Тема: Путешествие по древнему Казахстану. Тип урока: обобщающий. Форма проведения урока: урок- путешествие. Цель: повторить и обобщить знания учащихся о первобытных людях на территории Казахстана, их занятиях, образе жизни; проследить развитие человека и достижения первобытного общества . Коррекционные цели: продолжать развитие устной речи, мыслительной деятельности, памяти, воображения. Воспитывать интерес к предмету история Казахстана и древней истории своей страны. Прививать чувство патриотизма. Оборудование: презентация, карточки для самостоятельной работы, картинки с изображениями видов деятельности и орудий труда. Словарь: археология, собирательство, мотыга, гарпун. Ход урока. 1. Организационный момент. -Ребята, мы с вами прошли большую и очень интересную тему- первобытные люди на территории Казахстана и их занятия. Сегодня мы обобщим свои знания, повторим изученный материал. Урок мы проведём в форме путешествия. У каждого из вас на столе лежат карточки , по ходу урока я объясню задания. Вы будете много работать самостоятельно. В ходе нашего путешествия мы составим коллаж из картинок , разгадаем кроссворд , поработаем с контурной картой и учебником. 2. Итак, тема сегодняшнего урока- «Путешествие по древнему миру Казахстана». Работать мы будем по плану: 1. Появление первых людей на территории Казахстана. 2. Появление родовых общин. 3. Достижения первобытного общества. Внимание на экран. Презентация . На экране карта Казахстана. 1-ый пункт назначения нашего путешествия- Появление первых людей на территории Казахстана. Слайд 2.--Посмотрите на карту и укажите место, где стала активно развиваться жизнь. Как называется это место? (Семиречье). Почему его назвали Семиречье? Укажите на карте реку Сырдарья. Слайд 3.-. Отметьте Сырдарью на контурной карте. (Самостоятельная работа учащихся с к. картой.) Слайд 4. -На экране картинка с изображением природы древнего Казахстана. Какой климат был в то время? Какие растения и животные были в древности? Слайд 5.-Поработайте с учебниками и вставьте пропущенные слова в рассказ. Прочитайте (устно) с.10уч. Первобытные люди на территории Казахстана появились ………-………. тысяч лет назад. Было ……………. , часто ………….. . В долинах рек и озёр водились …………….. , на просторах степей паслось множество……………..и…………….. . Слайд 6.-На экране изображение первобытного человека. - Опишите внешний вид первобытного человека. ………………..лоб, ………………..челюсти, глубоко посаженные ………………. Слайд 7.-Внешне древний человек был похож на…………….. .Густая ……………….. покрывала тело. Люди имели длинные крепкие……………………. .передвигались на ……….. конечностях. Они не умели ………………… , а общались с помощью жестов и звуков. (оформление картинки на коллаж). Оформление коллажа Слайд8. – Человек полностью зависел от………………….. .(природы) Слайд9. – Форма общества древних- человеческое…………………(стадо) Слайд 10. –Как люди добывали себе пищу, когда ещё не умели охотиться? (рассмотрение картинки. Люди отбирали добычу у диких зверей. Делали это не поодиночке, а группами, палками и дубинами отпугивая зверей.) Слайд 11. – В пищу люди употребляли всё, что находили рядом: ………… , ………… , …………… .(оформление коллажа) Слайд 12. – 13. – как люди охотились на мамонта? (рассказ по картинке). Слайд 14. – Почему древнее время называют «каменный век»? ( орудия труда были из камня)(оформление коллажа) Слайд 15.-16. –Какое приспособление использовали для этого вида деятельности? (рыболовство, гарпун). Слайд 17. –В процессе …………… из ……………получился человек. (Самостоятельная работа с карточками «виды занятий древних людей». Задание: собрать из букв слова и соединить их с подходящими по смыслу картинками). Слайд 18. – Какое значение для людей имело появление огня?(тепло, освещение, готовили пищу, защищал от диких зверей, плавили железо).( сначала устные ответы, затем- работа с карточками). Мы составили коллаж из картинок по первому пункту нашего плана. Теперь составьте краткий обобщающий рассказ по получившейся картине. Слайд 19. – объясните связь между понятиями: Охота-----------------скотоводство, Собирательство--------------земледелие. Итак, мы завершили повторение по первому пункту нашего плана, закрепили свои знания о первых людях на территории Казахстана. Переходим ко второму пункту назначения нашего путешествия. Слайд 20. – Появление родовых общин. Родственников, трудящихся и живущих вместе, имеющих общее имущество называют …………….. …………………. . Слайд 21-22. –рассмотрите картинку. Вставьте пропущенные слова в предложения. (устно) В озере люди………………….., на берегу мужчины ………………….. , а женщины и дети занимались………………….. . Появились новые виды хозяйства: з……………… и с…………………… . развивалось р…………. . Слайд 23. –какие вещи люди делали для себя? (посуду, орудия труда, оружие) Слайд 24.- из чего делали посуду? (из глины и металла). Слайд 25.- орудия труда и охоты плавили из ………………. . Слайд 26.- Для обработки земли использовали железные…………. . Слайд 27. Работа с учебником.– Вставьте слова в предложения. ( стр.10 уч.) ……… тысяч лет назад наступило………………… , природа ……………………. . Многие животные……………….. . Некоторые животные переместились …………….., в тёплые края. Слайд 28.- Люди охотились на …………….., ……………….. и др. животных, выживших в холоде. Слайд 29. –Что изображали древние художники в наскальных рисунках? ( охоту, животных). Слайд 30.- Из чего были сделаны первые произведения искусства? Слайд 31.- Каких животных со временем одомашнили люди? Составление краткого обобщающего рассказа по составленному коллажу. Итак, мы обобщили знания по второму пункту нашего плана, поговорили о родовых общинах. Переходим к следующему, обобщающему пункту. Слайд 32.- 33. Достижения первобытного общества. Кроссворд. (все работают по карточкам, 1 ученик- у доски). Тесты. Подведение итогов.-Итак, ребята мы совершили путешествие по древнему миру Казахстана. Вам понравилось наше путешествие? О чём мы говорили сегодня? Нам на память останутся составленные нами картинки про жизнь древних людей. Выставление оценок.