В помощь педагогу.
Пятница, 19.04.2024, 21:31
Форма входа

Категории раздела
Разное [22]
Стихи и проза [1]
Театр и сцена [5]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Разное » Разное

    методическая разработка урока "Руководство. Власть. Лидерство" дисциплина "Основы менеджмента"
    ____________№ Сабақтардың оқу-єдістемелік жоспары
    Учебно-методический план занятий №_______________

    Пєн
    Предмет____Основы менеджмента__________________________
    Оқытушы
    Преподаватель__________Шудабаева Роза Жумагуловна_____________
    Топ-Группа _______________________Мерзімі-Дата___22.11.2007г____
    Тақырып
    Тема______________Власть. Руководство и лидерство
    Сабақтың т‰рі
    Вид урока_____Сообщение и усвоение новых знаний

    Сабақтың мақсаттары:
    Цели урока:
    1. Дидактическая Дать учащимся определение понятий «власть», «руководство», «лидерство». Показать основные различия этих понятий.
    2. Развивающая. Закрепить приобретенные студентами знания и навыки в управленческой деятельности, развивать умение использовать полученные знания в производственных отношениях. Способствовать развитию мышления, как то: умение анализировать, выделять главное, строить аналогии, выдвигать гипотезы и защищать свою точку зрения.
    3. Воспитательная. Воспитание активной, всесторонне развитой личности. Способствовать формированию чувства ответственности за свои действия и за других людей, уважительного отношения к личности, толерантности.

    Пєнаралық байланыс
    Межпредметные связи: Основы экономики, Организация производства, История, Культурология, Политология, Социология.

    Кµрнекі к±ралдар, жабдықтар, ‰лестірмелі қағаздар
    Наглядные пособия, оборудование, раздаточный материал:
    Презентации Power Point; Раздаточный материал в форме опорного конспекта.

    Сабақтын барысы
    Ход урока
    І. ¦йымдастыру кезеңі
    І. Организационная часть__Приветствие; проверка посещаемости; сообщение темы; цели урока.

    ІІ. Оқушының бірінші субъективті тєжірибесінің µзектілігі
    ІІ. Актуализация первичного, субъективного опыта учащихся__________
    Человек в своих амбициозных проявлениях в той или иной мере стремится к власти над себе подобными. Считается, что обладание властью открывает перед человеком многие двери и дает большие возможности. Руководство – есть проявление власти. Лидерство – это возможность ее достижения.

    ІІІ. Жаңа тақырыпты оқыту уєждемесі
    ІІІ. Мотивация учебной деятельности_______________________________
    В чем значимость этой темы? В каждой организации есть руководящий персонал – менеджеры первого звена. Все ли они являются лидерами? Все ли они обладают достаточной властью?Вот это нам и предстоит выяснить в рамках данного занятия.

    IV. Жана материалды зерделеу жєне оның меңгерілуі
    IV. Изучение нового материала и его первичное усвоение
    Тақырып
    Тема______________Власть. Руководство и лидерство

    Жоспар / План

    1. Власть.

    1.1. Понятие власти. Государственная власть.
    1.2. Власть руководителя в организации.

    2. Руководство и лидерство.

    2.1. Понятия руководства и лидерства.
    2.2. Стили руководства.

    V. ¤здік ж±мыс
    V. Самостоятельная работа _____Работа с опорным конспектом_в процессе изучения нового материала

    VI. Нығайту
    VI. Закрепление
    Задание для мозговой атаки (ролевая игра)
    В качестве закрепления предлагается разделить группу учащихся на три команды. В каждой команде выбрать классного руководителя и директора школы и, согласно задания, проиграть ситуацию, сделать вывод – какой из стилей руководства наиболее приемлем в данной конкретной ситуации:
    В школу приходит информация из гороно о том, что в городе проводится 22 числа субботник, предлагается принять в нем участие и провести субботник на территории школы силами учеников. От каждого класса необходимо выставить по пять человек. Классным руководителям необходимо довести информацию до учащихся. На классном часе информация до учащихся была доведена, они возмущаются, т.к. на это время у них запланировано другое мероприятие. В это время в кабинет входит директор школы, и обсуждение проходит при нем.
    Проиграйте, какие аргументы по данному вопросу приведет:
    1 команда: руководитель - автократ;
    2 команда: руководитель - демократ;
    3 команда: руководитель – либерал.

