«Экономика Казахстана: прошлое и настоящее». (Урок развития речи в 9 классе).
«Без глубины прошлого, высоты будущего нет настоящего». (О. Сулейменов).
Образовательные задачи урока:
1. Создать условия для формирования знаний об экономике Казахстана в прошлом и на современном этапе её развития. 2. Продолжить работу по развитию разговорной речи учащихся через организацию работы с текстом учебника и дополнительными текстами учебника. 3. Создать условия для совершенствования навыков работы с текстами: выделение главного, установление соответствия между частями текста, обобщение информации. 4. Продолжить развитие навыков работы с географическими картами, чтение информации, использование её для аргументации ответа. 5. Воспитывать уважение к историческому прошлому и настоящему нашей страны, чувство признательности и гордости к Казахстанскому народу.
Ход урока.
Ι. Мотивация и актуализация знаний учащихся. Организация беседы. 1. Почему качество жизни определяет главным образом состояние экономики? 2. Подумайте, почему становление экономики Казахстана в сравнительно короткий исторический период её развития несколько раз необходимо было начинать практически с «чистого листа»? Обсуждение. ΙΙ. Новый материал. Экономика: типы экономических систем.
1. Вводное слово учителя о типах экономических систем. 2. Организация работы учащихся с дополнительным текстом из книги «Экономика Казахстана» (Нургалиев К.Р., Нургалиев А.К.). Вопросы для обсуждения:
1. Верно ли утверждение, что экономика страны- это комплекс? Почему? 2. Какие экономические системы вы знаете? Чем они отличаются? 3. Организация работы с текстом учебника с.15 (В.В. Усиков, А.А. Усиков, Т.А. Казановская, Г.Б. Забенова. «Экономическая и социальная география Казахстана) Обсуждение Задание.
1. Прочитайте в учебнике текст о типах экономических систем. 2. Установите какие формы собственности на средства производства и способы распределения материальных благ характерны для каждой экономической системы. 3. Какой признак лишний и почему?
товарное хозяйство государственный план свободные цены частная собственность приватизация свобода предпринимательства 4. Подумайте, какие записи вы можете сделать в тетради. Запишите главное.
ΙΙΙ. Экономика Казахстана: четыре этапа становления. Организация работы с текстом учебника. Задание.
1. Прочитайте текст о четырёх этапах становления экономики Казахстана. 2. Определите роль Казахстана в экономике СССР по данным рис.6. Разделите на три группы виды продукции, по выпуску которых: а) Казахстан занимал ведущее место в СССР; б) доля Казахстана была значительной; в) Казахстан отставал от других республик СССР. Сделайте вывод и запишите в тетрадь. 3. Установите особенности фабрично-заводской промышленности Казахстана В начале ΧΧ в., опираясь на материалы общеэкономической карты (рис.5). При этом самостоятельно: 1) найдите требуемую информацию на карте, 2) приведите её в систему (обобщите, сгруппируйте, установите последовательность и т.п.), 3) попытайтесь объяснить, почему объекты размещаются именно так, и как они связаны с другими объектами, 4) придумайте план изложения информации. 4. Организация работы с дополнительным текстом из книги «Казахстанский путь» (Назарбаев Н.А.) Вопросы к тексту.
1. Назовите наиболее крупные достижения периода плановой экономики. 2. На ваш взгляд какой этап становления экономики является самым продуктивным? 3. Почему у представителей старшего поколения жителей Казахстана наблюдается ностальгия по жизни в СССР и как повлияла на это экономическая система на этом этапе? Обсуждение. ΙV. Этап перехода к рыночной экономике. Организация работы с текстом учебника с 19-20. Задание. 1. Прочитайте текст. 2. Установите основные периоды в этом этапе. 3. Составьте справку «Кризис переходного периода и современная экономика Казахстана по тексту пункта 2 параграфа и данным таблицы 6. Какие сравнительные показатели назовёте в первую очередь? 4. Пользуясь картой, установите, в каком направлении произошёл «сдвиг» в промышленном производстве на современном этапе развития экономики. Обсуждение V. Подведение итогов работы на уроке. Домашнее задание: (по выбору) 1. Как сформировалось хозяйство нашей области? 2. Элементы традиционной экономики в современном Казахстане? 3. Государственный сектор в экономике: опыт Казахстана и соседних стран?
