В помощь педагогу.
Четверг, 25.04.2024, 22:29
Форма входа

Категории раздела
Разное [22]
Стихи и проза [1]
Театр и сцена [5]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Разное » Разное

    Методические рекомендации по содержанию и оформлению исследовательской работы студентов
    Методические рекомендации
    по содержанию и оформлению исследовательской работы студентов
    1. Общие положения
    Научно-исследовательская деятельность студентов – процесс самостоятельной работы под руководством педагога по выявлению сущности изучаемых явлений, по открытию, систематизации новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
    Целью научно-исследовательской работы студентовя является создание условий для развития творческих способностей личности, ее самоопределения и самореализации.
    Для достижения поставленной цели педагог, организующий научно-исследовательскую деятельность студентов, решает следующие задачи:
    • развивает интересы, склонности студентов, умения и навыки исследовательской деятельности;
    • развивает интерес к познанию реальной действительности, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества);
    • развивает умение самостоятельно, творчески мыслить;
    • способствует мотивированному выбору профессии, социальной адаптации студентов.
    2. Виды научно-исследовательской деятельности студентов
    Основными видами научно-исследовательской деятельности студентов являются:
    • проблемно-реферативная работа – аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
    • аналитико-систематизирующая работа – наблюдение, фиксация, анализ, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
    • диагностико-прогностическая работа – изучение, отслеживание, объяснение и прогноз качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;
    • изобретательско-рационализаторская работа – усовершенствование имеющихся и проектирование новых устройств, механизмов, приборов;
    • экспериментально-исследовательская работа – проверка предположения о подтверждении или опровержении гипотезы экспериментально-опытным путем;
    • проектно-поисковая работа – разработка и защита проекта.

    3. Этапы научно-исследовательской работы
    Научная работа должна быть:
    – исследовательской
    – актуальной
    – иметь практическую значимость
    В работе должны быть следующие составляющие:
    – поставлены задачи,
    – намечены пути их решения,
    – работа должна быть отпечатана на стандартных листах, иметь список использованной литературы, титульный лист,
    – работа, представленная на конференцию, должна сопровождаться тезисами и рецензией научного руководителя.
    Актуальность – начальный и обязательный этап любой исследовательской работы. Поэтому введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Освещение актуальности не должно быть многословным.
    Раскрытие актуальности темы исследования может быть связано:
    • с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела;
    • с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.
    Актуальность темы предлагаемого исследования имеет определяющее значение.
    Тема исследования – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку.
    Выбор темы может быть обусловлен:
    1. Интересами и потребностями самого студента («Создание Web-страницы»);
    2. Интересами и потребностями преподавателя («Создание контролирующей программы по теме…»);
    3. Потребностями каких-то внешкольных организаций и служб («Разработка программы по заполнению БД »).
    Выбору темы могут способствовать консультации с научными работниками, ознакомление с тематикой работ предыдущих научно-практических конференций различного уровня, использование принципа исследования в пограничных областях наук, возможность более эффективного решения научной задачи и т. д.
    Лучше, если студент не получает тему в готовом виде, а участвует в процессе выбора и формулировки темы своего будущего исследования.
    Критерием выбора темы не могут служить представления о ее вероятной «легкости» или «трудности».
    Тема исследования не должна быть слишком широкой. При этом понятно, что чем меньше слов в названии темы, тем она шире, и наоборот.
    Для сравнения несколько тем:
    1. «Графы»;
    2. «Графы. Поиск кратчайшего пути»;
    3. «Графы. Поиск кратчайшего пути. Алгоритм Дейкстры».
    Достаточно узкая, малоизученная тема представляет больший интерес в научном отношении и дает больше возможностей для проявления исследовательских способностей автора.
    Очень важно, чтобы тема соответствовала способностям и возможностям студента. Даже если научный руководитель подключает ученика к проведению своих исследований, необходимо поручить ему собственный раздел, который он может выполнить самостоятельно.
    Чем раньше выбрана тема, тем лучше. Очень плодотворным может являться продолжение и развитие тематики работ, выполненных студентами в предшествующие годы.
    Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
    Определение проблемы исследования – достаточно сложная задача. Если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.
    Сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
    С проблемой тесно связан объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно предмет исследования определяет тему работы. Понятие «предмет» исследования значительно уже и конкретнее объекта. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.
    Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель – это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования Необходимо также отметить, что в исследовании может быть только одна цель.
    Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений, методов, программных продуктов.
    В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования. Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.
    Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
    Задачи исследования показывают, что студент собирается делать, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования (например, он намерен рассмотреть и сравнить несколько различных алгоритмов нахождения кратчайшего пути в графе).
    Следующим важным этапом работы над исследованием является выдвижение гипотезы исследования (например, что для реализации задачи самым эффективным является алгоритм Дейкстры). Это позволяет конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута.
    При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...». Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
    • быть проверяемой;
    • содержать предположение;
    • быть логически непротиворечивой;
    • соответствовать фактам.