    VII. ‡й тапсырмасы
    VII. Домашнее задание: Подготовить тему «Власть.Руководство.Лидерство» Дополнительная литература: Кнорринг В. «Теория, практика и искусство управления», Мескон М. и др. «Основы менеджмента», Лебедев О.Т. «Основы менеджмента», Большаков А. «Менеджмент»

    Оқытушы / Преподаватель _________Шудабаева Р.Ж.

    Лекционный материал
    Вопрос 1. Власть.

    Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Божия, данная для блага всех существ, — красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.
    Л. Н. Толстой

    1.1. Понятие власти. Государственная власть

    Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать управляющее воздействие на поведение людей с помощью своего авторитета, права или насилия.
    Проблема власти особенно акту¬альна для современного руководства, так как большинство наших руко¬водителей самого высокого уровня убеждены и стараются убедить окружающих, что главное — обладание властью, а не эффектив¬ность ее использования, и преднамеренно забывают о важней¬шей, неотъемлемой составляющей любой власти — об ответствен¬ности.
    Проблемой форм правления, проблемой власти человечество интересовалось давно, еще с античных времен. Об этом размыш¬лял во "Всеобщей истории" великий грек Полибий (210—122 гг. до н. э.) и первым дал анализ таким понятиям, как монархия, демок¬ратия, олигархия и охлократия. Когда и какая власть несет людям пользу или вред — над этими вопросами думал китайский мысли¬тель Сыма Цянь (145—86 гг. до н. э.), о методах государственного управления и об особой морали правителя писал великий флорен¬тиец Никколо Макиавелли (1469—1527). Томас Гоббс (1588—1679), вынужденный во время борьбы за власть в революционной Англии ^мигрировать в Париж, пришел к выводу, что основная цель и мотив поведения человека — стремление к власти ("Левиафан", 1651). Его соотечественник Джеймс Стюарт в 1767 г. обосновал эту мысль еще более аргументированно. Многие крупнейшие ученые и мыслители разных стран изучали проблемы власти в поисках оптимальных форм управления. Можно, крайне осторожно рискнуть в поисках некоторых закономерностей, принципов управле¬ния обществом, опираясь на факты мировой истории, попытаться установить связь между катастрофическими, глобальными изменениями в общественной жизни и сменой форм государственного управления. Несмотря на великое разнообразие форм государствен¬ного управления, существовавших в разное время и у разных на¬родов, можно укрупненно выделить из них три основные: монар¬хическую (царь, эмир, шейх, король, Вождь и Учитель, Гене¬ральный секретарь), аристократическую (сенат, диван, палата лордов и т.п.) и демократическую (Верховный Совет, парламент, конгресс и т.д.).
    Можно уверенно утверждать также, что если сильна верхов¬ная власть (в любой ее форме!), то сильным будет и государство. Поднимается уровень жизни народа, укрепляется его благосостоя¬ние, хотя мировая история не знает таких периодов и форм прав¬ления, при которых народ жил бы действительно счастливо и не мечтал о лучшей доле.
    В каждом государстве существуют различные формы власти:

