PISA. Уровни читательской грамотности. PISA — это педагогическое тестирование, форма измерения знаний учащихся. Тест как метод предполагает технологию измерения, которая включает в себя разработку системы тестовых заданий с заданными качественными и количественными характеристиками для объективного и надежного оценивания учебных достижений испытуемых, стандартизированную процедуру проведения тестирования, методы статистической обработки, анализа и интерпретации полученных результатов. Для того чтобы проследить тенденции в развитии читательской грамотности, в тесте PISA из года в год поддерживается общая пропорция открытых и закрытых вопросов. Открытые вопросы предполагают более или менее развернутые свободные ответы, требующие экспертной оценки. Ответы участников исследования на закрытые вопросы не требуют экспертной оценки, они могут быть оценены в автоматизированном режиме. Так, в исследовании PISA все задания с выбором ответа, включая комплексные, а также задания с кратким ответом оценивались в 0 баллов (неправильное выполнение или пропуск задания) или в 1 балл (правильное выполнение). Задания с открытым свободно конструируемым ответом оценивались от 0 до 3 баллов. При этом количество баллов, полученных учеником, зависело от полноты и соответствия ответа разработанным для оценки задания критериям (при проверке ответов учащихся не учитывались допущенные ими орфографические и пунктуационные ошибки, если они не искажали сути ответа). PISA
Международная шакала PISA-2012 разделена на 7 уровней.
Семь уровней читательской грамотности распределены от самого низкого – 1б до самого высокого 6 уровня с заданиями, которые предъявляют к читателю самые сложные требования. Детальные характеристики читательских умений, соответствующих каждому уровню читательской грамотности представлены ниже (Таблица 1). Таблица 1
Уровень Характеристика заданий 6 Понимать содержание текста, представляющую противоречивую сложную информацию. Демонстрировать подробное и детальное понимание нескольких текстов и связей между ними. Интерпретировать детально и точно текст в целом. Критически оценивать сложный текст на незнакомую тему. 5 Собирать информацию посредством определения и её формирования. Осмыслить текст, опираясь на академические знания. Интерпретировать и понимать незнакомый текст. Предполагать вычитывание и понимание понятий. 4 Находить и связывать единицы информации, не предоставленной в цельном виде. Понимать языковые нюансы в соответствии с целостным содержанием текста. Понимать длинные и сложные тексты с незнакомым содержанием и форматом. Использовать специальные знания, сообщенные в тексте, для выдвижения гипотезы или оценки текста. 3 Определить и проанализировать соотношение между некоторыми частями информации. Определить главную идею путем соединения нескольких частей текста. Осмысливать текст с противоречивой информацией и несоответствующей читательским ожиданиям. Демонстрировать понимание текста на основе общеизвестных, повседневных знаний. 2 Распознать главную идею в тексте, понять взаимосвязь или конструкцию построения текста. Сравнивать или выявлять контрасты, основанные на одной особенности текста. Сравнивать или создавать взаимосвязи между текстом и вне текстовыми знаниями, опираясь на личный опыт и собственное отношение к описанным реалиям. 1 А Установить связь между содержанием текста и общеизвестными житейскими знаниями. Определять главную тему текста/ цель автора, создавшего текст на знакомую тему. Работать с ярко выраженной информацией, которая содержит подсказки для читателя. 1 Б Находить в коротком простом тексте информацию знакомую читателю. Работать с простым текстом, в котором дается подсказка (повторение информации, рисунки или знакомые символы). Интерпретировать текст, не содержащий противоречивую/ избыточную информацию.
Кроме того, каждый уровень содержит целый спектр читательских умений, включающих основные три категории: 1. Способность понимать прочитанное (доступ и извлечение - навыки, связанные с поиском, отбором и сбором информации). 2. Способность использовать информацию текста (интеграция и интерпретация, т.е. переработка прочитанного для понимания текста). 3. Способность размышлять (размышление и оценка - сопоставить данные предложенного текста, уловить мысль автора, найти доводы в защиту своей точки зрения при подготовке ответа, исходя из личных представлений о мире).
Ниже рассматриваются читательские умения и соответствующие им задания. Выявление общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла включает определение главной темы, общей цели или назначения текста. Для этого предлагаются задания: выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка и т.д. Задания, направленные на выявление общего понимания текста, предлагают также обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; частью текста и специфической сноской, данной к ней автором; выбрать из сформулированных идей текста наиболее общую, доминирующую (это показывает умение ученика отличать основные идеи от второстепенных или обнаруживать основную идею в заголовке текста и формулировке его главной темы). Для оценки умения находить информацию в тексте использовались задания, при выполнении которых учащемуся требовалось «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе. Для оценки умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл учащимся предлагалось сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста. Для оценки рефлексии на содержание текста было необходимо, чтобы учащийся, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения. Ясно, что этот аспект понимания текста подразумевал достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся. Для оценки рефлексии на форму текста было важно, чтобы читатель, выполняя задания, оценивал не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения. Этот аспект понимания текста подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений.
Таким образом, читательская грамотность проверяется через читательские умения, которые требуют соответствующих им действий (Таблица 2). Таблица 2 Три читательских умения и соответствующие им категории уровень Читательское умение Действие Аспект Фактор сложности Низкий Способность понимать Найти необходимую информацию из общего контекста, извлечь ее и собрать Доступ и извлечение информации Число смысловых единиц, которые надо найти и мысленно восстановить Средний Способность использовать информацию Переработать прочитанное для понимания текста Интеграция и интерпретация - Число единиц информации, необходимых для сравнения; - степень и выраженность конкурирующей информации в тексте; - по характеру текста: чем менее знакомое и более абстрактное содержание, тем сложнее текст.
Высокий Способность размышлять Осмыслить и оценить аргументы в защиту своей точки зрения, исходя из личных представлений о мире, опираясь на внетекстовые знания. Построить предположение на основе представленной информации. Отражение и оценка Тип отражения: подключение; объяснение и сравнение;
гипотеза и оценка (трудность по возрастанию)
Наиболее сложным умением при нахождении информации признано умение устанавливать последовательность или комбинацию глубоко скрытой в тексте информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Менее сложной признается деятельность, когда при всех названных выше условиях информация не предложена вне основного текста. Еще менее сложна деятельность такого рода, если информация при всей ее противоречивости достаточно известна учащимся, и т.д. Наиболее сложным умением интерпретировать текст признается умение истолковывать оттенки языка или понимать текст во всех его деталях. Менее сложна деятельность по интерпретации текста, если требуется использовать его идеи для объяснения незнакомого текста или объединить, сравнить или противопоставить несколько его частей, чтобы определить главную мысль, объяснить связи внутри текста. Наиболее сложным признается умение рефлексии и оценки, когда требуется оценить глубокие идеи текста или выдвинуть гипотезы на основе знаний, полученных вне школы; наиболее простым – когда достаточно оценить некоторые особенности текста, основываясь на собственном житейском опыте . Тесты различного формата с включением трех читательских умений как одного из главных принципов отбора содержания заданий