В помощь педагогу.
Суббота, 27.04.2024, 03:33
Форма входа

Категории раздела
Разное [22]
Стихи и проза [1]
Театр и сцена [5]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Разное » Театр и сцена

    Балетное творчество Стравинского

    Творчество И.Ф. Стравинского принадлежит к самым видным и одновременно самым сложным явлениям музыкального искусства XX века. Его дарование развивалось под многосторонним воздействием отечественной художественной культуры. Вместе с тем рано установились связи композитора с зарубежной культурой, преимущественно французской. Оказавшись в начале первой мировой войны на Западе, И. Ф. Стравинский более не возвратился на родину. Постепенно он утратил живую связь с национальными корнями и очень скоро сделался одним из ведущих представителей западноевропейской музыкальной жизни. В сложной, извилистой эволюции его творчества нашли своё выражение многие противоречия, характерные для музыкального искусства прошлого столетия. Однако произведения композитора, созданные на родине, в условиях непосредственного контакта с русской действительностью, по праву стоят в ряду выдающихся достижений отечественной музыки.
    Игорь Фёдорович Стравинский родился 5 июня 1882 г. в Ораниенбауме , близ Санкт- Петербурга, в семье выдающегося оперного артиста Ф. И. Стравинского, умер в 6 апреля 1971 г. В Нью-Йорке.
    В этом году уже исполнилось 135 лет со дня его рождения. Им написано 11 балетов: «Жар птица», «Петрушка», «Весна священная», «Свадебка», «Пульчинелла» и др.
    Решающую роль для творческой судьбы Стравинского сыграло его знакомство с С. П. Дягилевым. Энергичный деятель с огромными организаторскими способностями, С. П. Дягилев сумел привлечь и объединить виднейших художников, музыкантов, балетных артистов. Он был одним из непосредственных участников создания еще в конце 1890-х гг. художественных выставок и журнала «Мир искусства». В 1900-х гг. С. П. Дягилев расширил сферу своей деятельности, вынеся ее за пределы России. После проведения в 1907 г. цикла концертов русской музыки в Париже он возглавил так называемые «Русские сезоны» т. е. гастрольные выступления русских артистов балета и оперы за границей. В «Русских сезонах» был сперва показан ряд русских оперных спектаклей («Борис Годунов», «Садко», «Снегурочка»), в которых выступили первоклассные исполнители, в частности Ф. И. Шаляпин. В дальнейшем основное место заняли балетные постановки с участием блестящего созвездия имен балерин А. П. Павловой, Т. П. Карсавиной, танцора В. Б. Нижинского, осуществляемые крупнейшим балетмейстером-реформатором М. М.Фокиным. С. П. Дягилев уделял особое внимание привлечению к созданию спектаклей выдающихся художников-живописцев, которые не только выступали в качестве декораторов, но нередко принимали участие и в составлении балетных сценариев. Все это способствовало огромному успеху «Русских сезонов», сыгравших заметную роль в укреплении мировой славы русского искусства.
    А теперь, рассмотрим историю создания первого балета И. Ф. Стравинского «Жар-птица». С. П. Дягилев предложил И. Ф. Стравинскому сочинить музыку к задуманному им национальному балету по мотивам русских народных сказок. Сценарий был создан М. М. Фокиным при участии художников А. Бенуа, А. Я. Головина. А. Я. Головин (совместно с Л. С. Бакстом) сделал эскизы декораций и костюмов. И. Ф. Стравинский с большим увлечением в короткий срок написал музыку балета. Премьера «Жар-птицы» состоялась весной 1910 г. в Париже. Это было первое обращение И. Ф. Стравинского к жанру балета, занявшему в ближайшие годы ведущее место в его творчестве. Этот спектакль предвосхитил славу русского балета, главного экспортного продукта в культурной сфере и вызвал феноменальный интерес у публики предвоенной Европы.

    Основная часть либретто была создана талантливейшим балетмейстером М. М. Фокиным, однако, многократно вносились изменения, и для этого было привлечено много талантливых художников, писателей и даже знатоков словесности. Вспоминая работу над сценарием, И. Ф. Стравинский говорил, что мы все, и особенно Бакст, который был главным советчиком Дягилева, внесли свою лепту в либретто. В основе сюжета «Жар-птицы» лежат русские сказки о Кощее Бессмертном, а также Иване-царевиче, Жар-птице и сером волке. Помимо этого, балетмейстер добавил хороводы плененных девушек из произведения Ф. Сологуба «Ночные пляски».
