В помощь педагогу.
Пятница, 03.05.2024, 00:30
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [3]
Казахский язык и литература [20]
История и обществоведение [8]
Английский и немецкий языки [4]
Физика [2]
Химия [1]
Уроки музыки [0]
Классному руководителю [0]
Начальная школа [11]
НВП, ОБЖ [1]
Новые технологии [1]
География [4]
Гуманитарий [0]
Школьная библиотека [0]
Школьный лагерь [0]
Школьный психолог [0]
Физкультура [3]
Внеклассные мероприятия [8]
Поделимся опытом в работе [0]
Про компютеры и не только. [0]
Разное [4]
О трудностях нашей работы [0]
Опыт и советы [1]
Директору и завучам [0]
Дошколёнок [3]
Самопознание [2]
Стихи и проза [0]
Мастер класс [0]
Математика и геометрия [7]
Театр и сцена [0]
Творческие работы [1]
Биология [0]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог файлов
    Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература

    Развитие русской речи на внеклассных занятиях в казахских классах.
    [ Скачать с сервера (20.7 Kb) ] 26.01.2015, 17:30
    Развитие русской речи на внеклассных занятиях в казахских классах.
    Детям очень многое можно объяснить очень легко, лишь бы только объясняющий сам понимал ясно предмет, о котором взялся говорить с детьми, и умел говорить человеческим языком.
    Н.Г. Чернышевский.
    Учитель-словесник всегда должен помнить, что язык-это очень важный механизм, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. А учителю русского языка в казахских классах особо важно научить детей выражать мысль на неродном языке.
    «Тот, кто хочет развивать способность языка в ученике, должен развивать в нём, прежде всего, мыслящую способность»,-утверждал Ушинский К.Д. В процессе обучения русскому языку в нерусской аудитории у детей совершенствуются сложившиеся на уроках родного языка мыслительные операции (умение наблюдать, способность сравнивать, анализировать и синтезировать, абстрагироваться от конкретных фактов). Так, при выделении звуков и букв, словосочетаний в предложении совершенствуется умение учащихся производить анализ.
    Составление предложений: преобразование нераспространённых предложений в распространённые, простых- в сложносочинённые и сложноподчинённые, помогает овладевать процессом синтеза. Анализ грамматических явлений русского языка, особенно наблюдение над его синтаксическим строем, учит отвлекаться от конкретных значений слов, фраз, т.е. учит абстрактному мышлению.
    Ведущей целью в обучении учащихся казахской школы является обеспечение такого уровня владения языком, при котором осуществляется языковое общение по всем видам речевой деятельности.
    Это важнейший стратегический принцип , принцип коммуникативной (практической) направленности обучения и коммуникативной активности обучающихся в учебном процессе.
    Реализация принцип коммуникативности требует тщательного отбора дидактического материала, предполагающего создание на уроках, на внеклассных занятиях активной речевой атмосферы.
    Коммуникативный принцип обучения невозможно строить без наличия у учеников языковой компетенции.
    Коммуникативная направленность обучения выделяет принцип функционального подхода к организации языкового материала, а именно, сочетание явления разных уровней русского языка: лексики, словообразования, грамматики и т.д., поскольку в речи они функционируют в тесной взаимосвязи.
    «…Язык обретает жизнь лишь в процессе его функционирования, в действии, в языкопользовании, т.е. в речи»,-полагает известный автор статей, учебников, пособий по методике преподавания русского языка Львов М.Р.
    Накопленный опыт работы в классах с казахским языком обучения, когда постоянно сталкиваешься с тем, что учащимся трудно воспринять неродную речь, убеждаешься в правоте утверждения учёного. И, чтобы добиться успеха в обучении детей-казахов русской речи, приходится очень много внимания уделять работе по развитию речи не только на уроках, но и на внеклассных занятиях.
    Так что же такое речь? Это процесс использования языка для общения. А язык- это знаковая система, применяется как средство общения. Учителю русского языка в казахских классах должны так обучить русскому языку учеников, чтобы научить детей пользоваться им, т.е. общаться на этом неродном языке, рассказывать на нём о чём-либо.
    Дети впервые осознают язык, речь как предмет изучения – анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не самой ситуацией, а волевым актом: они поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чём очень хочется сказать, не только о том, что интересно; овладевают письменной речью, которая , как известно, отличается от устной не только своей графической формой, но и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.
    Когда знакомят детей с понятием речь? На первом уроке дети получают «фактическое, научно-достоверное» представление о речи, о том, что при помощи речи люди общаются (т.е. говорят друг другу о чём-либо). Что речь состоит из предложений и, используя приёмы моделирования, учащиеся составляют предложения по картинкам, по вопросам, а из предложений составляют текст - рассказ.
    Умение говорить предполагает выработку умений выражать свою мысль коммуникативно осмысленно, грамматически правильно. Обучая говорению как средству общения, учащихся учат: а) запрашивать информацию друг у друга и у учителя; б) обмениваться мнениями и суждениями; в)вести групповую беседу в связи с прочитанным или услышанным; г) адекватно реагировать в стандартных ситуациях общения при знакомстве, встрече и т.д.; д) описывать, рассказывать, пересказывать, рассуждать. При этом большое внимание обращается на выработку коммуникативных умений: начать общение, стимулировать речевого собеседника, одноклассника к его продолжению.