    Рис.1 Виды власти

    Высшая форма власти — государственная (в правовом демократическом обществе) — строится на взаимодействии пяти независимых властей: законодательной, исполнительной, судебной, информационной и интеллектуальной (рис. 1). В публицистике, иног¬да и в научной литературе, желая подчеркнуть скрытые особенно¬сти различных методов государственного управления, говорят так¬же о белой, серой, синей и черной власти. Следует помнить, что в обществе, основанном на принципе частной собственности, источ¬ник власти лежит в основе самого института собственности.
    "Белая власть" — власть закона, этики и норм морали. Не¬смотря на малую вероятность сочетания этих характерных для "бе¬лой власти" особенностей, история знает немало примеров такой счастливой для общества формы государственного управления. Может быть, еще несовершенные, но явные ростки такой власти существовали в Древней Греции, в Новгородской Республике, в некоторых феодальных "вольных" городах Европы. "Белая власть" благодаря реализации принципов демократии, свободе предпри¬нимательства, открытым рынкам и развитой культуре государ¬ственного управления обеспечивает прогресс и высокое благосостояние нации. Макс Вебер называет власть, основанную на незыблемости закона, традиций, на привычной инер¬ции мышления и вере в компетенцию руководителей, традицион¬ной, легитимной.
    Пожалуй, нет таких государств, которые не знали бы перио¬дов правления "серой власти", когда не только при слабом, но в определенных обстоятельствах и при сильном верховном правите¬ле фактическая власть концентрируется, в руках честолюбивого визиря, кардинала, начальника тайной полиции или командующе¬го вооруженными силами страны. В памяти каждого возникают фигуры герцога Армана Жана дю Плесси, более известного как кардинал Ришелье, который почти 20 лет был фактическим прави¬телем Франции при ничтожном Людовике XIII, Жозефа Фуше, главы сыска Франции при могущественном Наполеоне, Мартина Бормана, таинственной и сильной личности времен нацизма, не¬забвенных Л. П. Берия, М. А. Суслова, миро¬вой экономикой управляют вовсе не правительства, а могучие кор¬порации типа "Дебирс" и финансовые магнаты вроде Сороса. Та¬кая власть чревата обострением закулисных интриг, взрывом и непредсказуемостью.
    Для "синей" власти характерна гегемония духовно-религиоз¬ных или политических начал. Средневековая Европа, современный Иран, движение талибов в Афганистане демонстрируют сплоче¬ние нации на основе "единственно верного" учения и убежден¬ность в верности избранного ими пути. Современный мир в пос¬ледние годы столкнулся с серьезной угрозой со стороны "черной" власти — мафиозных структур.
    Если человечество накопило опыт взаимодействия трех пер¬вых ветвей власти, то в наступающую эпоху информационной ци¬вилизации проблемы развития и становления власти информации и интеллекта приобретают особое значение. Передовые страны мира уже монтируют информационную, общечеловеческую власть с помощью интегральных коммуникационных сетей, общедоступных банков информации и спутникового телевидения (коммуникацион¬ная сеть Интернет, корпорация "CNN Internation" и т.п.). Идеоло¬гические концепции этой власти — свобода и ответственность средств массовой информации, гласность, общедоступность. Всю историю человечества пронизывает идея создания интеллектуаль¬ной власти (жрецы, церковь, масонство, аристократия, элитар¬ные общества и клубы), но создатели духовных ценностей всегда уступали свою власть представителям военной силы и создателям материальных благ. Однако контуры могущества и всепроникающей силы интеллектуальной власти уже четко обозначены, так как именно она обеспечивает жесткий отбор и профессиональную подготовку специалистов всех без исключения государственных структур власти. За последние десятилетия в развитых странах наметилась четкая тенденция перехода власти капитала к власти высокопрофессиональных управляющих, так как владение инфор¬мацией, знания и опыт котируются выше любых ценностей.
    Пока лишь в произведениях фантастов и утопистов делались попытки представить формы и методы деятельности субъекта выс¬шей государственной власти, поскольку печальный опыт истории учит, что при любых формах единоначалия, будь то монархия или президентство, пребывание на вершине власти, подобно пре¬быванию вблизи мощного радиоактивного источника, необратимо деформирует личность и порождает уродливые мутации. Роль та¬ланта, искусства управления в государственном масштабе являет¬ся решающей, а если этого таланта нет и государством управляет ничтожество?..

