В помощь педагогу.
Пятница, 19.04.2024, 17:51
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » История и обществоведение

    Народное образование в 1900-1940 годы
    Предмет: история Казахстана Класс: 9

    Тема: Народное образование в 1900-1940 годы

    Цель: Сформировать представление у учащихся знаний о развитии народного
    образования в Казахстане в первой половине XX века.

    Задачи:
    Образовательная – способствовать освоению знаний об основных направлениях развития народного образования и системе просвещения.
    Развивающая - способствовать развитию аналитического мышления.
    Воспитательная – способствовать воспитанию патриотических чувств, интереса к образовательному процессу

    Тип урока: комбинированный урок

    Ход урока: I. Орг.момент:

    Тема урока «Народное образование Казахстана в первой половине XX века», но прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте, ребята, определим с вами наши цели и задачи.

    II. Повторение:
    Опрос домашнего задания по теме «Образование Казахской ССР».

    Задание 1: Тест на узнавание.

    На слайдовой доске цифровая сетка, в которой зашифрованы даты. Ваша задача в каждой строке найти подходящую дату и дать ей соответствующее историческое значение.
    А 0 1 2 5 1 9 3 6 4 1 7 5 2 8 9
    Б 4 7 1 8 0 2 5 1 9 3 7 6 1 1 2
    В 6 5 1 9 3 8 1 6 2 7 3 1 8 3 1
    Г 4 2 5 7 6 2 7 1 8 1 1 1 9 3 9
    Д425719404175289
    Выделенные жирным цветом и есть зашифрованные даты, но для учащихся они не будут выделены. После каждого ответа проверять правильность, используя слайд.
    А) 1936 г. – была принята новая Конституция СССР
    Б) 1937 г. – принята Конституция КазССР X Чрезвычайным съездом Советов
    В) 1938 г. – выборы в Верховный Совет Казахской ССР
    Г) 1939 г. – взят курс на расширение индустриальной мощи страны.
    Д) 1940 г. – построена ж/д Акмолинск – Карталы

    Задание 2: Игра «Пинг – понг»

    1. Какой коллектив был награжден орденом Ленина в 1939 году? (Чимкентский свинцовый завод)
    2. В 40-е годы ХХ века в Казахстане интенсивно шло освоение голодной степи. Методом народных строек сооружались каналы. Кокой канал был построен в Западном Казахстане? (Урало – Кушумский)
    3. Кто выдвинула лозунг «Овладевайте трактором»? (П.Н.Ангелина)
    4. На сколько сократило перевозку угля из Караганды в Магнитогорск, строительство железной дороги Акмолинск-Карталы? ( 500 км)
    5. На 8 съезде РКП(б) в 1939 году был взят курс на… (укрепление обороноспособности)
    6. Когда Каз.АССР была в составе РСФСР в какую республику она превратилась.
    7. Протяженность какой дороги составляет 806 км? (Акмолинск-Карталы)
    8. В 1938 году прошли выборы в Верховный совет куда было избрано сколько депутатов? (300)
    9. За сколько лет прошел Казахстан путь от автономии до союзной республики? (15 лет)
    10. От республики в Верховный Совет СССР было избрано сколько депутатов? (44)