    Удивительно, но с балетом «Жар-птица» связано много интересных фактов. Так, например, И. Ф. Стравинский – это третий по счету композитор, который приступил к написанию партитуры балета, так как два предыдущих – А. Лядов и Н. Черепнин не справились с этим заказом. В результате, С. П. Дягилев был вынужден искать нового музыканта и выбор пал на И. Ф. Стравинского. Сам Игорь Федорович отмечал в своих мемуарах, что это было весьма лестное предложение, на которое он тут же согласился, несмотря на ограниченные сроки. Кстати о сроках, балет И. Ф. Стравинский закончил вовремя, однако, к заявленной дате все же не все было готово. Тогда С. П. Дягилев решил пойти на небольшую хитрость и, несмотря на объявленную «Жар-птицу», на сцене исполнялся номер из «Спящей красавицы», который был практически неизвестен парижской публике. Об этом обстоятельстве знали лишь близкие и люди, работавшие с С.П. Дягилевым. Партитура балета имеет посвящение Андрею, сыну Н. А. Римского-Корсакова, так как И. Ф. Стравинский работал над своим произведением на даче у этого известного семейства. Музыка спектакля начинается очень необычно, с очень тихого и вкрадчивого звучания оркестра. Такой прием раскритиковал композитор Р. Штраус, заметив, что начинать произведение надо ярко, смело заявив о себе. Однако Стравинский не стал ничего менять в партитуре. Главную партию Жар птицы предлагали станцевать Матильде Кшесинской. Матильда Кшесинская действительно репетировала роль Жар-птицы, но потом от нее отказалась. И это помогло заявить о себе Тамаре Карсавиной, которой досталась партия Жар-птицы. А. Бенуа отмечал, что Т. Карсавина походила на огненного феникса. Кстати, М. Кшесинская покровительствовала юной балерине и в мемуарах одаривала ее эпитетами "талантливая" и "бесконечно милая». Спустя почти полвека после первой постановки главную партию в балете "Жар-птица" исполнила Майя Плисецкая. Реакция на балет в Париже, за границей была несколько различной. С. П. Дягилев, организовывая эту постановку, рассчитывал, что этот балет ставится главным образом для демонстрации за рубежом самой сильной стороны русской культуры того времени. Музыка, декорации, практически на всем лежал отпечаток роскоши. Это было прославление русского гения, и парижская публика была покорена и очень высоко оценила балет.
    После Второй мировой войны "Жар-птица" шла с декорациями М. Шагала. В 1949 году Балет Нью-Йорка осуществил постановку "Жар-птицы" с новой хореографией Д. Баланчина и декорациями М. Шагала. Партию, в которой когда-то блистала Т. Карсавина, исполнила Мария Толчиф. "Жар-птицу" ставили многие балетмейстеры. Среди них – Морис Бежар. Именно этот спектакль стал для него дебютной работой. В Казахстане в Алма-Ате в конце 70х гг. в оперном театре им. Абая поставлен балет «Жар-птица» в хореографии М. М. Фокина. Сейчас балет «Жар птица» ставится в России, а также и за рубежом.

    Следующим балетом, музыку к которому написал молодой композитор И. Ф. Стравинский, был балет «Петрушка», который стал в 1911 г. гвоздем «Русских сезонов» в Париже. В то время никто и подумать не мог, что Петрушка с присущей ему неуклюжей пластикой и печальным лицом станет символом русского балетного авангарда. Но блестящий творческий триумвират композитора И. Ф. Стравинского, хореографа М. М. Фокина и художника А. Н. Бенуа создали шедевр, который стал одним из символов русской культуры. Буйство красок, выразительность, национальный колорит, проявлявшиеся как в музыке, так и в костюмах, декорациях, хореографии, привели зрителей в совершенное восхищение и установили в Европе моду на все русское. Либретто было написано И. Ф. Стравинским и А.Н. Бенуа. Премьера балета «Петрушка» состоялась 13 июня 1911 г. в парижском театре «Шатле». Балет был представлен французской публике в рамках знаменитых дягилевских «Русских сезонов». Наравне с «Жар-птицей» он был одним из первых балетов на русскую тему, показанных в Париже.
