Каждый ребенок рано или поздно сталкивается с трудностями в школе. При выполнении домашнего задания ребенок может обратиться к вам не только за реальной помощью, но и потому, что ему необходимо сотрудничество с близким человеком. Не спешите отказывать своему ребенку в помощи: можете потерять доверие. Подумайте, как сделать так, чтобы ваша эмоциональная связь с ним не пострадала. Да и результат учебы у тех детей, чьи родители проявляют интерес к их занятиям, обычно гораздо выше, чем в тех семьях, где родители ограничиваются только контролем оценок. А правильно помочь сыну или дочери вы можете лишь тогда, когда будете знать, в чем именно заключается трудность. А трудности бывают разные. Тут и сложности в запоминании новых данных, и в воспроизведении старого материала, и в соединении старого и нового, и в планировании своей работы, выборе рационального пути ее выполнения. А как проконтролировать себя? А если ребенок плюс к этим проблемам еще и робок в действиях по складу своего характера? Как быть? Давайте начнем разматывать клубок этих вопросов за видимый хвостик. Итак, что делать, если ваш ребенок не уверен в себе? Каковы признаки неуверенности? Ребенок и не пытается добиться того, чего хочет, лишь потому, что боится провала, насмешек, обид. Ищет спасения в приспособлении. Старается ничем не отличаться от других, считая, что у них все дела в норме. Старается завоевать интерес к своей особе различными выдуманными историями, где представляет себя с весьма выигрышной стороны. Старается до последней мелочи подражать кому-то, считая его подходящим эталоном. Причиной такой неуверенности может стать любой сбой в нормальном ходе жизни: болезнь, глупая шутка, оскорбление, смерть кого-то из близких, отсутствие старшего друга-наставника и т. д. Как же поверить в себя, что нужно делать, чтобы жизнь стала в радость? Попробуйте внушить ребенку, что за основу своего поведения он должен взять следующие правила. Не сравнивай себя все время с другими. Наметь, свои личные стандарты и равняйся на них. Не предъявляй к себе очень жестких требований, ведь идеальных людей нет. Почаще подбадривай себя словами: «Это я могу», «С этим я сегодня справлюсь...» Ведь нельзя быть все время недовольным собой. Найди свои положительные стороны, лучшие качества. Перебери в памяти все свои личные рекорды и достижения. Правда, не все так плохо? Подбери занятие, которое тебе по душе. Нельзя все время заставлять себя делать только то, что надо. Всегда спокойно принимай комплименты и старайся в других находить положительные черты. Помни, что друзья и знакомые, хочешь ты того или нет, влияют на твои чувства и мысли. Поэтому постарайся выбирать себе таких друзей, чьи мысли и чувства будут благотворно влиять на твои. Изредка воодушевляй себя мечтами о том, как добиваешься заветной цели. Почаще улыбайся другим людям. Пусть они видят, что у тебя все нормально. Итак, веру в себя ваш ученик постепенно, с вашей помощью, накапливает капля за каплей. С чего начать налаживание учебного процесса? С того, что ему нужно осознать, что, где, зачем и почему идет в школьной и учебной жизни. С окончанием начальной школы у учеников и их родителей появляется множество новых проблем: несколько учителей вместо одного, усложнился учебный материал; требования и запросы подростков весьма опережают их возможности, жизненный опыт — все это может стать причиной конфликтов со взрослыми. А тут еще и желание и необходимость самоутвердиться. Самоутверждение идет везде: при общении со взрослыми, со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми, на занятиях в школе, на переменках, при посещении кружков, секций... Не всегда все проходит гладко. Кто-то осознал свои недостаточные способности и пытается самоутвердиться не с самой лучшей стороны, а кто-то, несмотря ни на что, грызет гранит наук долгими часами. А в результате — разбитость, усталость, сетования на перегрузку школьной программы. И вот тут-то, многоуважаемые родители, если вы желаете помочь своему ребенку, вам придется засучить рукава и приложить все усилия для того, чтобы процесс усвоения и добывания школьных знаний стал как можно более продуктивным. Давайте вместе с вами посмотрим, что может отрицательно повлиять на успехи в учебе? Недостаточное внимание родителей, редкие встречи родителей с учителями, отсутствие должного контроля за домашними занятиями. Усложнение учебного материала: на фоне конкретного чаще появляется отвлеченный (который по силам не всем). Бывает, что в начальных классах ребенок не научился учиться и теперь ему предстоит наверстывать упущенное. Возможно, из начальной школы он прихватил с собой нежелание учиться. Это бывает по нескольким причинам: постоянная неуспеваемость, из-за которой возникла заниженная самооценка школьника, неуверенность в себе или, наоборот, самооценка завышена, так как все давалось легко и без усилий. Что касается последнего пункта, то при желании мать или отец всегда объяснит своему ребенку, для чего нужно учиться. Главное, чтобы все не сводилось к фразам: «У нас своя работа, а у тебя — учеба». У вас проблемы с языком? У ребенка никакого желания запоминать правила синтаксиса, пунктуации? Мол, короче скажу — легче поймут. Покажите, что в таком случае ни одну деловую бумагу, дружеские письма не напишешь правильно и интересно (ведь на бумаге мимика и жесты не видны). Отстоять свои интересы в споре, убедить собеседника, доходчиво объяснить — везде нужно грамотно строить фразы, чтобы не потерять логическую нить, основу разговора, выглядеть убедительно. По ходу подготовки домашнего задания будьте готовы к таким трудностям, как: запомнить новые данные, никак не желающие усваиваться; вспомнить старый материал, воспроизвести его; выполнить задания более эффективным новым способом; уметь спланировать и выбрать наиболее подходящий способ для выполнения работы; помочь довести до конца или взяться за работу тогда, когда одолевает усталость или утомление; проверить себя.