    III. Новая тема:

    Цели и задачи народного образования в Казахстане к началу XX века были высказаны в одной из статей Александра Ефимовича Алекторова, одного из ведущих деятелей образования: "Школа в киргизской степи, кроме своих образовательных задач, играет еще роль политическую: она связывает киргизский народ с коренным русским народом, прививая киргизам государственный язык". А. Алекторов высказывался прямо о русификации казахского населения.
    Правительство, и местные власти эту политику проводили с большим усердием и настойчивостью, уделяя большое внимание только русским школам. Так, в июне 1905 года было проведено особое совещание по вопросу образования "восточных инородцев".
    Таким образом, в начале XX века наметилась широкая программа по русификации национальных окраин империи на основе внедрения в среду народа русского языка. На это были направлены деятельность правительства и местных кадров, чему способствовали законы, отдельные акты, принятые 31 марта 1906 года Правила "О начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России", 1 ноября 1907 года "Правила о начальных училищах для инородцев", 14 июля 1913 года "О начальных училищах для инородцев". Каждый из этих актов предусматривал дальнейшую русификацию народного образования.
    Если в 1901 г. в Казахстане насчитывалось 283 русских и 207 русско-казахских школ по Министерству просвещения, то в 1916 г. их было всего - 2448, из них 562 русско-казахские школы.
    До октябрьской революции население национальных окраин Средней Азии и Казахстана было неграмотным. По данным переписи 1897 г. насчитывалось 97,9% неграмотных казахов. В 1916 году в Казахстане 96% коренного и 91% русского населения были неграмотными.
    В эти годы в Казахстане проводилась работа по ликвидации неграмотности взрослого населения. Ликвидация неграмотности проходила в нелегких условиях: недостаточность материальных средств, малое количество учителей, учебников, пособий, письменных принадлежностей.26 июня 1921 года КазЦИК принял постановление о мобилизации всех лиц в возрасте от 16 до 50 лет, имеющих достаточное образование, для участия в работе по ликвидации безграмотности. В 1924 г. в Казахстане возникло добровольное общество «Долой неграмотность», благодаря которому заметно увеличилось число школ и пунктов ликбеза. Так, в 1922 г. в Казахской ССР работали 20 пунктов ликбеза, а в 1924 г. – 171, в которых прошли обучение 3 тыс. человек. Открывались бесплатные курсы для обучения неграмотных взрослых письму и счету, а малограмотных – по курсу начальной школы.
    Трудность в организации обучения объяснялась кочевым и полукочевым образом жизни казахов. Поэтому организации советского образования в Казахстане осуществляли свою деятельность избы-читальни, число которых, например в Акмолинской области, составляло 124 (1925 г.). Однако, являясь стационарными пунктами просвещения, избы-читальни не могли в полной мере отвечать условиям кочевого быта. В связи с этим их число к 1927 году сократилось, а на смену им пришли пункты просвещения «красные юрты», которые кочевали вместе с аулом. Благодаря деятельности «красных юрт» кочевое и полукочевое население казахов были охвачены культурно-просветительской работой.
    Выходила специальная газета «Тоте оку» для малограмотных, неграмотных и их учителей.
    1925 г. начал издаваться педагогический журнал «Жана мектеп» («Новая школа»).
    В 1922-23 гг. приняты меры по обеспечению национальных школ учебными программами и учебниками. Было выпущено 14 учебников на казахском языке; «Физика», «Грамматика», «Педагогика», «Алгебра», «Школьная гигиена» и др.
    К специфическим формам обучения следует отнести передвижную сезонную малокомплекную школу с укороченным годом и упрощенной программой обучения. В мае 1926 г. был принят первый «Устав единой трудовой школы КазАССР», в котором делался акцент на соединение учебы с производительной практикой. Проводилась соответствующая работа по подготовке специально обученных кадров по ликвидации неграмотности. Была разработана обширная программа и проект организации краткосрочных курсов подготовки учителей продолжительностью 2-6 месяцев.
    Темпы ликвидации неграмотности в Казахстане в первой пятилетке были высокими, ликвидировали свою неграмотность более миллиона человек. В 1931 году грамотность населения в Казахстане составляла 37%, а в 1932 году достигла 42%. Предстояла значительная работа, чтобы окончательно устранить это тяжкое наследие прошлого. В середине 30-х годов работа по ликвидации неграмотности получила окончательное организационное оформление.
    Большое значение в развитии просвещения Республики имела подготовка кадров на рабочих факультетах (рабфаках), на которые принимались лица не моложе 18 лет и не старше 30 лет, причем женщины-казашки могли учиться с 16-летнего возраста. Требования к поступающим были следующие: знание четырех арифметических действий над целыми числами, умение выражать свои мысли и владение общими представлениями по политической грамоте. Казахи должны были владеть русским языком (знание русских букв, умение читать и писать). В связи с индустриализацией страны начался приток аульно-сельского населения в города, что, в свою очередь, способствовало еще большему росту неграмотных среди рабочего класса.
    Правительство республики было вынуждено развернуть более широкую работу по ликвидации неграмотности. Так в 1927 г. в начальных школах Казахстана обучалось более 20% казахских детей, общий охват населения школами в республике составил 30%. Решению вопроса ликвидации неграмотности способствовало введение «Закона о всеобуче».
    Для кочевых районов введение всеобуча планировалось с весны 1931 г., для оседлых – с осени 1930 г. В редконаселенных кочевых районах были организованы передвижные краткосрочные школы.
    Дело по ликвидации безграмотности осложнялось также непродуманными алфавитными реформами. В конце 1920-х годов казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую. Через 10 лет – с латинской на современную кириллицу.
    27 августа 1930 г. Совнаркомом Казахской АССР было принято постановление о всеобщем обязательном начальном обучении детей в возрасте от 8 до 11 лет. Полный охват всеобщим начальным обучением детей Казахстана необходимо было обеспечить к 1933-1934 учебному году. В декабре 1931 года было введено всеобщее обязательное обучение трудящегося населения в возрасте от 15 до 50 лет.
    Таким образом, в системе народного образования Казахстана функционировали школы первой ступени (начальные), школы семилетки, школы второй ступени (общие, средние: школы-коммуны, ФЗУ и др.). Новая школа строилась на следующих принципах: бесплатное и светское образование, совместное обучение мальчиков и девочек, равное образование для всех народов и национальностей без ограничений по возрасту, национальной принадлежности и половому признаку.
    К концу 1935 года было в основном завершено создание стройной системы стройного образования, определены единые типы школ: начальная – четыре класса, неполная средняя – семь классов и средняя – десять классов. Основной формой учебного процесса был признан урок. Повышалась роль педагога, должное место отводилось преподаванию общественно-политических дисциплин и идейному воспитанию учащихся.
    Таким образом, в сфере народного образования произошли определенные изменения: увеличилось число школ и других образовательных и просветительских учреждений, начала ликвидироваться безграмотность.

