Цель: обобщение изученного материала. Учебно-воспитательные задачи: 1. Закрепление навыков применения формул сокращенного умножения при разложении многочленов на множители, при упрощении выражений и нахождении их значений, при решении уравнений. 2. Воспитание целеустремленности, организованности, ответственности, чувства патриотизма, интереса к историческому прошлому. 3. Развитие интереса к предмету, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Тип урока: Урок закрепления знаний и умений. Методы: словесный, поисковый, наглядный, проблемный, практический. Форма урока: урок-инсценировка Средства обучения: плакат «16 декабря – День Независимости Республики Казахстан», портрет Н.А. Назарбаева, Государственные символы Республики Казахстан, коржын, карточки с заданиями, тетради.
Ход урока. 1. Организационный момент (3 мин). Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочный мир. А перед дорогой, давайте, скажем друг другу добрые слова пожеланий. Учащиеся становятся в круг и, передавая друг другу клубок, говорят добрые слова (комплименты). Когда клубок окажется в руках у меня, бросая его в сторону двери, говорю: «И теперь этот клубок с добрыми пожеланиями выведет нас в страну сказок». Пока учащиеся записывают в тетрадях дату урока, незаметно для них заходят дед и джигит. Учитель: Давным-давно жил один бедный джигит. Там, где он жил, не было школы. Его желание получить хоть какие-либо знания было настолько сильным, что он в один прекрасный день собрался и отправился в путь. Ехал он по степи день-другой, пока не увидел одинокую юрту. Заходит он в юрту, а там сидит старый-престарый дедушка. - Ассалумағалейкум, ата. - Уа ғалейкум ассалам, балам. - Ата, су беріңізші. - Қалқам, су керек болса, бірінші ана қоржындағы тапсырманы орында, мен қатты ауырып отырмын. Бәлкім тапсырманы орындасан, мен де ауруымнан айығармын. Джигит достает из коржына свиток с заданием, раскрывает: - Ата, мынау қай тілде жазылған? Түсінбедім. Енді не істедім, қап, енді қайттім. Сиқырлы таяқшаны пайдалануға тура келді ғой. (взмахивает волшебной палочкой и появляется фея-учитель) Учитель: Вы меня звали? Джигит: Иә, иә. Маған көмектесіп жіберіңізші. Учитель: Вам нужна помощь? Хорошо, сейчас я позову своих помощников. (Взмахивает волшебной палочкой, ученики встают). - Ребята, давайте поможем нашему гостю решить эти задания! Ученики выполняют задания. 1. Разложите на множители: А) х2 – 64; б) 0,36 – t2; в) m3 – 27; г) 0,008 + n3.
Учитель: Вот, ребята, вы и джигиту помогли, и здоровье дедушке вернули. Молодцы! А теперь послушаем, что произошло дальше… Джигит: Ата, енді су ішуге рұқсат па? Ата: Иә, балам, рұқсат. Джигит: Ата, бұл үйдің адамдары қайда? Ата: Бәрі жұмыста. Мен жас шағымда ел аралап саудагерлік жасадым. Бір тиынды далаға есепсіз шығармадым. Сөйтіп дүниедегі ең бай адам болуды армандадым. Әбден байыдым, көздегеніме жеттім. Джигит: Ой, ата, сіз онда есепті жақсы шығарады екенсіз ғой. Ата:Е, немене, менімен есеп шығарудан жарыспақсың ба? Әне, қоржынның ішіндегі есептерді әкел, жарысып көрелік. Джигит: Ойбай, мынау екі конверт қой, мен тағы да көмекшілерімді шақырайын. (Взмахивает волшебной палочкой и появляется фея-учитель). Учитель: Опять, Вам, нужна наша помощь? Джигит: Да! Да! Учитель: Ребята, разделитесь на две группы и решите задания мудрого дедушки, затем каждая команда объяснит ход решения. Задание: Упростить выражение и найти его значение: I группа 1) (2b - 3)(2b + 3) – 4b(b - 2) + 9, при b = 2; 2) 25q4 + (5q2 - 2)(5q2 + 2) – 49q4, при q = 1; II группа 1) (7 – 6c)(7 + 6c) – 9c(2 – 4c - 49), при c = 2; 2) 64b6 – (8b3 – 7b)(8b3 + 7b) – 50b2, при b = 4. Джигит: Ақсакал, сау болыңыз. Ата: Ел кезіп жүре бермей, оқы, үйрен. Джигит: Өзім де білім іздеп жүрген жігітіпн. Пошел джигит дальше. Много ли, мало ли времени прошло, кто знает, повстречал он пастуха. - Уһ, шөлдедім. Алыс жолдан шаршап келемін. Құдығыңыздан су ішуге бола ма? - Балам, қара суды ішуге несіне рұқсат сұрайсын? Қауға құдық басында тұр, тарт та салқын суды қалағанынша іш! Джигит подошел к колодцу, вытянул ведро с золотым слитком в виде яйца. Он озадачен. Достал яйцо, а внутри яйца - листки с заданиями. Джигит: Тағы да есеп. Учитель: Опять нужна наша помощь? Ребята, давайте поможем доброму джигиту решить уравнения. 1) (х - 3) 3 – х2 (х - 9) – 27 = 0; 2) (х + 2) 3 – х2 (х + 6) + 4 = 0; 3) (3 - х)(9 + 3х + х2) – 2х + х3 = 0; 4) (х - 2)(х2 + 2х + 4) – х3 + 6х = 10х – 24. Учитель: Молодцы, вы все решили. А теперь посмотрим, что же будет делать джигит с золотым яйцом! Джигит: Ата, міне сіздің құдықтан шыққан алтын. Ата: Жоқ, балам, тапқан өзін – өзін ал. Джигит: Жоқ, бұл алтынды ала алмаймын, себебі бұл менікі емес. Біреу жоғалтып алған шығар. Оны қайта орнына тастайын. Пошел джигит дальше и, видит - накрыт дастархан. Ата: Балам, шаршап келдің, отыр тамақ іш. Джигит: Рахмет, өзегім талып келе жатқаным рас. Бірақ сіздің бұл тамағыңызды тегіннен-тегін іше алмаймын. Әуелі маған істеп тастайтын бір жұмыс беріңіз. Ата: Онда ана тасты бері әкеле ғой. Джигит приносит камень с высеченными на нем числами – головоломкой. Ата: Балам, сенің бойында мейірімділік, іздемпаздық, адалдық – бәрі де бар екен. Анау тасты көмекшілеріне бер, біраз бастарын қатырсың. Ал біз осы жерден кетейік. (Уходят)
Учитель: Ребята, что означают эти числа, высеченные на камне? Как вы думаете? (Решение: 16 декабря). Учитель: Да, ребята! В какой стране мы побывали в сказке? (Ответ - Казахстан). Какой язык является государственным? (казахский). Поэтому, ребята, наш урок прошел на двух языках. А что означает дата 16 декабря, которую нам загадал старец из сказки? Верно! Поэтому наш урок был посвящен Дню Независимости Республики Казахстан. За эти годы в нашей Республике произошли важные исторические события – это выборы Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева, который правит нашей Республикой по сей день; это утверждение наших государственных символов – государственного гимна, герба, флага; это – вхождение в оборот нашей национальной валюты – тенге; это – рождение новой столицы – Астана и многое-многое другое. А главное, благодаря безупречному авторитету Нашего Президента в мировом сообществе, мир узнал о Казахстане. Ребята, Президент поставил перед нами задачу – войти в число первых 30-ти конкурентоспособных стран. А что для этого нужно от каждого из вас? Правильно! Надо учиться, как тот джигит из сказки. Что же еще вы почерпнули из этой сказки? Да, нужно быть милосердными, честными, трудолюбивыми… И за ваше трудолюбие, за вашу активность на уроке ставлю оценки следующим ученикам… Домашнее задание: повторить формулы, № 225,227. Спасибо за урок! До свидания!
интересное решение - приурочить урок математики ко Дню Независимости. хорошо продуманный урок, применение двуязычия. как я поняла, сказка представлена в виде презентации.
Хороший интересный урок с использованием двух языков в игровой форме повышает интерес учеников к уроку. Очень понравилось, возьму себе на заметку. Спасибо. Желаю дальнейших творческих успехов.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]