Самоанализ урока.
Данный урок- второй в разделе «Введение в экономическую и социальную географию». На предыдущем уроке мною была проведена работа с учащимися по раскрытию содержания новых, или частично незнакомых для них понятий, встречающихся на данном уроке, а именно:, приватизация, либерализация экономики, рыночная инфраструктура, рыночные цены, отрасль, сырьевая направленность и т.п. Это позволило провести урок динамично и целенаправленно на решение общеобразовательных задач данного урока. Использование дополнительной литературы дало возможность полно реализовать воспитательный потенциал изучаемого материала. Содержание материала урока тесно переплетается с материалом предмета история Казахстана, что позволило учащимся на этапе мотивации и актуализации знаний выдвинуть предположения о значении экономики и её зависимости от политического устройства государства на том, или ином историческом отрезке времени. Организация работы с дополнительными текстами позволила: - расширить знания учащихся о прошлом и настоящем экономики Казахстана и нацелить их на самостоятельное получение дополнительных знаний по данной теме; - совершенствовать навыки работы с текстами; - развивать устную речь, составлять развёрнутые высказывания, устанавливать дефицит в ответе и дополнять по существу и т.д. Содержание и организация деятельности учащихся решили поставленные задачи: Этап урока Деятельность урока Деятельность учащихся Результат 1.Мотивация и актуализация знаний учащихся. 1.Подготовка вопросов. 2.Организация обсуждения. 1.Участие в беседе. 2.Составление развёрнутых высказываний. 3.Выдвижение предположений и их обоснование. 1.Развитие монологической и диалогической речи. 2.Развитие навыков коммуникативного общения. 2.Новый материал. Экономика- типы экономических систем. 1.Рассказ. 2.Организация работы с дополнительным текстом и текстом учебника. 1.Слушание. 2.Чтение и анализ текста: -поиск конкретной информации, необходимой для ответа на вопрос; -выделение главного; -определение формы записи в тетрадь; 3.Участие в обсуждении; 1.Развитие навыков Работы с текстом. 2.Овладение навыками составления авторских текстов на основе полученной информации.
3.Экономика Казахстана- четыре этапа становления экономики. 1.Организация работы с текстом учебника. 2.Рассказ. 3.Организация работы с дополнительным текстом.
1.Работа с текстом: выделение главного. 2.Составление авторского текста по результатам анализа информации. 1.Приобретение опыта написания авторского текста (записи) на основе полученной информации. 2.Закрепление навыков работы с текстом. 4.Работа с географической картой, руководство деятельностью учащихся. 3.Работа с дополнительным текстом: -интеграция информации; -достраивание информации по контексту; 4.Работа с географической картой. 5.Участие в обсуждении (формулирование собственного мнения на основе полученной информации). 3.Развитие монологической и диалогической речи. 4.Развитие навыков считывания информации с карты. 5.Формулирование развёрнутого высказывания.
1.Организация работы с текстом учебника. 2.Организация работы с картой. 1.Работа с текстом: Выделение смысловых блоков, установление последовательности. 2.Работа с географической картой. 1.Закрепление навыков работы с текстом 2.Закрепление навыков работы с картой. 3.Приобретение опыта составления авторского текста (записи) в соответствии с поставленной задачей.
Вывод: результаты урока- знания, усвоенные учащимися на уроке, умения и навыки, на развитие которых было ориентировано содержание, в целом соответствуют запланированному. Воспитательный эффект урока состоялся благодаря использованию дополнительных текстов и организации обсуждения.