    1.2. Власть руководителя организации

    В центре нашего внимания — руководитель, лидер и его оп¬поненты — другая личность (начальник, коллега, подчиненный) или коллектив, управляемая система. Цель деятельности руково¬дителя — так управлять подчиненными, чтобы они эффективно выполняли работу, порученную организации, оказывать влияние на личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
    на чувстве страха, весь¬ма эффективна, но будет вызывать и накапливать у исполнителя отрицательные эмоции, которые могут когда-нибудь вызвать бур¬ную негативную реакцию. Важно, чтобы каждый участник системы управления знал свои функции и границы своей власти. Конфуций учил: "Сек¬рет доброго правления: правитель да будет правителем, поддан¬ный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном". Для выполне¬ния своих функций руководитель располагает властью, и без вла¬сти нет организации и нет порядка. Но власть будет действитель¬ной, только если руководитель будет держать под своим контро¬лем что-то имеющее значение для исполнителя, вспомните пира¬миду Маслоу!
    Основные методы проявления власти — принужде¬ние, вознаграждение, компетенция, пример и традиции.
    Власть, основанная на принуждении, Пример тому бесчисленные бунты, вос¬стания и революции, которыми так богата история человечества. Однако Макиавелли утверждает, что власть страха сильнее вла¬сти любви, так как любовь поддерживается благодарностью, а ею можно иногда и пренебречь, страх же поддерживается угрозой наказания, и не считаться с этой угрозой опасно. Бизнес суров, это не игра в жмурки, при которой поймавший целует пойманную.
    Власть через вознаграждение более предпочтительна, поскольку создает положительные стимулы для выполнения работ, но не всегда можно точно определить, какая награда будет предпочти¬тельней для исполнителя. Опытный руководитель чаще всего бы¬вает компетентным и во многих отношениях является примером для подчиненных.
    Власть, основанная на положительном примере, весьма устойчива, исполнитель испытывает симпатию к руководи¬телю и верит в его способности.
    Традиционная, или законная, власть, влияние через приви¬тые цивилизацией, культурой ценности — самый распространен¬ный тип власти.
    Следует немного подробнее остановиться на власти через пример, на харизме, т.е. власти, построенной на силе личных качеств или способностей лидера. Харизма (греч. — божественный дар) — особое свойство, качество личности, которое скорее не приобре¬тается человеком, а даруется ему Богом, судьбой и выделяет его среди всех других. Впервые харизматический тип власти исследо¬ван немецким историком права Рихардом Зомом, изучавшим меж¬личностные отношения в древнехристианских общинах. Харизматическим господством обладали пророки, основатели великих религий — Будда, Иисус Христос, Магомет, выдающиеся политики и полководцы. Великое счастье, если деятельность такого лидера направлена на благо. Люди всегда охотнее принимают позицию симпатичного им че¬ловека, и не будет преувеличением сказать, что располагать к себе подчиненных есть прямая обязанность каждого руководителя. В этом и есть один из секретов искусства управления — привле¬кать к себе, располагать, вызывать аттракцию. Явление аттрак¬ции (от франц. — притяжение) — привлечения, притяжения одно¬го человека к другому — еще недостаточно изучено и в чем-то сродни сексуальному влечению, но факт его существования не вызывает сомнений, и не учитывать его при формировании меж¬личностных отношений было бы ошибкой.
    Но есть еще одна сторона власти — ответственность, ее обя¬зательное, неотвратимое и естественное следствие. Власть без от¬ветственности есть тирания, деспотизм и диктатура. Как сказал А. Файоль: "Мужественное принятие и сознание ответственности вызы¬вает уважение других; это — род мужества, всюду очень цени¬мый. И тем не менее ответственности обычно настолько же не любят, насколько ищут власти. Боязнь ответственности парализу¬ет много начинаний и сводит на нет много качеств. Хороший на¬чальник должен распространять вокруг себя мужество ответствен¬ности".

