В помощь педагогу.
Понедельник, 16.06.2025, 11:11
Форма входа
Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 228
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 228
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Русский язык и литература

    Активизация словарного запаса у детей старших классов с нарушенным интеллектом посредством когнитивно – продуктивных педагогических технолог
    Активизация словарного запаса у детей старших классов с нарушенным интеллектом посредством когнитивно – продуктивных педагогических технологий.
    Бугунтаева Г.Н.,
    Учитель – дефектологОСКШИ № 1,
    г. Кокшетау
    В рамках реализации Плана мероприятий Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы постановлением Правительства РК от 5 февраля 2007 года №81 утвержден План мероприятий по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями в развитии на 2007-2009 годы, где предусмотрены вопросы расширения сети организаций образования, развития интегрированного образования в целях создания оптимальных условий для обеспечения равных возможностей в получении образования и оказания комплексной коррекционно-педагогической поддержки.
    У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается длительное отсутствие активной речи, недостаточное понимание обращённого к ним высказывания, что затрудняет формирование коммуникативной функции языковой деятельности. У всех умственно отсталых учащихся на всех годах обучения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на разных уровнях речевой деятельности.
    К старшим классам словарный запас школьников значительно обогащается. Однако дефицит слов, определяющих свойства человеческой личности, сохраняется, а используемые предложения остаются преимущественно простыми и по своему построению не всегда соответствуют общепринятым нормам.
    Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т.е. необходим определенный уровень сформированности активного словаря для дальнейшего использования в диалогической речи.
    Необходимость решения данного вопроса в методическом и практическом аспектах и вместе с тем недостаточная его разработанность в психолого-педагогической теории и практике обусловили проблему нашего исследования и определило актуальность данной темы.
    Проблема исследования состоит в том, что современная практика развития речи детей в коррекционной школе организована недостаточно эффективно, без учета индивидуальных речевых возможностей детей, объема их словарного запаса, соотношения активного и пассивного словаря и без применения КППТ.
    Теоретические основы речемыслительных операций у детей старшего школьного возраста со сниженным интеллектом, рассматривались как отечественными, так и зарубежными учеными и практиками.
    По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения является замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.
    Развитие психики ребенка представляет собой сложный, противоречивый процесс, проявляющийся в смене определенных этапов или ступеней развития. Переход от одного этапа развития к другому связан с появлением новообразований, которые возникают под влиянием как внутренних, так и внешних процессов. Психическое развитие выражается в совокупности количественных, качественных и структурных изменений, которые характеризуются непрерывностью, закономерностью, необратимостью, направленностью. Речевому развитию как «части» общего психического развития присущи те же черты, которые свойственны «целому». Речевое развитие ребенка тесно связано с когнитивным развитием, эта связь носит двусторонний, взаимообусловленный характер.
    Целесообразность и эффективность КППТ в значительной степени обуславливается правильной организацией труда учителя, смещением акцентов с подачи «академических знаний» на обучение способам когнитивного и продуктивного развития через имеющийся жизненный опыт учащихся, нацеливание на применение полученных знаний в жизни, их социальной значимости, а также рационального распределения учебного времени.
    Наиболее серьезными выкладками, на наш взгляд по данной технологии являются разработки методик по словарной работе когнитивно- продуктивного развития на уроках чтения, по познавательным параметрам (приведены примеры). Организация когнитивно - продуктивной деятельности осуществляется так, что имея такие методики по активизации словарного запаса можно отслеживать продвижение, динамику развития учащегося, даже если она мало заметна. То есть, решение микроцелей по уровням продуктивности по чтению и познавательной деятельности.
    В ходе дальнейшей работы мы подобрали комплекс когнитивно – продуктивных педагогических технологий, модифицировали их, ориентируясь на цель нашего исследования. После переработки комплекса мы апробировали его на практике и последовательно провели количественный и качественный анализ. Качественный и количественный анализ позволили выявить уровни сформированности пассивного и активного словарного запаса у детей с интеллектуальными нарушениями старшего школьного возраста, и, значит, позволил сделать вывод об эффективности подобранного и переработанного нами комплекса. На основе исследования нами были составлены рекомендации для учителей коррекционных школ, работающих с детьми, имеющих интеллектуальное нарушение. Таким образом, цель и задачи, заявленные ранее по нашему мнению, успешно решены.