    Петрушка – персонаж русского кукольного театра, у которого есть «старшие братья» в других культурах: Пульчинелла в Италии, Полишинель во Франции, Карагез в Турции, Панча в Англии, Гансвурст в Германии. Один из авторов «Петрушки» художник и либреттист А.Бенуа называл его «балетом-улицей». Среди его персонажей: ряженые, гусары, кучер, шарманщик, поваренок, купец, цыганки, гуляющие. В балете уличная танцовщица кружится под старинную песенку «Деревянная нога». Ее незатейливый мотив И. Ф. Стравинский услышал на одной из улочек Ниццы от шарманщика. Впоследствии у песенки объявился автор – некто Спенсер, и суд обязал композитора выплатить ему сумму гонорара. На первой репетиции оркестра в Париже музыканты в голос стали смеяться, настолько забавной им показалась музыка «Петрушки». Дирижеру П. Монто понадобился весь его дар убеждения, чтобы объяснить коллегам, что музыку И. Ф. Стравинского не следует воспринимать как шуточную. Роль Петрушки стала ключевой в жизни и творчестве таких танцовщиков, как В. Нижинский, В. Васильев, М. Цивин, С. Вихарев, Р. Нуреев и других. М. М. Фокин считал лучшей исполнительницей куклы Балерины Тамару Карсавину. Она, в свою очередь, очень любила эту роль и танцевала ее вплоть до завершения балетной карьеры. В музыку балета Стравинский искусно вплел мотивы известных русских народных песен «Под вечер осенью ненастной», «Чудный месяц», «Вдоль по Питерской», «Ах, вы сени, мои сени», «А снег тает». Современники безошибочно угадывали в персонажах «Петрушки» реальных участников «Русских сезонов». Образ Фокусника напрямую ассоциировали с С.П. Дягилевым, который распоряжался своими артистами, как кукольник управляет марионетками. В. Б. Нижинского сравнивали с Петрушкой, видя в нем артиста, силой своего искусства поднявшегося над толпой. В 1947 г. И. Ф. Стравинский создал вторую редакцию «Петрушки» для исполнения меньшим числом музыкантов. Вместо "четверного" состава оркестра партитура была переделана для "тройного" состава, и музыка к «Петрушке» стала существовать в двух вариантах – как балетная и как оркестровая. В 1993 году была выпущена платиновая монета, посвященная И. Ф. Стравинскому. На ней отчеканено рельефное изображение композитора на фоне сцены из балета «Петрушка». По мотивам балета «Петрушка» в том же году создан российский мультфильм «Рождественская фантазия». Музыка из балета «Петрушка» звучит в кинофильмах «Очаровательная проказница», «Поцелуй вампира», «Богоматерь Турции».
    От скандала до шедевра — такой предсказуемо тернистый путь в истории мирового искусства прошел балет И. Ф. Стравинского «Весна священная». Один из театральных критиков после премьеры, заставившей достопочтенную парижскую публику испытать глубокий культурный шок, подчеркнул, что до партитуры, созданной композитором, можно дорасти только в 1949 г. Эти слова оказались пророческими. Фантастический сплав талантов трех гениев — И. Ф. Стравинского, Н. К. Рериха, В. Б. Нижинского — породил абсолютно новаторский спектакль, обладающий мощнейшей энергетикой и такой силой воздействия на зрителя, что ее секрет не разгадан до сих пор.

    «Весна священная» - произведение дикое и захватывающее – вершина так называемого «русского» периода И. Ф. Стравинского. 29 мая 1913 г. является памятной датой в истории музыки. Она отмечена премьерой в Париже балета «Весна священная» («Le sacre du printemps»). Это третий балет И. Ф. Стравинского, написанный для С. П. Дягилева. С. П. Дягилев, обладавший безошибочным музыкальным чутьём, заинтересовался оригинальным сюжетом, придуманным И. ф. Стравинским. Заинтересовался необычным сочинением и друг И. Ф. Стравинского, художник Н. К. Рерих. Он осуществил сценографию для представления. Н. К. Рерих был также страстным археологом и знатоком обрядов древних славян. Он подготовил подробное описание некоторых обрядов, высланное затем Дягилеву: «В балете «Весна священная», как решили мы со Стравинским, моей целью является представление нескольких сцен, в коих показана земная радость славян и их поклонение языческим божествам». Насчет жертвенного приношения И. Ф. Стравинский говорил, что был вдохновлён русской весной, которая внезапно взламывает лёд и плавит снег после долгой зимы. В священном благодарении за возвращение весны старцы садятся и наблюдают, как молодая девушка танцует, доходя до исступления, тем самым принося себя в жертву богам. Новизна, сложность и порой неистовство музыки спровоцировало тогда неслыханные беспорядки среди публики, и даже во время репетиций оркестр жаловался, что музыку невозможно исполнять. Успех балета был поистине скандальным в музыкальной истории XX столетия: с овациями, переходящими в драку, и вмешательством полиции. В скандале, вспыхнувшем в вечер премьеры, поначалу винили И. Ф. Стравинского, но музыка «Весны» была реабилитирована, когда, исполненная в симфоническом концерте, она вызвала овации. Позднее один из критиков отмечал, что парижская премьера «Весны священной» вспоминалась как что-то очень значительное, как битва под Ватерлоо, как первый полет воздушного шара. Первобытная и стихийная хореография В. Б. Нижинского отлично соответствовала необузданной мощи музыки И. Ф. Стравинского, столь далёкой от изящного классического балета, к которому привыкли парижские зрители. Союз этих двух революционных творческих сил вызвал испуг.
