В помощь педагогу.
Понедельник, 24.01.2022, 17:48
Форма входа

Категории раздела
Разное [22]
Стихи и проза [1]
Театр и сцена [5]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 76
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 217
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Разное » Театр и сцена

    ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ В ТАНЦАХ XVIII-XIX ВЕКОВ
    Открытый урок по историко-бытовому танцу
    Цель урока:
    1.Развитие навыков сценического исполнения танцев XVIII-XIX вв. 2.Показ основных позиции и положении рук, ног. 3.Изучение методики и правил исполнения танцев гавот, па-де-труа, кадриль учащимися 3 г. о.
    Задачи:
    1.Совершенствовать технику и манеру исполнения скорого менуэта; 2.Развивать познавательный интерес к танцевальной историко-бытовой культуре XVIII века; 3.Воспитывать у учащихся галантное отношение друг к другу при работе в паре.
    План проведения урока:
    I. Организационный момент.
    Вступительное слово педагога о целях и содержании открытого урока.
    II. Представление обучающихся. Поклон.
    III. Выступление учащихся класса: экзерсис на середине зала:
    - исполнение гавота (Шпачек);
    - исполнение танца па-де-труа (А.Функ);
    - исполнение полонеза;
    IV. Поклон. Оценка учащихся.
    Подведение итогов выступления.

    Ход урока:
    Организационный момент. Вступительное слово педагога о содержании урока.
    Представление обучающихся. Поклон.
    Музыкальное сопровождение: Майкапар. Вальс.

    Введение:
    Историко-бытовыми считаются танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения.
    Историческими они названы как танцы прошлого времени, а также как танцы, вошедшие в историю.
    Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах.
    Основные позиции ног в историко-бытовых танцах – I и II-я, промежуточные- II-я и IV-я.
    В VI в. итальянские и французские танцмейстеры, создавая технику танца, обращали особое внимание на стиль исполнения и манеры танцующих. От исполнителя требовалась важная осанка, медленная и размеренная поступь, чопорные и детально разработанные взаимные приветствия – поклоны и реверансы. Соблюдение всех этих правил не только в танце, но и в быту считалось признаком благородного происхождения и высокого общественного положения. Живые и непосредственные движения характерных танцев считались дурным тоном.
    Установленному в обществе церемониалу соответствовали и костюмы. Мужчины носили камзолы, плащи (не полагалось снимать) и шляпы, которые снимали, перекладывали и снова надевали во время танца. Дамы носили платья с очень длинными шлейфами (до 5 метров), со множеством складок и сложные головные уборы. Общий стиль костюма был пышный и тяжелый, он связывал и не давал свободы движениям.
    В прошлые века одной из основных форм развлечений знати были балы и маскарады в форме балов.
    Естественно, эти танцы были скорее показом мод, демонстрацией богатства и положения знати, чем танцем. Но торжественный характер этих танцев, желание разнообразия даже в движении колонн по залу привносят в танец различные прыжки, подскоки, скользящие шаги. Пробуждался массовый интерес «скучающего» дворянства к танцам как форме отдыха и увеселения. Танец как эстетически развитая форма досуга – отныне жизненная необходимость высших слоев общества. Честь и хвала тем французским королям, которые, собственным примером и властью, расчетом и богатством сумели лучшие эстетические и этические традиции «галантного века» передать нам.
    Истории известны блестящие балы и маскарады во время царствований Карла IX, Генрихов III и IV, Людовиков XIII и IV. Отделение народного и придворного танцев началось уже с конца XV в., сначала в Италии, затем во Франции. Возникают первые трактаты о танцах, делаются попытки описания шагов и прыжков. В XV-XVI вв. модны басседансы, бранль, шествия с поклонами и салютами.
    В XVII-XVIII вв. в танцах аристократов (менуэт, скорый менуэт, гавот) пропадает естественность движений (именно в это время появляются законы постановки рук и ног, регламентация движений корпуса – все, что вошло в классический балет). На балах XVII в. Представления о красоте линий были сведены к принципам балета – грациозностью на балах считалась выворотность ног, руки необходимо было держать округленными: поднятые или опущенные, они должны были быть одинаково скруглены в локтях, кисть собрана, большой палец отведен под ладонь напротив среднего пальца.
    В начале XIX в. завоевывают популярность новые живые, легкие и более непринужденные танцы (полонез, вальс, экосез, кадриль, котильон, полька, мазурка), которые становятся общеевропейскими бальными танцами.