    Вопрос 2. Руководство и лидерство. Стили руководства

    Власть в каждом, кто вкусил сей плод, оставляет отраву вечного послевкусия ее незабываемой сладости.
    М. Джилас.
    "Лицо тоталитаризма"
    2.1. Понятия руководства и лидерства

    В первом вопросе мы много говорили о власти. Но кто является носителем ее в организации? Конечно, в первую очередь руководитель. И в рамках второго вопроса мы поговорим о руководстве и лидерстве, как основе эффективного руководства.
    РУКОВОДСТВО – это процесс влияния на подчиненных, являющийся способом заставить их работать на достижение единой цели.
    ЛИДЕРСТВО - определяется способностью оказывать влияние на отдельные личности и группы и направлять их усилия на достижение целей организации. Обратите внимания на основные различия. В первом случае – это способ заставить работать, а во втором – способ оказывать влияние и направлять.
    И в том и в другом определении встречается понятие «влияния». Влияние – это любое поведение человека, которое вносит изменения в поведение других людей.
    Дадим определение формального руководства и лидерства:
    «Лидер» – ведет за собой людей, используя свой авторитет, свои способности, и люди, чувствуют удовлетворение от достижения целей.
    «Руководитель» – заставляет работать на достижение целей, используя свое положение в организации, и люди при этом не чувствуют удовлетворение от работы
    Отсюда вывод: Каждый эффективный руководитель стремится не заставлять, а вести за собой людей, то есть желает быть руководителем – лидером.

    2.2. Стили руководства

    Методы искусства управления эффективно применяются в таком важном аспекте управленческой деятельности, как стиль руководства, так как в привычной манере поведения руководите¬ля по отношению к подчиненным, в том, как он обычно говорит, слушает других людей, как он реализует управленческие реше¬ния заложено и то, как подчиненные относятся к руководителю, и, соответственно, то, насколько эффективна работа коллектива.
    Стиль руководства — привычная для конкретного руководителя система методов, реакций на возникающие ситуации, используе¬мая им в своей практической деятельности. Каждая организация имеет свои неповторимые специфические особенности, и каждый руководитель уникален, наделен своими неповторимыми способно¬стями, талантами. Поэтому четко классифицировать стили управле¬ния весьма трудно, хотя такие попытки предпринимались неоднок¬ратно.
    Стиль руководства — стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководи¬теля с коллективом, формирующиеся под влиянием как объектив¬ных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.
    Традицион¬но различают следующие стили управления: авторитарный (же¬лающие внести и свой вклад в науку предлагают еще ряд назва¬ний — автократический, административный, волевой, директив¬ный), сосредоточенный исключительно на работе (одна крайность), демократический (он же коллегиальный, товарищеский) и либе¬ральный (свободный, нейтральный, анархический, попустительс¬кий, невмешивающийся, разрешительный, формальный, номиналь¬ный), сосредоточенный на человеке (другая край¬ность).

    Характеристика стилей руководства

    Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными Стили руководства
    Авторитарный (автократический) Демократический Либеральный
    Приемы принятия решений Единолично решает вопросы Перед принятием решения советуется с подчиненными Ждет указаний от руководства или решения совещания
    Способ доведения решений до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит Просит, упрашивает
    Распределение ответственности Берет на себя или перекладывает на подчиненных Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями Снимает с себя всякую ответственность
    Отношение к инициативе Подавляет Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных
    Отношение к подбору кадров Боится квалифицированных работников Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается
    Отношение к недостаткам собственных знаний Переоценивает собственные знания Постоянно повышает квалификацию, учитывает критику Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных
    Стиль общения Держит дистанцию Общителен Общается с подчиненными только по их инициативе
    Характер отношений с подчиненными Диктуется настроением Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль. Мягок, покладист.
    Отношение к дисциплине Приверженец жесткой дисциплины Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям Требует формальной дисциплины
    Отношение к стимулированию труда работников Считает наказание основным методом стимулирования Использует различные методы стимулирования Использует различные методы стимулирования

