В помощь педагогу.
Среда, 24.04.2024, 01:05
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » География

    Использование краеведческого материала при обращении к экологическим проблемам
    Использование краеведческого материала
    при обращении к экологическим проблемам

    Бейсенова Гульнара Куанышкереевна
    учитель I категории Красноармейская ООШ
    Зеленовского района Западно-Казахстанской области

    «…В –третьих, патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Поэтому я предлагаю программу «Туған ел».
    …что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа
    «Туған жер»?
    Первое: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно- исторических памятников и культурных объектов местного масштаба.»
    Из обращения Н.Назарбаева «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания»

    Учитель должен поставить перед собой задачу – привлечь внимание детей к новому делу, или к изучению нового предмета, подобрав при этом самые эффективные методы работы при планировании и организации краеведческой работы. Значительная роль в этой области принадлежит краеведению, которое включает в себя приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя, самостоятельное добывание знаний, изучение родного края в процессе исследования, представляющего познавательный и научный интерес. Краеведение в малокомплектной школе - наиболее массовая форма краеведческой и экологической работы. Она связана со многими учебными дисциплинами - географией, историей, биологией, музыкой, изобразительным искусством, литературой и другими.
    Изучение раздела «Природа и человек» на уроках естествознания в 5-м классе нацелено на овладение школьниками основами экологических знаний, на воспитание бережного отношения к окружающей природе, активной жизненной позиции, непримиримости к проявлению равнодушного и даже преступного отношения к состоянию окружающей среды. Одним из важных воспитательных аспектов этой работы является обращение к эмоциям пятиклассников, пробуждение у них чувства любви, сострадания, сопричастности, устойчивого интереса к современным экологическим проблемам. Возможные пути реализации этой задачи мы видим в организации учебного комплекса, основанного на краеведческом материале, на активизации личного опыта пятиклассников в соединении с практической деятельностью, на игровых технологиях, в пробуждении и развитии эстетического восприятия природных объектов.
    Хорошо известно, что восприятие и отношение к природе детей, живущих в сельской местности, коренным образом отличается от этого же восприятия горожанами. Сельчане ближе к природе, но одновременно у них выработан на неё устойчиво прагматический взгляд. Они рассматривают природу и её объекты преимущественно с точки зрения их пользы, вреда или «бесполезности». Поэтому так важно пробудить в деревенских ребятах эстетическое чувство, научить их видеть природу как сферу прекрасного.
    Одним из важнейших средств, помогающих реализовать эту цель, а также установить связи экологических знаний школьников с практикой, становятся экскурсии и походы по родному краю, тем более что Зелёновский район, на территории которого расположен один из крупных заказников области, имеющий статус государственного, – Кирсановский - представляет для этого широкие возможности. Непосредственное знакомство с животным и растительным миром заказника, с проблемами сохранения его естественных богатств осуществляется именно во время таких походов и внерекреационных уроков.
    Перед походом или экскурсией познакомим ребят с правилами поведения в природе. Работу организуем в игровой форме. Разделив класс на две команды, предложим правильно решить задания – ситуации или выбрать из двух вариантов правильное решение. Или: найдите две (три, четыре) ошибочного поведения в природе. Например: Две подруги пошли в лес за грибами. Собирали их прямо руками и все подряд. Проголодавшись, сели закусить. Пустые пакетики и фантики оставили там же – ведь не нести же обратно с собой? По дороге домой нарвали огромную охапку цветов – вот мама-то порадуется!
    Наблюдая за растениями в их естественных местах обитания, дети во время экскурсий и походов убеждаются в том, что для охраны любого вида необходимо сохранять всё растительное сообщество, в котором он произрастает, или хотя бы часть этого сообщества, беречь те условия среды, к которым оно приспособлено. Во время выходов в естественную природу школьники проводят орнитологические наблюдения, учатся в природе определять лесные растения и животных, собирать лекарственные травы, соблюдая необходимые правила сбора. Привлекаем пятиклассников и к составлению простейших таблиц и схем распространения лекарственных растений Зелёновского района, к изготовлению учебно-наглядных пособий, оформлению экспозиций экологической тематики на основе знаний, полученных в практической деятельности.
    Изучение состояния деревьев и кустар¬ников окрестностей села имеет целью изучение видового состава и состояния деревьев и кустарников в окрестностях поселка. Эту же работа можно интерпретировать к условиям Кирсановского госзаказника. Направления работы следующие.
    1. На обследуемом участке леса проведите учёт видового состава деревьев и кустар¬ников. Подсчитайте, сколько среди них старых и молодых деревьев; 2. Нарисуйте план участка. Покажите с помощью условных знаков размещение деревьев и кустарников на его территории; 3. Путём тщательного осмотра выясни¬те, в каком состоянии находятся растения. Отметьте на плане деревья с дуплами, с обнажённой корневой системой, с обо¬дранной корой, с засохшими ветвями, суховершинные деревья, обломанные и от¬мершие кустарники. Установите причины повреждений: антропогенные факторы, заболевания растений, повреждение их насекомыми-вредителями; 4. Произведите паспортизацию ценных видов деревьев (сосна, клён, орешник и др.) и деревьев-памятников (если таковые есть). В паспорте укажи¬те вид дерева, его примерный возраст, высоту, диаметр ствола на высоте 1 м от земли. Опишите состояние, укажите место¬положение, предложите меры, необхо¬димые для его сохранения и охраны; 5. На основании проведенных наблюде¬ний и исследований составьте характери-стику древесно-кустарниковой раститель¬ности исследуемого участка. Предложите меры по охра¬не зелёных насаждений.