    Интерес к «Русским сезонам» у Парижа был огромен, поэтому премьерный показ нового спектакля, состоявшийся в мае 1913 г. в Театре Елисейских Полей, начался при полном аншлаге. Но уже первые такты повергли почтенную публику в шок. Зрители мгновенно разделились на два лагеря — одни восхищались новаторством И. Ф. Стравинского, другие принялись освистывать как музыку, так и революционную хореографию В. Б. Нижинского. В зале началась вакханалия. Артисты не слышали музыки, но продолжали танцевать под громкий счет В. Б. Нижинского, отбивавшего такт за кулисами. Таким было первое знакомство публики с главным балетом XX в., как станут впоследствии называть «Весну священную». Но это будет гораздо позже. А тогда спектакль выдержал всего шесть показов, после чего исчез из репертуара дягилевской труппы. В 1920 г. по просьбе С. П. Дягилева его заново поставил молодой хореограф Леонид Мясин, но эта постановка прошла незамеченной.
    Подлинный интерес к «Весне священной» вспыхнул только во второй половине XX в. В 1959 г. мир увидел «Весну священную» в хореографии Мориса Бежара. Главное, что отличает бежаровскую интерпретацию от прочих, - принципиально иная смысловая доминанта. Балет Бежара - не о жертвоприношении, а о всепоглощающей страстной любви между мужчиной и женщиной. Пролог спектакля Бежар назвал «Посвящение Стравинскому», использовав в спектакле обнаруженную редкую запись с голосом композитора. Еще один сюрприз поклонникам балета преподнесла в 1975 г. немецкая танцовщица и хореограф Пина Бауш, которая сделала попытку вернуться к ритуальному смыслу танца, к его истокам, которые кроются в обрядовости. Знаковой стала работа над «Весной священной» для знаменитых создателей Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва. Они стали первыми после 1917 года отечественными хореографами, кто рискнул обратиться к творчеству И. Ф. Стравинского. Н. Касаткина и В. Василёв не только придумали совершенно новое хореографическое решение, но и в значительной степени переработали либретто, введя новых персонажей — Пастуха и Бесноватую. Спектакль был поставлен на сцене Большого театра в 1965 г. Премьеру танцевали Нина Сорокина, Юрий Владимиров и сама Наталия Касаткина. В 1987 г. «Весну священную» в ее первозданном варианте удалось воскресить супругам Миллисент Ходсон и Кеннету Арчеру, которые долгие годы по крупицам собирали утраченный хореографический материал и элементы сценографии спектакля. Премьера восстановленной «Весны священной» состоялась в Лос-Анджелесе.
    В 2003 г. этот спектакль был перенесен в Петербург на сцену Мариинского театра. В 2013 г. в честь 100-летнего юбилея «Весны священной» Мариинский театр показал еще одну версию балета в постановке современного немецкого хореографа Саши Вальц. В ее «Весне...» восславляется женское начало, а красота танцев не имеет ничего общего с той намеренной неуклюжестью, которой когда-то шокировал зрителей спектакль Нижинского.
    «Весна священная» заняла почетное место среди 27 музыкальных произведений, записанных на золотой пластинке, которая в 1977 г. была заложена в космический корабль «Вояджер». После выполнения научно-исследовательской миссии кораблю предстояло бесконечное путешествие по межгалактическим просторам, и 27 специально отобранных музыкальных шедевров должны были выполнить функцию культурного послания землян на случай возможной встречи корабля с другими цивилизациями.