    Авторитарный стиль руководства лежит в основе абсолютного большинства конфликтов благодаря стремлению высшего управляющего к единовластию. Претензия автократа на компетентность во всех вопросах порождает хаос и, в конечном счете, влияет на эффективность работы. Автократ парализует работу аппарата, на который он опирается. Часто он создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Недовольные подчиненные могут подвести или дезинформировать. Кроме того, запуганные работники не только ненадежны, но и работают без полной отдачи. Некоторые авторы говорят, что вызов к руководителю, придерживающемуся авторитарного стиля руководства, «выбивает работника из седла» на весь день.
    Демократический стиль руководства предполагает взаимодействие на уровне «взрослый – взрослый». У руководителя и подчиненного возникает чувство доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы, каждый сотрудник может при нем свободно выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь мести, либо наказания. Ответственность за неудачи руководитель разделяет с группой. Большинство проблем обсуждается коллективно. Руководитель-демократ старается чаще советоваться с подчиненными, не проявляет своего превосходства и правильно реагирует на критику. За последствия принятых решений ответственность не перекладывает на подчиненных. Стремление прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам объясняется не отсутствием знаний и собственного мнения по какому-либо поводу, а убеждением в том, что при обсуждении всегда могут возникнуть нюансы, позволяющие улучшить технологию процесса реализации решения. Такой руководитель может пойти на компромисс, либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где автократ действовал бы приказом и давлением, демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы и указать на выгоды, которые могут получить сотрудники в результате такого решения.
    Хорошо зная дело и обстановку в группе подчиненных, он старается использовать рефлексивные методы управления, а при осуществлении контроля обращает внимание на конечный результат, не придираясь к мелочам. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность, что приводит к отождествлению ими целей коллектива и своих собственных целей. В этом случае авторитет должности руководителя подкрепляется личным авторитетом. Управление опирается на способности людей.
    Либеральный стиль руководства характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс работы. Либерал предпринимает какие-либо действия только по указанию вышестоящего руководства, стремясь уклониться от ответственности. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности своего служебного положения. Руководитель, придерживающийся либерального стиля, не принципиален, под влиянием разных людей и обстоятельств может несколько раз изменять решение по одному и тому же вопросу. Многие вопросы в организации могут вообще решаться без участия руководителя.
    Во взаимоотношениях с подчиненными либерал корректен и вежлив. Положительно реагирует на критику. Руководитель-либерал не требователен к подчиненным и не любит контролировать их работу. В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии, посылать в интересные командировки без видимой необходимости.
