С. Ломоносовка Района имени Г. Мусрепова Северо-Казахстанская область Гомзикова Ирина Витальевна
10 класс история Казахстана, естественно-математическое направление.
Без усилий ничего не сделаешь, без стремления не достигнешь цели.
Тақырып/ Тема: Государство гуннов. Мақсат/ Цель: определить вляиние гуннов на формиование казахского народа. Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/ Учебно-воспитательные задачи: а) образовательные: - определить продвижение племен и становление ранних государств у гуннов,их взаимоотношениях с соседними племенами, с Китаем; - дать оценку действиям предводителям гуннов Модэ, Чжичжи, Аттилы. б) развивающие: - внимание, память, воображение, мышление, логику. в) воспитательные: - воспитывать патриотизм, уважение к истории своей страны, любовь к своей земле. Сабақ түрі/ Тип урока: комбинированный. Қүрал-жабдықтар, көрнекті-құралдар/ Оборудование, наглядные пособия: слайды, раздаточный материал, Әдес-тәсілдер/ Методы: работа с интерактивной доской, проблемный, лабораторная работа. Сабақ барысы. Ход урока. 1. Ұйым достыру кезеңі./ Орг.момент. Привлечение внимания учеников к уроку, проверка присутствия на уроке, проверка подготовки к уроку. Давайте с вами посмотрим на окно и улыбнемся сегодняшнему дню. Давайте посмотрим на наших гостей и улыбнемся им. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. И с хорошим настроением начнем наш урок. Мой Казахстан! Моя страна! Мой край степной Моя отчизна! Пришли иные времена На смену прошлой горькой жизни. Ж. Мулдагалиева
Многое пришлось пережить нашему народу, много несчастий выпало на его долю, и поэтому стремление быть свободным, независимым всегда освещало его путь в будущее. Нам современным жителям РК нельзя забывать тех, кто своими подвигами создал процветающий Казахстан.Мы конечно говорим о тех племенах, которые заложили основу казахской государственности.
Какие вы можете назвать племенные союзы, которые заложили основы современного государства?
2. Үй жұмысы./ Проверка домашнего задания. На прошлом уроке мы с вами прзнакомились с положение государства Кангюев. А сейчас мы посмотрим как вы усвоили домашнее задание. Я вам раздам карточки с заданиями, ответить на которые вы должны в течение 10 минут. Карточки разбиты на 3 группы заданий.
1 вариант Задания Ответ Согласны ли вы с утверждением... 1 Канглы вышли на историческую арену во II веке до н.э. да 2 Большенство исследователей считают, что между канглы и казахскими племенами этногенетических связей нет. нет 3 Канглы прождивали в среднем течении Сырдарьи. да 4 Столицей государства был город Туркестан. нет 5 Государство Канглы существовало до V в. нет Закончи предложение 1 В конце II - начале I в. до н.э. в государстве Канглы... образовалось пять владений. 2 В 42 г. до н.э. объединенные силы гуннов и канглов... разгромили столицу усуней. 3 Битва у крепости Талас произошла между ... Чжи-Чжи и китайскими войсками. 4 Внешность канглы была ... европеоидного типа 5 Исторической родиной канглы являются ... соседние с гуннами районны. Ответь на вопрос? 1 Каковы основные точки зрения происхождения этнонима "Канглы"? 2 В чем причины возникновения государства Канглы? 3 Как складывались взаимоотношения государства Канглы с гуннами? 2 вариант
Задания Ответ Согласны ли вы с утверждением... 1 Первые упоминания о кангюях встречаются в китайских источниках. да 2 Китайские источники считают, что канглы принадлежала территория Арало-Каспийского рениона. нет 3 Языковой тип канглы до сих пор не установлен. да 4 Численность войска канглы составляла 600 тыс. человек. нет 5 Одной из причин распада государства Канглы было нападение иранцев. Нет Закончи предложение 1 На I в. до н.э. приходится расцет государства.. 2 40 тыс. объединенное войско Китая и уйсун выступило против... Чжи-Чжи. 3 В 36 г. произошла битва... у крепости Талас. 4 Существует 2 точки зрения о языковой принадлежности кангюев - ... ираноязычные и тюркоязычные. 5 Предки канглы произошли от ... юэчжи Ответь на вопрос? 1 Какова причина того, что до сих пор не установлена языковая принадлежность канглы? 2 Каковы исторические источники о государстве Канглы? 3 Как складывались взаимоотношения государства Канглы с Китаем?
Вывод: Какую роль сыграло государство Канглы в истории становления казахского народа?
3. Жаңа тақырып./ Изучение нового материала.
1. «Снежный ком».
Что я знаю о государстве гуннов? Что бы я хотел бы узнать о государстве гуннов? Что нового я узнал на уроке?
2. Постановка проблемного задания. Докажите, что у гуннов существовала государственность. Признаки государственности. - территория - язык - культура - общественно-этническое сознание - внешний облик.
3. Ученикам раздается рабочий лист.