    В швейцарском городке Кларансе, где И. Ф. Стравинский писал музыку к балету, одна из улиц так и называется — улица Священной Весны. «Весна священная» стала последним произведением Стравинского, написанным им в России. И. Ф. Стравинский в течение жизни дважды переписывал отдельные отрывки из «Весны священной». В 1921 г. он предпринял музыкальную реконструкцию балета для новой постановки балета, а в 1943 г. адаптировал «Великую священную пляску» для Бостонского симфонического оркестра.
    В настоящее время создано около 50 новых версий балета. Музыку из «Весны священной» Уолт Дисней выбрал для мультфильма «Фантазия», чтобы проиллюстрировать таким образом процесс возникновения жизни на земле. В Саратове в Музее им. А. Н. Радищева хранится картина Н.К. Рериха «Весна священная». Она представляет собой эскиз декорации «Великая жертва» ко второй картине балета. В 2012 г. в Калининграде в Кафедральном соборе музыка балета была исполнена в переложении И. Ф. Стравинского для фортепиано в четыре руки. Шедевр прозвучал в органном исполнении и в сопровождении свето-цветовых эффектов.
    Из всего сказанного можно сделать вывод, что эпоха русских балетов И. Ф. Стравинского - это вполне цельный и завершенный творческий период, который поражает своей динамичностью. Благодаря «Русским сезонам» в Париже, русское искусство получило мировое признание. «Русские сезоны» пробудили во французском обществе интерес к балетному жанру, обновив музыкальную жизнь.





    Список использованной литературы
    Альшванг А. Балет «Петрушка» Стравинского. - Избранные сочинения, т. 1, М., 1964.
    Альшванг А. Игорь Стравинский (1937). Избранные сочинения в двух томах, т. 1. М., 1964.
    Асафьев. Б. Книга о Стравинском / Б. Асафьев. - Л., 1977.
    Варакина Г.В. Игорь Cтравинский и «русский балет» Сергея Дягилева в контексте трансформации культуры рубежа XIX-XX веков / Г.В. Варакина, Т.А. Литовкина // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2009. - № 1
    Вершинина И. Ранние балеты Стравинского. -- М.: Наука, 1967.
    Галятина А.В. Роль ритма в эволюции музыки русского балета конца XIX - начала XX века // Вестн. Магнитогорской консерватории. - 2008. - № 1.
    Друскин М. Игорь Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды. -- Л.: Сов. композитор, 1982.
    Костылев Н. Наше искусство в Париже. - «Русская молва», 24 моя 1913 г.
    Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. - Ч. 1 -- Хореографы. Ч. 2 -- Танцовщики. - Л.: Искусство, 1971-1972.
    Л. Левисон. Русский балет в Париже. - «Речь», 3 июня 1913 г.
    Мясковский Н. «О Весне священной» Иг.Стравинского. - «Музыка, 1914, №.167.
    Письмо И.Ф.Стравинского к А. Н. Римскому-Корсакову, Кларан, 1912 год, - Л.,Институт театра, музыки и кинематографии. Рукописный отдел. Фонд Б. 8. Архив А. Н. Римского-Корсакова, разд. 7, № 532.
    Рерих Н.К. Весна. 27 февраля 1941 г. "Листы дневника", т.2.
    Росс Алекс. Дальше - шум: Слушая ХХ век / Пер. с англ.: Калужский Михаил, Гиндина Анна.- М.: Издательство: Corpus, 2012.
    Саруханова И. М. К вопросу о балетной эстетике И. Стравинского и Д. Баланчина / И. М. Саруханова // Моваі культура. - 2011. - Вып. 14, т. 7.
    Стравинский И. Ф. Диалоги. - Л.: Музыка, 1971.
    Стравинский - публицист и собеседник. - М.: Советский композитор, 1988.
    Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. - Л-д.: Музгиз, 1963.
    Стравинский И. Ф. Что я хотел выразить в «Весне священной». - «Музыка», 1913, №141
    Фокин М. Против течения. Л.-Москва, 1962.
    Холопов Ю. Н. Задания по гармонии. М.: Музыка, 1983.
    Ярустовский Б. М. Игорь Стравинский. - М.: Советский композитор, 1963.
    Категория: Театр и сцена | Добавил: Oxana (02.12.2017) | Автор: Резвухина Оксана Борисовна E
    Просмотров: 1444 | Теги: балет | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024