    Часто руководители-либералы формируются из хороших специалистов в какой-либо области, не очень подходящих по своим личностным качествам для руководящей работы, однако, назначенных на руководящие посты за заслуги в специальности. В настоящее время количество представителей этого стиля руководства сокращается. Владелец фирмы по определению не может придерживаться либерального стиля руководства, так как заинтересован в получении прибыли и рискует собственными средствами.
    Очевидно, что ни один стиль руководства не является уни¬версальным для любой производственной ситуации. Чаще встреча¬ются смешанные, гибридные стили, нередки случаи, когда авто¬ритарный по своим убеждениям начальник внешне ведет себя весь¬ма демократично: вежлив, приветлив, готов выслушать мнение коллег, но его решения давно готовы и ни в чьих рекомендациях он не нуждается. При возникновении экстремальных ситуаций ли¬беральный, "добрый и мягкий" руководитель обязан проявить свою волю, и тогда его стиль управления организацией будет жестким, авторитарным. Если же коллектив состоит из высококвалифициро¬ванных сплоченных специалистов своего дела, то авторитарный стиль в этом случае будет явно неуместным.
    Стиль управления чаще всего зависит от стабильности или изменчивости окружающей среды: при изменении ситуации авто¬ритарный руководитель может не справиться единолично с вы¬бором оптимальной стратегии и ему придется привлекать к выра¬ботке решения все творческие силы коллектива; чем сложнее решаемые задачи, тем более обоснованными будут коллегиаль¬ные методы управления. При спокойной атмосфере внутри кол¬лектива и стабильности внешней среды авторитарный стиль уп¬равления оправдывает себя.
    Стиль управления и квалификация персонала, как и сроч¬ность решения управленческих задач, связаны между собой об¬ратной зависимостью: чем ниже квалификация сотрудников и чем меньше времени на решение задачи, тем более четкими, конкрет¬ными, а следовательно, и, жесткими должны быть указания руко¬водителя. Высококвалифицированные сотрудники предпочитают постановку задач не в строго структурированной форме, что ос¬тавляет свободу, более широкое поле деятельности и стимулиру¬ет удовлетворение высших потребностей личности — власти, самоутверждения, успеха. Сотрудники, привыкшие к послушанию и не имеющие выраженной индивидуальности, предпочитают более жесткое, конкретное и ясное управление при хорошем вознаграж¬дении и сохранении стабильной, спокойной рабочей обстановки.
    Умение быть пластичным, многовариантным, искусно вла¬деть всеми регистрами стилей руководства — высокое мастерство. Хотя властному, с жестким характером человеку трудно и даже неприятно играть роль добренького, контактного "рубахи-парня", можно собачонку подстричь под льва, но льва превратить в болон¬ку практически невозможно. Каждый руководитель неповторим, имеет свой жизненный и производственный опыт, свои принципы, идеалы, и рекомендовать ему какой-либо стиль управления как эталонный было бы ошибкой, тем более что далеко, не всегда эти стили проявляются в явном, чистом виде. И для каждого стиля руководства наука и искусство управления предлагают свои реко¬мендации, методы и приемы. Но есть и общие для всех стилей руководства методы организации межличностных отношений, из¬вестные еще с древних времен. В частности, методы риторики — науки о способах убеждения — весьма полезны для руководителя любой ориентации.