    Гавот
    Гавот (фр. gavotte, от прованс. gavoto, букв.— танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) — старинный французский народный танец. Отличительные черты — умеренный темп движения, четный размер 4/4 или 2/2, начало с затакта в две доли, фразы объемом в 4 такта и четкая ритмическая пульсация. Длительности менее «восьмой» в гавоте обычно не встречаются. Форма — нередко трехчастная; 2-я часть более простого строения, иногда ее образует мюзет пасторального характера (часто основана на характерном волыночном басу). Музыка гавота светлая, изящная, порой с наивно-пасторальным, иногда и с торжественным оттенком.
    Гавот известен с XVI века. Вначале был хороводным танцем, являющимся, по сути, видоизмененным бранлем. Исполняли его легко, грациозно, под народные песни и волынку. В XVI веке не получил широкого распространения и вскоре был забыт. Однако на рубеже XVII— XVIII веков возрождается и быстро становится популярным.
    Став придворным танцем Франции, гавот существенно изменил первоначальный характер. Теперь это галантный, жеманный и манерный танец — стиль рококо в хореографии. Усложняется и сам танцевальный язык: легкие скользящие движения сочетались с изысканными реверансами, изящными вычурными позами, движений рук отличались большой танцевальностью. Современники отмечали, что гавот походит на маленький балетный спектакль для двух исполнителей. Все это способствовало распространению его и в других европейских странах.
    В XVIII веке гавот входит в инструментальные сочинения крупной формы, становится постоянной составной частью танцевальной инструментальной сюиты, где обычно следует за сарабандой, изредка предваряет ее (сюиты Баха, Генделя и др.). Широко представлен он в балетах и операх Люлли, Рамо, Глюка.
    Как придворный бальный танец вышел из употребления около 1830 года, но сохранился в провинции и деревнях (особенно в Бретани). В музыке XIX—XX веков высокохудожественные образцы жанра создавали Григ, Чайковский, Глазунов, Прокофьев.

    Исполнение гавота:
    Гавот состоит из легких, маленьких шагов на полупальцах и очень изысканных реверансов. Все это сочеталось с изящными, но вычурными позами и мягкими движениями рук. Основное па гавота – «венгерский шаг» - состоит из двухкратного передвигания ноги в IV воздушную позицию, вперед или назад. Нога двигается, мягко и плавно разгибаясь, что требует специальной тренировки.
    Благодаря сочетанию превосходной музыки с оригинальным танцевальным содержанием гавот по праву считается историческим танцем.

    Па-де-труа.
    Па-де-труа – (от франц. pas de trios- танец втроем), в классическом балете – танец трех исполнителей, а также бальный танец определенной композиции на 24 такта. Состоит из трех частей, различных по характеру и темпу: менуэта, мазурки и вальса. Муз. размер ¾. Был сочинен в России в конце
    XIX в. русскими балетмейстерами Е.М.Ивановым и А.П. Бычковым. Танец пользовался заслуженным успехом наряду с другими танцами, которые воспитывали хорошие манеры, изящество, грацию и музыкальность.