    Первые ФЗУ были открыты на Петропавловском кожевенно-меховом заводе, на Семипалатинском кожевенном заводе, Карагандинской суконной фабрике, в Карсакпае, на Чимкентском химико-фармацевтическом заводе. Эти школы готовили слесарей, токарей по металлу, кузнецов, столяров, бурильщиков, взрывников, проходчиков. В 1927 г. в Казахстане насчитывалась 21 школа ФЗУ, в которых обучалось 810 учащихся, из них казахи составляли 43%.
    В мае 1930 г. ЦИК и СНК Казахстана специально рассмотрели вопрос «О состоянии профессионально-технического образования в Республике», где обращалось внимание на расширение его сети. Правительство принимает меры по улучшению материально-технической базы техникумов: создавались физические, химические, геологические и геодезические кабинеты и лаборатории.
    Совершенствовалась и методическая работа техникумов. В 1932 г. в Казахстане функционировали 89 техникумов. В 1934 г. в них обучалось 20157 человек, 9246 человек составляли казахи.

    IV. Закрепление:

    1. Заполнение таблицы
    Вопросы Ответы
    Влияющие факторы на развитие образования Уставы, постановления принятые для ликвидации неграмотности.
    Система народного образования Ликбез, ФЗУ, Избы-читальни, «Красные юрты».
    Проблемы в трудности в развитие народного образования Кочевой образ, большое количество людей было неграмотным
    Положительные стороны народного образования Стремление самих людей получить образование, стремление правительства дать людям образование.

    2. Найти соотношение

    Дата Событие
    1)июнь 1905г. 1) в Казахской ССР работали 20 пунктов ликбеза
    2)1901 г. 2) постановление о всеобщем обязательном начальном обучении детей в возрасте от 8 до 11 лет.
    3)1916 3) в Казахстане функционировали 89 техникумов
    4)1924 г. 4) появились просвещения «красные юрты»
    5)1922 г. 5) совещание по вопросу образования "восточных инородцев".
    6)1927 г. 6) было введено всеобщее обязательное обучение трудящегося населения в возрасте от 15 до 50 лет.
    7) 27 августа
    1930 г 7) в Казахстане насчитывалась 21 школа ФЗУ
    8)1926 г. 8) в Казахстане 96% коренного и 91% русского населения были неграмотными
    9)декабрь 1931 г. 9) в Казахстане возникло добровольное общество «Долой неграмотность»
    10)1932 г 10) «Устав о единой трудовой школы»
    11)1927 г 11) в Казахстане насчитывалось 283 русских и 207 русско-казахских школ

    Ответы: 1-5 , 2-11 , 3-8, 4-9, 5-1, 6-4, 7-2, 8-10, 9-6, 10-3, 11-7

    3. Задание на логическое мышление – найти ошибку.

    1) Выходила специальная газета «Тоте оку» для грамотных учителей. (для малограмотных, неграмотных и их учителей)
    2) В мае 1926 года ЦИК республики принял «Устав о единой трудовой школы КазАССР». (СНК)
    3) В декабре 192 года было введено всеобщее обучение трудящегося населения в республики в возрасте до 18 лет. (от 15 до 50 лет)
    4) Были определена единые типы школ: начальная 5 классов, средняя 11 классов. (4 и 10 классов)
    5) На смену «красным юртам» пришли избы читальни. (избы-читальни заменились «красными юртами»)

    V. Домашнее задание § 22 даты, пересказ
    VI. Рефлексия
    А сейчас я вам предлагаю обратить внимание на рефлексивный экран и ответь на вопросы.

    Рефлексивный экран
    Сегодня я узнал…
    Я сегодня на уроке понял…
    Было интересно…
    Я выполнял задания…
    Я понял, что…
    Теперь я знаю…
    Я смог…
    Меня удивило…
    Мне захотелось…
    VII. Итог урока. Оценки за урок.
    Категория: История и обществоведение | Добавил: Otegenova (26.02.2014) | Автор: Отегенова Жазира Жанатовна E
    Просмотров: 3521 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 айнат  
    Жазира Жанатовна, спасибо за разработанный урок, вы внесли ответы к своим заданиям и это очень удобно,т.к. сидеть и самой разгадывать нет практический времени. побольше бы таких готовых к использованию уроков. еще раз спасибо

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024