    Резюме к теме:

    1. Власть – это узаконенная сила. Способность влиять на других людей.
    2. В организации носителем власти является руководитель, т.е. лицо, наделенное определенными формальными полномочиями.
    3. Лидер – это человек, способный вести за собой, основываясь на собственном авторитете, компетентности, обаянии. Руководитель, для того, чтобы иметь возможность правильно влиять на ситуацию должен выбрать для себя стиль руководства, методы и возможности положительно влиять на действия людей.
    4. Уважаем тот руководитель, который, благодаря свом способностям, умениям, квалификации и знанию человеческой психологии, берет на себя ответственность за свои поступки, прежде всего, и за тех людей, которыми он руководит. Для организации лучше всего, если Руководитель является еще и Формальным Лидером!

    Приложение 1
    Опорный конспект

    Вопрос 1. Власть

    1.1. Власть руководителя организации

    Власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать управляющее воздействие на поведение людей с помощью своего авторитета, права или насилия.
    Цель деятельности руково¬дителя — так управлять подчиненными, чтобы они эффективно выполняли работу, порученную организации, оказывать влияние на личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
    Важно, чтобы каждый участник системы управления знал свои функции и границы своей власти. Конфуций учил: "Сек¬рет доброго правления: правитель да будет правителем, поддан¬ный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном". Для выполне¬ния своих функций руководитель располагает властью, и без вла¬сти нет организации и нет порядка. Но власть будет действитель¬ной, только если руководитель будет держать под своим контро¬лем что-то имеющее значение для исполнителя, вспомните пира¬миду Маслоу!
    Основные методы проявления власти — принужде¬ние, вознаграждение, компетенция, пример и традиции.
    Власть, основанная на принуждении, Пример тому бесчисленные бунты, вос¬стания и революции, которыми так богата история человечества. Однако Макиавелли утверждает, что власть страха сильнее вла¬сти любви, так как любовь поддерживается благодарностью, а ею можно иногда и пренебречь, страх же поддерживается угрозой наказания, и не считаться с этой угрозой опасно. Бизнес суров, это не игра в жмурки, при которой поймавший целует пойманную.
    Власть через вознаграждение более предпочтительна, поскольку создает положительные стимулы для выполнения работ, но не всегда можно точно определить, какая награда будет предпочти¬тельней для исполнителя. Опытный руководитель чаще всего бы¬вает компетентным и во многих отношениях является примером для подчиненных.
    Власть, основанная на положительном примере, весьма устойчива, исполнитель испытывает симпатию к руководи¬телю и верит в его способности.
    Традиционная, или законная, власть, влияние через приви¬тые цивилизацией, культурой ценности — самый распространен¬ный тип власти.
    Следует немного подробнее остановиться на власти через пример, на харизме, т.е. власти, построенной на силе личных качеств или способностей лидера. Харизма (греч. — божественный дар) — особое свойство, качество личности, которое скорее не приобре¬тается человеком, а даруется ему Богом, судьбой и выделяет его среди всех других. Впервые харизматический тип власти исследо¬ван немецким историком права Рихардом Зомом, изучавшим меж¬личностные отношения в древнехристианских общинах. Харизматическим господством обладали пророки, основатели великих религий — Будда, Иисус Христос, Магомет, выдающиеся политики и полководцы. Великое счастье, если деятельность такого лидера направлена на благо. Люди всегда охотнее принимают позицию симпатичного им че¬ловека, и не будет преувеличением сказать, что располагать к себе подчиненных есть прямая обязанность каждого руководителя. В этом и есть один из секретов искусства управления — привле¬кать к себе, располагать, вызывать аттракцию. Явление аттрак¬ции (от франц. — притяжение) — привлечения, притяжения одно¬го человека к другому — еще недостаточно изучено и в чем-то сродни сексуальному влечению, но факт его существования не вызывает сомнений, и не учитывать его при формировании меж¬личностных отношений было бы ошибкой.
    Но есть еще одна сторона власти — ответственность, ее обя¬зательное, неотвратимое и естественное следствие. Власть без от¬ветственности есть тирания, деспотизм и диктатура. Как сказал А. Файоль: "Мужественное принятие и сознание ответственности вызы¬вает уважение других; это — род мужества, всюду очень цени¬мый. И тем не менее ответственности обычно настолько же не любят, насколько ищут власти. Боязнь ответственности парализу¬ет много начинаний и сводит на нет много качеств. Хороший на¬чальник должен распространять вокруг себя мужество ответствен¬ности".

    Приложение 2
    Характеристика стилей руководства

    Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными Стили руководства
    Авторитарный (автократический) Демократический Либеральный
    Приемы принятия решений Единолично решает вопросы Перед принятием решения советуется с подчиненными Ждет указаний от руководства или решения совещания
    Способ доведения решений до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит Просит, упрашивает
    Распределение ответственности Берет на себя или перекладывает на подчиненных Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями Снимает с себя всякую ответственность
    Отношение к инициативе Подавляет Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных
    Отношение к подбору кадров Боится квалифицированных работников Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается
    Отношение к недостаткам собственных знаний Переоценивает собственные знания Постоянно повышает квалификацию, учитывает критику Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных
    Стиль общения Держит дистанцию Общителен Общается с подчиненными только по их инициативе
    Характер отношений с подчиненными Диктуется настроением Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль. Мягок, покладист.
    Отношение к дисциплине Приверженец жесткой дисциплины Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям Требует формальной дисциплины
    Отношение к стимулированию труда работников Считает наказание основным методом стимулирования Использует различные методы стимулирования Использует различные методы стимулирования
    Категория: Разное | Добавил: Шудабаева (29.01.2015)
    Просмотров: 1388 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024