пр..дмета. Он опред..лил сл..вами свойства и качества всего что его окружает.
    • Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните их.
    • О каком свойстве слов говорится в этом тексте?
    • Слово с точки зрения его значения изучает лексика.
    • Как звучит тема нашего урока?
    • Какие цели мы поставим перед сбой на этом уроке?
    IV. Постижение нового на уроке.
    1. Работа с учебником.
    Какие новые термины узнали сегодня?
    Составьте сними предложения и запишите их. (Лексика – словарный запас русского языка. Лексическое значение слова – это то, что обозначает слово.)
    2. Знакомство с толковым словарём.
    Объяснение значения слова мы можем найти в толковом словаре. В учебнике у нас есть небольшой толковый словарик. Давайте найдём толкование слова рассказ. Запишите словарную статью в тетрадь. Итак, это третья сторона слова рассказ.
    У нас получилось, что слово можно рассмотреть с трёх сторон:
    Слово
    Звучание Строение Значение
    3. Парад толковых словарей. (Заранее подготовленные учащиеся со словарями).
    Я Толковый словарь русского языка. Меня составил С.И.Ожегов. Я первый однотомный словарь русского языка, вышедший в нашей стране после 1917г. В 1949г. Впервые был создан словарь особого типа - нормативное общедоступное пособие призванное содействовать повышению культуры речи самых широких читательских кругов и быть руководством к правильному употреблению слов. Я содержу около 60000 слов.
    Я Советский Энциклопедический словарь, содержу около 90000 слов. Во мне помещены географические, исторические и экономические справки о нашей стране, странах мира, опубликованы биографии государственных, военных деятелей, учёных, писателей, художников, композиторов всех времён. В словаре около 550 иллюстраций и схем, около 350 карт. Вышел я в 1979г. А подготовил меня к выходу в свет академик А.М.Прохоров.
    Я Толковый словарь школьника, пособие для учащихся. Мой составитель – М.С.Лапатухин.В словаре есть толкование слова, его грамматические формы, даётся морфемное членение слова, сообщаются сведения о правописании, произношении и образовании слова. Словарь призван помочь школьникам осмыслить структуру русского слова, его строение. Школьный толковый словарь – полезное, просто необходимое дополнение к учебнику.
    V. Закрепление изученного.
    1. Интересные факты о слове. Писатель К. Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке есть великое множество хороших слов». А поэт В. Шефнер считал:
    Словом можно убить, словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести…
    К слову нужно относиться бережно и аккуратно.
    Слово – очень интересное явление. А вы знаете, что многие слова в русском языке читаются как слева направо, так и наоборот. Например, слово доход. Другие слова при чтении слева направо имеют одно значение, а справа налево – другое. Например, слово топор.
    2. Игра «Верю – не верю…»
    А вы знаете такие удивительные слова? Назовите их, начиная предложение словами: «А я верю, что..» (заказ, потоп, топот, довод, тут, казак, ворон, шорох, кот, нос и др.)
    3. Одно и тоже слово может иметь несколько лексических значений:

    Ручка Шариковая ручка
    Ручка ребёнка
    Дверная ручка
    Слова могут звучать одинаково, а иметь совершенно разные лексические значения:
    Бор – сосновый бор.
    Бор – бор-машина.
    Слово может иметь прямое и переносное значение:
    Золотые часы – золотые руки.
    4. Наконец, одно слово может включать в себе несколько слов. Игра (работа в группах) «Слово в слове. Кто больше?»
    Яблоко (я, блок, око), волокно (вол, окно), верхушки (верх, ушки), половодье (пол, лов, олово, овод).
    Вот какое оно уникальное это слово.
    5. Выразительное чтение стих. И.Токмаковой «Плим».
    Почему это сочетание букв нельзя назвать словом?
    6. Упр 211 письменно (дифференцировано: слабые выполняют без дополнительного задания, сильные подчёркивают многозначные слова).
    VI. Рефлексия.
    Чтобы знания были впрок,
    Следует кратко повторить урок.
    Продолжи предложение:
    На уроке я узнал, что..
    VII. Домашнее задание.
    П. 25, упр.214.
    VIII. Итоги урока.
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: (АнтонинаР) (26.08.2017) | Автор: Антонина E
    Просмотров: 325 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024