    Исполнение па-де-труа
    Исходное положение: Партнеры стоят лицом к лицу, правой рукой кавалер держит левую руку дамы. Фигура 1. Менуэт
    1 такт: Партнеры разворачиваясь по ходу танца, с внешних ног, делают три шага вперед, с плие и разворотом к партнеру на третьем шаге, скользя подтягивая свободную ногу.
    2 такт: Кавалер правой, а дама левой ногой шаг в сторону, скользя приставить свободную ногу в 3-поз.
    3 такт: Отпустив руки партнеры с левой ноги делают шаг навстречу, проходя правым плечом проскальзывают правой ногой вперед, оставляя вес на левой ноге.
    4 такт: Продолжая двигаться на место партнера делается шаг правой, левая скользя подтягивается к ней и делается разворот влево лицом в к партнеру. При повороте партнеры проходят спинами друг к другу. В конце небольшой поклон.
    5-8 такты: повторяется то же движение в обратную сторону Фигура 2. Мазурка
    9-10 такты: Партнеры берутся за руки и делают два падебаска мазурки на месте (у автора не сказано в какую сторону, удобнее всего кавалеру делать влево, а даме вправо).
    11-12 такты: два голубца по ходу танца, кавалер с левой, дама с правой ноги. Фигура 3. Вальс
    13-16 такты: вальс. В конце партнеры разворачиваются по ходу танца, кавалер в правой руке держит левую руку дамы. Фигура 4. Мазурка.
    17-18 такты: Два падебаска вперед: кавалер начинает левой ногой, дама правой.
    19-20 такты: За два падебаска кавалер делает оборот влево, а дама вправо. Фигура 5. Вальс.
    21-24 такты: Вальс
    Французская кадриль
    Кадри́ль (фр. quadrille от исп. cuadrilla — буквально «группа из четырёх человек») — народный и бальный парный танец[1]. Танец французского происхождения[2], являющийся разновидностью контрданса и возникший в конце XVIII века и весьма популярный до конца XIX в. в Европе и России. Музыкальный размер 2/4, обычно перемежающийся размерами 3/8 и 6/8. Темп живой. Название «кадриль» имеет общие корни во французском языке (quadrille), испанском (cuadrilla), латинском (quadrum). Это может вызывать сомнения по поводу того, какая же именно страна является родиной танца. Однако исторические источники уверенно утверждают, что кадриль возникла во Франции как бальный танец, образовавшись от английского контрданса. Контрданс танцевали в XVII веке английские крестьяне, а кадриль распространилась в салонах Франции и других европейских стран в XVIII - XIX веках.
    Исполнение французской кадрили
    Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными в углах прямоугольника (фр. quadrille), друг против друга. Своё название получил из-за квадратного построения танцующих пар[4]. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур со следующими французскими названиями:
    • Le Pantalon (Штаны; название популярной французской песенки)
    • L'été (Лето);
    • La Poule (Курица);
    • La Pastourelle (Пастораль), La Trénis, La Paris и др. — одна на выбор, по желанию распорядителя бала
    • Finale (Финал).
    Фигура Le Pantalon появилась в 1786 году благодаря танцмейстеру Венсану, сочинившему контрданс с таким названием. Его начальная фигура закрепилась в качестве начала французской кадрили, в то время как остальные фигуры были постепенно изменены. Фигура L'été, закрепившаяся второй, также была сочинена Венсаном примерно в то же время. Авторство третьей фигуры, La Poule, появившейся в 1800 году, приписывается Жюльену. Своим названием она обязана мелодии, в которой имитируется куриное кудахтанье.
    Фигура La Pastourelle появилась в 1812 году — мелодия песенки Gentille Pastourelle была аранжирована Колине и пришлась по вкусу парижанам. Исполнялась либо 4-й, либо 5-й фигурой — в последнем случае в финале фигуры делались шассе-круазе и повторение рондо.Фигура La Trénis названа в честь танцовщика Трэница[fr], отличавшегося своей элегантностью в танце. Жюльен сочинил для этой фигуры соло (фр. air à pas seul), которое позволило бы блеснуть танцору или танцовщице дня. Исполнялась либо 4-й, либо 5-й фигурой. Последняя фигура, «финал», заканчивалась галопом в свободной форме (ad libitum).

    Практическая часть урока:

    1. Классический поклон.
    2. Исполнение гавота Шпачек.
    3. Исполнение па-де-труа А.Функ.
    4. Исполнение французской кадрили (4,5,6 фигуры).

    Список использованной литературы:

    1.А. Лопухов, А. Ширяева, А. Бочаров «Основы характерного танца» - Л., 1939
    2.Нарская Т. Б. Историко-бытовой танец. - Челябинск, 1996. 3. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. - М., 1969.
    4. Ивановский Н. П. Бальный танец 16 – 19 веков. – М., 2000 г.
    5. Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/, http://villanella.ru/.


    Источник: http://ЛИТЕРАТУРА
    Категория: Театр и сцена | Добавил: Oxana (30.01.2019) | Автор: ОРУНБАЕВА САУЛЕ ХИДИРОВНА E
    Просмотров: 184 | Теги: хореография | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2022