    План конспект урока № 1
    Дата: 4. 03. 14 г.
    Класс: 6 «А»
    Предмет: Чтение.
    Тема: В Бианки «Март».
    Цели:
    - формирование навыков чтения, пересказа, умение отвечать на вопросы, умение составлять план для пересказа;
    - развитие внимания, мышления, памяти, самостоятельность;
    - воспитывать интерес к предмету, учебе, чтению.
    Оборудование: учебник, предметные картинки, методика Мюнстерберга, упражнение «Расставь картинки по порядку и составь рассказ».
    Ход урока:
    1. Организационный момент.
    Психологический настрой
    Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».
    2. Пропедевтическая практика.
    - Какое время года наступило? (Весна)
    - Сколько месяцев длится весна? (3)
    - Назовите месяцы.
    - Какие вы знаете приметы весны?
    - А как описывает С. Смирнов приметы весны в своем стихотворении «Первые приметы»?
    Опрос 4 строчек стихотворения наизусть.
    3. Ориентация.
    - Ребята, как вы уже знаете, весна имеет три месяца. Весна – это время обновления, когда вся природа просыпается после зимней спячки, всё вокруг расцветает и оживает. А какой месяц первый открывает весну?( Март).
    - Сегодня на уроке мы с вами прочитаем рассказ В. Бианки «Март».
    4. Презентация.
    Словарная работа: март, сосульки, лужа.
    Чтение рассказа учителем.
    Работа по вопросам:
    1. Как в народе называют март? (Парник, капельник)
    2. Когда наступает день весеннего равноденствия? (21 марта) Что это значит?
    3. Объясните образное выражение Весна прилетела на солнечных крыльях.
    4. Как принято встречать конец марта? (Пекут жаворонки – булочки с носиком, с изюминками на месте глаз). Как вы думаете, почему появился такой обычай?
    5. Кого автор называет весёлыми пернатыми певунами? (Птиц)
    6. Физминутка.
    5. Практика на примерах.
    Чтение рассказа учениками по «цепочке»
    Жужжащее чтение
    Индивидуальное чтение – эхом (Жора)
    6. Управляемая практика.
    Методика Мюнстерберга.
    1 – 2 уровень: в таблице спрятаны словарные слова. Найди и составь с ними предложения.

    А Д С О С У Л Ь К И
    М А Р Т Л Т У Э М Ю
    Ш З И Л У Ж А Б Ц В

    3 уровень: в 2 строчках найди словарные слова и составь с ними словосочетания.
    ПРСОСУЛЬКИОРГЮ
    МАРТРПЛЗХЛУЖАЕ
    Упражнение «Расставь картинки по порядку и составь рассказ».
    Составь рассказ, используя словарные слова.


    7. Самостоятельная практика.
    Запомни и запиши народные приметы:
    Грач на горе – весна на дворе.
    Из берёзы течёт много соку – к дождливому лету.
    Как ни злится март, а весною пахнет.
    Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне.
    8. Итог:
    - О чем читали?
    - Когда наступает день весеннего равноденствия?
    - Какое настроение у вас возникло после рассказа?

    План конспект№2.

    Дата: 1. 03. 14 г.
    Класс: 6 «А» класс
    Предмет: Чтение.
    Тема: По В. Пескову «Весна идёт».
    Цели:
    - формирование навыков чтения, пересказа, умение отвечать на вопросы, умение составлять план для пересказа;
    - развитие внимания, мышления, памяти, самостоятельность;
    - воспитание интереса к предмету, учебе, чтению.
    Оборудование: учебник, предметные картинки, методика № 12, упражнение «Собери слово»
    Ход урока:
    1. Организационный момент.
    Психологический настрой.
    Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
    2. Пропедевтическая практика.
    - Что читали на прошлом уроке? (В. Бианки «Март»)
    - Какое время года описывает автор? (Весна)
    - Какие первые приметы вы знаете?
    Краткий пересказ.
    3. Ориентация.
    - Очень много писателей писали о прекрасном времени года, о весне. Как вы думаете, почему?
    - Сегодня мы с вами продолжим тему весны. Мы прочитаем рассказ по В. Пескову «Весна идёт». Из рассказа мы узнаем о том, как определяют приход весны в разных местах земного шара.
    4. Презентация.
    Словарная работа: грач, скворец, сойка.
    Чтение рассказа учителем.
    Работа по вопросам:
    А) Расскажите о том, как определяют приход весны в разных местах земного шара.
    Б) Расскажите о своих наблюдениях за птицами весной Кто из них первыми прилетает в ваши края?
    5. Физминутка.
    6. Практика на примерах.
    Чтение рассказа учениками по «цепочке»
    «жужжащее чтение»
    Индивидуальная работа: чтение – эхом Гамазов Георгий
    7. Гимнастика для глаз. Моргание
    Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 сек. Затем расслабить глаза. Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время.
    8. Управляемая практика.
    Упражнение «Выберите синонимы и антонимы».
    1-2 уровень:
    Тёпло холодно
    Тает капает
    Замерзает жарко
    Лёд вянет
    Цветёт лужа
    Скворец снегирь
    3 уровень: предметные картинки.

    9. Упражнение «Собери слово». Собери словарное слово и составь с ними предложения.
    1 – 2 уровень:
    Г О Р С
    Р В Е О
    А К Ц Й
    Ч С А К





    3 уровень:

    Г А


    Р Ч

    С В Р Ц


    К О Е

    А Й С


    К О

    10. Раскраска «Весна».
    11. Итог:
    – Что читали?
    - Расскажите, как определяют приход весны в разных местах земного шара?

    Список литературы:
    1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. – М.: Педагогика, 1989.
    2. Перова М. Н., Аксёнова А. К., Воронкова В. В., Худенко Е. Д. Учебно-методический комплект «Внедрение коррекционно-развивающих технологий в систему работы учителей коррекционных школ-интернатов, детских домов». Модуль №2. - М.: 2007.
    3. Бурдинская О.В., Трофимова С.В. Когнитивно – продуктивная педагогическая технология. Часть I. – Кокшетау. 2010.
    4. Бурдинская О.В., Трофимова С.В., Жуматаева Г.К. Развитие учебной мотивации в процессе коррекционно – развивающего обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Часть 1 старшее звено. – Кокшетау. 2012.
    Категория: Русский язык и литература | Добавил: Гульнара_Наримановна (02.04.2014) | Автор: Бугунтаева Гульнара Наримановна E
    Просмотров: 581 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2025