    В условиях лагеря исследовательские группы школьников могут быть и разновозрастными.
    Действенным синтетическим приёмом одновременной активизации мышления, эстетического компонента на основе межпредметной интеграции является проектная деятельность, вполне доступная даже пятиклассникам. Например, проект «Моё дерево» (или «Моё животное» - собака, кошка, лошадь, голуби и т. д.) даёт возможность школьникам почувствовать себя и в роли учёного – исследователя, и в роли поэта, писателя, художника, фотографа. Важно, чтобы в этом первом исследовании приняли участие и родители. Предложим детям выбрать какое-либо дерево на своём приусадебном участке, в посёлке или вне его (тут уже не обойдётся без руководства старших) и в течение года понаблюдать за ним. Эти наблюдения систематизируются по определённой схеме; предлагается зарисовать (сфотографировать) дерево в разное время года, подобрать о нём тексты из художественных произведений и научно-популярной литературы, оценить его экологическое состояние, нарисовать плакат экологической направленности в его защиту, написать о нём сочинение в любом жанре (или сказку), сочинить стихотворение и т. д.
    Эмоциональное всегда связано с эстетическим. А понимание красоты всего живого – это ступень к осознанию необходимости беречь и защищать его. Для развития чувственно - наглядного восприятия пятиклассников полезно на экскурсиях в природу организовать наблюдения и проводить беседы примерно по такой схеме: 1. Посмотрите, как красив этот дуб (куст ежевики, бабочка и т. д.); 2. Что вам больше всего нравится в окружающей природе? Покажите самый красивый объект. Чем он красив?3. Давайте рассмотрим его форму, цвет, запомним запах (или звуки, или сочетание и т. д.);4. Есть ли подобные проявления прекрасного у других наблюдаемых вами объектов?
    Как правило, школьники отрицательно относятся к ряду животных из-за их «безобразного» вида. Из личной практики я знаю, что первое место среди примеров безобразного занимают животные - чаще всего это жабы, лягушки и многие насекомые (пауки, комары, сороконожки, «лесные жуки», мокрицы и под.). На вопрос анкеты «Что ты сделаешь, если встретишь на газоне рядом с домом жабу?» пятиклассники отвечают, что убьют её. И действительно, дети нередко забавляются охотой за лягушками и жабами, убивают в лесу змей, в том числе и не ядовитых. Очевидно, что эстетически негативное отношение к ряду животных становится существенным пробелом в экологическом воспитании школьников. Поэтому на уроках и во внеурочное время экскурсий и походов обратим внимание ребят на элементы красивого во внешнем виде животных, вызывающих неприязнь детей. Например, при демонстрации жабы «проанализируем» красоту глаз этого земноводного, имеющих золотистую радужную оболочку и большие чёрные зрачки.
    Важным компонентом, направленным на воспитание неравнодушного человека, является развитие потребности вмешиваться в окружающую жизнь, чтобы изменить её к лучшему. А для этого, по крайней мере, ребята должны быть в курсе прежде всего тех проблем, связанных с охраной окружающей среды, которые возникают непосредственно рядом с ними. Узнать об этих проблемах им помогут средства массовой информации. Так, перед изучением темы «Загрязнение окружающей среды» в качестве домашнего задания (целесообразно это делать в группах) попросим учащихся сделать подборку из двух-трёх газетных материалов, касающихся экологического состояния той местности, района, области, где они живут.
    Предыдущими десятилетиями школьной практики в сфере экологического образования и воспитания наработан богатый опыт практического приобщения учащихся к решению экологических проблем. Причём все эти формы работы опираются, как правило, на эмоционально-нравственную основу. К сожалению, они совершено безосновательно забыты или напрочь отвергнуты современной школой. Назовём те из них, которые можно взять на вооружение и современному учителю естественнонаучных дисциплин. Детям интересны и доступны такие «классические» формы работы, как развешивание птичьих домиков и кормушек, регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями, спасение молоди рыб, несение дозорной службы в местах школьного шефства.
    И, безусловно, экологические знания становятся более доступными и воспринимаемыми в процессе игровой деятельности, которая вносит моменты занимательности, обращена к эмоциям и чувствам школьников. Так, например, уроки по темам «Как защитить природу», «Охраняемые природные территории», «Загрязнение окружающей среды», «Редкие животные Казахстана», «Редкие растения» могут иметь структуру сюжетно-ролевой игры или содержать её элементы. Играя, учащиеся становятся путешественниками, учёными, членами партии «зелёных», представителями бизнеса и руководителями предприятий (для нашей области, в частности, актуальна экологическая проблема, связанная с развитием нефтегазовой отрасли).
    Преодоление негативного отношения детей к некоторым животным, целенаправленное систематическое формирование эстетического восприятия живой природы на основе раскрытия биологического смысла наблюдаемых явлений, экологии живых организмов в процессе непосредственного общения с природой, исследовательской и проектной деятельности с присутствием компонента интеграции, игровых технологий будут способствовать формированию у школьников экологически грамотного, бережного отношения к природе вообще и родного края в частности, чувства личной ответствениости за сохранность её богатств.
    Категория: География | Добавил: Gulnara3427 (07.12.2017) | Автор: Бейсенова Гульнара Куанышкереевна E
    Просмотров: 366 | Теги: география Казахстана#Краеведение#Эк | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024