    После формулировки гипотезы следует этап определения методов исследования. Метод – это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.
    После выбора темы, определения целей и задач исследования, необходимо составить предварительный план работы. Он необходим для того, чтобы знать, по каким вопросам следует собирать материал.
    Возможно, что некоторые пункты этого плана будут выполняться параллельно.
    Очень важный этап – анализ собранного материала и обдумывание структуры доклада. Структура обычно включает следующие основные элементы: введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения.
    Введение должно включать обоснование выбора темы, раскрывать ее научное значение и актуальность. Здесь формулируются цели и задачи исследования. Введение обычно включает характеристику источников и структуры работы.
    Построение основной части целиком зависит от темы, но чаще всего включает реферативную и исследовательскую главы.
    Необходимо, чтобы работа содержала определенные элементы научного исследования: новые факты, подкрепляющие известные положения, или новое освещение уже известных фактов, обобщение или систематизацию материалов в свете рассматриваемой научной проблемы. В этом важнейшее отличие жанра научно-исследовательской работы от информационного доклада и реферата.
    Заключение должно содержать четкие, хорошо продуманные выводы, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования. Также в заключении должно содержаться указание на перспективы изучения темы в будущем.
    Студент должен понимать, что объем выполненной им работы еще не гарантирует успешное выступление и уж тем более победу на научно-практической конференции.
    Одна из основных задач, стоящих перед исследователем, – умение изложить материал в соответствующей форме и последовательно. От этого в значительной степени зависит качество работы.
    Первое требование к научному изложению – точность, ясность, краткость.
    Научно-исследовательская работа студента должна быть правильно оформлена.
    Кроме того, чтобы работа получила достойную оценку на научно-практической конференции, ученик должен уметь отстаивать свое мнение в научной полемике во время защиты работы.
    Исследовательская работа и доклад по ней – совершенно разные жанры научного творчества. Выступая с докладом, нельзя зачитывать всю работу, перегружать выступление лишними данными.
    Исследовательская работа студента – это своеобразный творческий экзамен, позволяющий судить о приобретенных выпускником знаниях и умении применять их в практической деятельности, это и важнейшая форма учебной подготовки будущего студента, в процессе которой он углубленно изучает одну из тем какой-либо дисциплины и приобретает необходимые навыки для самостоятельной научной деятельности. Подобная деятельность основывается на хорошем знании источников, умении самостоятельно их анализировать, делать обобщения и выводы.
    4. Требования к оформлению исследовательской работы
    Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия учебного заведения, тема работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, группа) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).
    Аннотация представляет собой краткое описание работы и должна содержать наиболее важные сведения о работе и включать следующую информацию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные; выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, ФИО автора, населенный пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации.
    В оглавлении должны быть включены основные заголовки работы, введение, название глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений и соответствующие номера страницы.
    Пример оформления оглавления
    Введение………………………………стр.
    1.Глава…………………………………
    1.1.……………………………………..
    1.2………………………………………
    1.3………………………………………
    2.Глава…………………………………
    2.1………………………………………
    2.2………………………………………
    2.3………………………………………
    Заключение……………………………
    Список литературы…………………..
    Приложение…………………………..

    Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы.
    Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.
    В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором. Направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования.
    В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором.
    Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.
    Примеры оформления библиографических ссылок
    Образцы библиографических описаний для книг
    1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. – 57 с.
    2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.
    Образцы библиографических описаний для статей в периодических изданиях
    1. Волжина И.А. Формирование экологических знаний школьников через предметно-практическую деятельность. //Школа и производство, 2006, №8, с.18-19.
    2. Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р. Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.
    Библиографическая ссылка на электронные документы
    1. URL: http://www.researcher.ru/methodics/
    2. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0419.htm
    Доклад может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием.
    5. Критерии оценки учебного исследования
    1. Актуальность исследования, определяющая его важность для решения реальных проблем и характеризующая потенциальную ценность его результатов;
    2. Практическая значимость исследования;
    3. Степень новизны исследования (нет новизны; субъективная новизна (под которой подразумевается неизвестное в индивидуальном опыте исследователя научное знание, но известное, как правило, в общественном опыте); объективная новизна);
    4. Соответствие содержания сформулированной теме, цели, гипотезе и поставленным задачам исследования;
    5. Аргументированность и доказательность в изложении материала, подразумевающая использование современных методов исследования, наличие достаточного фактического материала, его логическую обработку;
    6. Степень раскрытия темы (тема не раскрыта, раскрыта частично, раскрыта полностью);
    7. Культура оформления материала, требующая анализа источников, грамотного проведения эксперимента, ясности изложения.
    6. Критерии оценки защиты работы
    1. Качество структуры доклада: композиция, логичность изложения, аргументированность;
    2. Культура выступления: четкость и доступность изложения, речевая культура, удержание внимания аудитории, чувство времени;
    3. Эрудиция докладчика, компетентность, использование специальной терминологии;
    4. Качество ответов на вопросы: полнота ответов, убедительность, готовность к дискуссии, наличие собственной позиции и умение ее отстаивать, доброжелательность, контактность.

    Источник: http://pedagog-help.ucoz.ru/publ/0-0-0-0-1
    Категория: Разное | Добавил: Алёна (01.02.2015) | Автор: Барботкина Алёна Александровна E
    Просмотров: 509 | Теги: объект, область, Тема, предмет | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024