4. Вводное слово учителя. Выполнить 1 задание из рабочего листа. В 1 тыс. до н.э. Центральную Азию населяли кочевые, полукочевые скотоводческие племена. В V в. до н.э. в Южной Монголии и Ордосе проживали прототюркские племена гунны (хунны, хунну)
5. Работа с историческим источником. История образования и периода расцвета государства гуннов связана с именем Моде. «Свистящие стрелы» Союз племен гуннов возглавлял Тумань. Он имел двух сыновей от разных жен. Когда настало время передать трон одному из них, Тумань решил пожертвовать старшим -Модэ, ради младшего. Как это часто делалось в те времена, Тумань отправил Модэ в заложники своим соседям юечжи, а затем, надеясь, что они его убьют, напал на них. Однако Модэ повезло - он сумел похитить коня и сбежать к своему отцу, сделав вид, что не видел предательства. Тумань искренне радовался мужеству сына и не убил его, а дал ему 10000 семейств - тумен. У гуннов вся армия была поделена на десятки, сотни, тысячи и тьмы, т.е. 10 тысяч. Тогда-то Модэ отомстил отцу за предательство. Он научил воинов пользоваться стрелой, издававший при полете свист - стрела была с костяным шариком с отверстиями - такие стрелы, когда летели, одновременно выпущенные из луков, издавали ужасный свист, которого пугались лошади и люди. Моде приказывал стрелять только после него. Однажды, чтобы проверить дисциплинированность своих воинов, он пустил летящую стрелу в своего аргамака, вслед полетели стрелы. Тех, кто пожалел прекрасного коня и не выстрелил, он приказал казнить. Убедившись, что воины достаточно подготовлены, Модэ на охоте пустил свистящую стрелу в своего отца, шаньюя Туманя, не один из его воинов не уклонился от приказа. Так Модэ пришел к власти. Произошло это в 209 году до н.э. Узнав о междоусобицах, восточные соседи гуннов, предводители дунху, решили воспользоваться этим и объявить войну. Он потребовал от Модэ, чтобы он отдал своего коня и любимую жену. Старейшины гуннов были оскорблены и требовали начать войну и наказать дунху. Однако Модэ ответил: «К чему, живя в соседстве с людьми, жалеть для них одну лошадь и одну женщину?» и приказал отдать и то, и другое. Тогда дунху потребовал уступить приграничную территорию, это была небольшая пустыня, неудобная для скотоводства и необитаемая. Земля была ничья, по обе ее стороны стояли караулы: с одной стороны гунны, с другой дунху. Старейшины гуннов сочли, что из-за столь неудобной землицы не стоит портить отношения с соседями: «Можно отдавать и не отдавать», - сказали они. Модэ разгневался: «Земля есть основание государства, как можно отдавать ее?!» - сказал он. И в сем, кто советовал отдать, приказал отрубить головы. Затем он собрал войско, пошел походом на дунху и разгромил их, забрал много скота и имущество. Так возникла держава гуннов во главе с Модэ. Б.С.Сарсекеев «История Казахстана» (древнейший и древний период)
1) Каким способом было образовано государство гуннов: мирным или вооруженным? 2) Почему Моде так резко отреагировал на просьбу отдать пустынную территорию, неудобную для скотоводства? 3) На основе легенды сделайте выводы о личности Моде. 4) Может ли жестокий руководитель быть мудрым, дальновидным?
6. Внешняя политика государства гуннов.
Назовите государства с которыми гунны втупали во взаимоотношения. (юэчжи, Китай, усуни, кангюи).
Заполнить таблицу. Внешняя политика гуннов.
Отношения гуннов с юэчжи Китаем Усунями и кангюями
174 – 165 гг. до н.э.- разгром юэчжы. Вынуждены уйти в Среднюю Азию, в район верхнего течения Амударьи При Лаошане юэчжи были окончательно разгромлены.Часть – захватили Жетысу, часть – Бактрия. 200 г. до н.э. – начало военных действий. Поражение Китая. 158 г. до н.э. Гюнь Чень возобновил войну. 152 г. до н.э. заключение договора, были возвращены пастбища на юге Гоби. 133 г. до н.э. – новый этап гунно-китайских войн. Катай привлекал на свою сторону другие племена. 70 г. до н.э. – нападение китайцев. Лето 71 г. до н.э. – нападение усуней с запада. Поражение гуннов.
7. Гунны и переселение народов. 1) Какие изменения происходят в Европе связанные с гуннами? 2) Что такое Великое переселение народов? 3) Кто из правитель гуннского государства возглавил передвижение войск на Запад? О ком идет речь? Победы его потрясли Европу, Приск о нем рассказал с охотой. (Аттила)
Аттила, повелитель всех гуннов и правитель единственный в мире племен чуть ли не всей Скифии, достойный удивления по баснословной славе своей среди всех варваров. Он был мужем, рожденным на свет для потрясения народов, ужасом всех стран, неведомо по какому жребию, наводил на всех трепет, широко известный повсюду страшным о нем представлением. Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самим телодвижениями обнаруживал высоко вознесенное свое могущество. Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силен здравомыслием, доступен просящим и милостен к тем, кому однажды доверился. По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутой сединой, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи...
2 в. до н.э. – 4 в. до н.э. – переселение гуннских племен.. 376 г. Гунны подошли к границе Римской империи. 4. Қорытынды./ Закрепление. 1. Проблемный вопрос. 2. «Пятистишие» - гунны. 1 строка – одно слово 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза из четырех слов 5 строка – слово – синоним, ассоциация 3. Лист самоконтроля.
Лист самоконтроля Фамилия, имя Самооценка Оценка учителя Оценка за урок (работа над заданием, полнота и чёткость ответов, выявление проблем, формулировка выводов) Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось)?
Что было самым трудным?
Что так и осталось непонятным?
5. Үйге тапсырма беру./ Домашнее задание. § 17,18, написать рассказ «В гостях у гуннов».