    Традиционно выделяются речь подготовленная и неподготовленная. Речь, подготовленная и неподготовленная, может происходить в форме диалога или монолога, т.е. говорение выступает в 2-х разновидностях: диалогическая и монологическая речь.
    Диалогической речи свойственны специфические особенности, облегчающие его восприятие и производство. Диалог значительно менее развёрнут и синтаксически сложен, чем монолог. В нём представлена опора на мимику, жесты, артикуляцию говорящего. Говорящего и слушающего объединяет общая ситуация.
    Монолог - это непосредственно обращённый к собеседнику непринуждённый рассказ, организованный вид речи, продукт индивидуального построения, предполагающий продолжительное высказывание одного лица.
    Монологическая речь также характеризуется: 1) относительной непрерывностью (высказывание может не ограничиваться одной фразой и продолжаться в течение длительного времени); 2) последовательностью, логичностью (высказывание развивает идею, уточняет, дополняет, обосновывает её); 3) относительной смысловой законченностью, коммуникативной направленностью. Монологическая речь характеризуется усложнённым синтаксисом, разноструктурностью предложений.
    Прежде, чем «детям очень многое объяснить очень легко», нам, учителям, « объясняющим, самим необходимо понимать ясно предмет, о котором взялись говорить с детьми». А доступно можно объяснить детям на их языке , то есть на языке игр, во время внеклассных занятий, например, «Путешествие в страну «Русский язык».
    На практике мною применяются следующие формы игр, требующие вначале автоматического повторения вместе с учителем:
    Орфографическая пятиминутка. Ученики списывают с доски, повторяя объяснение учителя и выписывая готовые примеры.
    Составление со словами рассказ, изменяя окончания.
    Конкурс чтецов.
    Во время игр все предложенные тексты вначале с учениками пытаемся перевести на родной язык,понять их смысл. Только после этого заучиваем на русском языке.
    «Хороший педагог,- говорил К.Д.Ушинский,- прежде чем сообщить какое-нибудь сведение ученикам, обдумает, какие ассоциации по противоположности или по сходству может оно составить со сведениями , уже укоренившимися в головах учеников, и, обратив внимание учащихся на сходство или различие нового сведения со старым, прочно вплетёт новое звено в цепь старых, а потом нарочно подымет старые звенья вместе с новыми и, тем самым, укрепит прочно и новые ассоциации».
    Следовательно, знание особенностей русского языка в сопоставлении с родным языком учащихся поможет учителю правильно определить аналогичный факт родного языка или явлений, отсутствующих в родном языке, иначе выражающихся и потому трудных для изучения. И эта проблема включает три важных вопроса:
    1.Учёт особенностей родного языка (казахского) учащихся.
    2.Опора на знания, умения и навыки учащихся по родному (казахскому) языку.
    3. Использование фактов родного языка в процессе обучения русскому языку.
    Процесс обучения русскому языку в казахских классах должен быть занимательным, то есть постоянно поддерживать и развивать у учащихся интерес к русскому языку как к средству общения и как к учебному предмету, вызывать у них эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение, стимулировать развитие их творческих способностей. Занимательность может заключаться и в содержании учебного материала, и в формах его преподнесения.
    К занимательным формам обучения русскому языку, проработки изучаемого материала относят нестандартные задания, сказки-загадки, юморески, словесные игры-загадки, шарады, ребусы, кроссворды, различные игровые задания с элементами соревновательности, ролевые игры. Все они , наполняясь соответствующим содержанием, могут использоваться на различных этапах обучения.
    Частое проведение внеклассных занятий по развитию русской речи в казахских классах, в первую очередь, формирует практические умения и навыки по неродному языку. В то же время занятия по развитию русской речи должны быть насыщены подлинными образцами высокохудожественного языка. Использование произведений детской литературы, фольклорных текстов воспитывают у учеников высокую культуру речи, учить их правильно, точно и выразительно передавать собственные мысли, знания, чувства на изучаемом языке. Наконец, учитель русского языка должен дать своим воспитанникам определённую систему научно-теоретических знаний по неродному языку, обеспечивающую развитие абстрактного мышления учащихся и дающую теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков учащихся.
    Литература:
    1.Методика преподавания русского языка в национальной школе/ Под редакцией Бакеевой Н.З. . Даукене З.П. .-Л.: Просвещение,1981.
    2.Русский язык. Гуревич Г.Ф,Шаймакова Р.К../6 класс. Методическое руководство.- А.: Атамура,2002.
    3. Русский язык. Гуревич Г.Ф.,Шаймакова Р.К../7 класс.Дидактический материал.А.- А.:Мектеп,1986.
    4.Методика обучения русскому языку в начальных классах /Рамзаев Т.Г.,Львов М.Р. .Учебное пособие для студентов для педагогических институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика начального обучения».- М.: Просвещение,1979.
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: Муратовна
    Просмотров: 1477 | Загрузок: 26 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024