В помощь педагогу.
Пятница, 26.04.2024, 05:59
Форма входа

Категории раздела
Предметы и уроки [492]
Мои статьи [20]
Опыт и советы [60]
Разное [28]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Диалоговое обучение на уроках русского языка и литературы
    Диалоговое обучение.
    «Скажи мне, и я забуду,
    покажи мне, и, возможно, я запомню,
    вовлеки меня, и я пойму».
    Китайская пословица
    В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 17 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», Президент Н. А. Назарбаев в очередной раз остановился на вопросах развития системы образования, которые широко представлены в разделе «Качественный рост человеческого капитала в Казахстане».
    Глава государства акцентировал внимание на модернизации системы повышения квалификации педагогических работников Казахстана и создании новой системы переподготовки педагогических кадров на базе «Центров педагогического мастерства».
    В связи с этим, Центром педагогического мастерства АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», совместно со стратегическим партнером Кембриджским университетом разработаны Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.
    В 2012 г. в Уральске начали проходить первые курсы повышения квалификации учителей по новым программам на базе Центра педагогического мастерства и его филиалов, АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» и его филиалов.
    Как и многим учителям республики, эти курсы посчастливилось проходить и мне. Здесь используется и ИКТ, и возрастной уровень, принцип самооценивания. Все заключается в групповой работе. То есть, не только мы оцениваем, а дети сами друг друга оценивают. И дети уже не сидят как обычно и слушают, а сами уже обсуждают и приходят к какому-то заключению.
    В течение года мне пришлось пересмотреть планы, этапы урока, методы и приемы всех уроков, взглянуть на привычное по – новому. Для себя я открыла совершенно другой мир в своей педагогической деятельности. Изменилось мое видение современного урока, отношение к ученикам, роли учителя на уроке. Ведь не секрет, что на уроке большую часть говорит учитель. Учитель объясняет новый материал, разъясняет ход выполнения заданий, а иногда, увлекшись, отвечает на свои же вопросы, адресованные ученикам. Особенностью большинства обсуждений в классе является то, что учитель управляет темой, а ученики должны размышлять, обсуждать, анализировать. Мы должны уделять больше внимания на речь ученика, на диалог, как основу урока. Ведь зачастую наши ученики не могут высказать свою мысль, не могут построить свою речь, это и есть результат того, что учитель в течение всех уроков говорит сам. Согласно диалогическому обучению Александера (2004) предполагает, что традиционные модели общения в классе, в котором голоса учеников едва принимались во внимание, ставятся под сомнение диалектической и диалогической педагогикой. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение, как с взрослым, так и совместная работа со сверстниками способствует обучению детей и их когнитивному развитию. (Руководство для учителя стр.155). На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
    • позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
    • помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;
    • содействует аргументированию учениками своих идей;
    • помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения. («Руководство для учителя» с.155)
    Благодаря данному подходу «преподаватели, в свою очередь, должны сосредоточить свое внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться. С этой целью преподавателю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию». («Руководство для учителя» с.138) . И модель обучения Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. («Руководство для учителя» с.155) . Анализируя проведенные уроки, мной были сделаны выводы о важности диалогового обучения, данное обучение интерактивное обучение, в процессе которого осуществляется взаимодействие ученик – ученик, ученик – учитель. Из моих наблюдений видно, что взаимодействие ученика в паре и в группе при диалоговом обучении в большей степени и плодотворно влияет на понимание и сознание ученика. Начиная с первого урока, я использовала групповую работу и работу в паре, что предполагает место диалогу. Вначале сложно было научить учащихся правильному диалогу, так как присутствовали барьеры в общении, во – первых, это речь учащихся, во-вторых, понимание того о чем говорить и воспроизведение своих мыслей, в- третьих, нерешительность учеников. Так как ученики ждут от каждой своей работы, какой - то оценки со стороны одноклассников и учителя, они боялись высказывать, предлагать. Была заметна скованность учащихся, это мешало их услышать. Поэтому, я старалась заинтересовать их новым материалом, чтобы стимулировать их собственное отношение к изучаемой теме. В итоге, я увидела новое отношение друг к другу, к предмету, конечно, не совсем сформированное, но уже было видно то, что они работают, говорят, все, что делают они на уроке, вызывало интерес у них самих. К концу урока появлялся живой диалог. Также следует сказать и о психологическом настрое на уроке, ведь, как урок начнется, так и закончится, все зависит от начала. Поэтому я старалась так настроить своих учеников на работу, на появление диалога, чтобы все чувствовали себя «в своей тарелке». Диалог между учителем и учеником помог мне лучше понять понимание темы учеником, уровень его знаний, диалог между учениками дает понять их взаимоотношения в группе, склонности к лидерству. Известно, что диалог состоит из процесса обмена информацией между участвующими в нем сторонами. На уроках использую задание составить диалог по определенной теме, сильные ученики работали активно, каждый старался участвовать, высказывали свое мнение. Считаю, что этот вид работы имеет положительные стороны, так как эта работа дала возможность каждому ученику раскрыться, показать его уровень лексического запаса, развитие воображения, способности самовыражения. В течение всех уроков ученики были свободны в своих действиях, они передвигались по кабинету, что настроило их на свободу мыслей, они были открыты. Я видела, что работая в группе, ученики, даже те, которые всегда молчали, постепенно вливались в беседу. Конечно, ученики вели беседу в полголоса, шепотом, но из урока в урок в классе образовался рабочий шум, что свидетельствовало тому, что ребята вошли во вкус, начали осознавать, что от них требуют. Ученики должны понимать, что на уроках им предстоит активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: они должны формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, консультировать друг друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, экспериментировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки – неотъемлемая часть обучения. («Руководство для учителя» с.138) .Учителя должны каждый урок вовлекать учащихся в работу и позволять им принимать активное участие во всем, что происходит на уроке.
    Следующим этапом урока стали толстые и тонкие вопросы. Здесь я решила разработать вопросы и заслушать ответы учащихся для лучшего осознания того, как они поняли вопрос, как сильных, так и слабых. На вопросы я получала ответы от более сильных учеников класса, слабые учащиеся неактивно участвовали в беседе, по причине неподготовленности к уроку, для этого я разрешила им использовать учебник при ответах на вопросы , при этом подбадривала и тем самым подводила ученика к тому, чтобы он заинтересовался изучаемым материалом и не отставал в диалоге с классом. Эта работа помогла мне увидеть, как сильные ученики с увлечением и большим воображением отвечали на все вопросы, слабые ученики столкнулись с трудностью при сложных практических и оценочных вопросах. На другом уроке по теме «Художественный стиль» использовала задание «Письмо по кругу», которое помогло лучше узнать учеников и их внутреннее состояние с помощью приятного диалога . В течение всех уроков были заметны изменения работы в группе каждого ученика, мне понравилась работа в паре средних и сильных учащихся, они, обсудив между собой тему, распределили обязанности и работали слаженно в паре, использование компьютера и сотовых телефонов расположило учащихся к диалогическому общению, которое привело к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого ученика задач. Слабым учащимся не хватило организованности и сказался их слабый уровень знаний, что повлияло при презентации флипчартов, они не смогли в полной мере раскрыться и принять участие в групповой работе. В данном уроке осмысленный диалог был замечен в оценивание презентации учащихся. Во всех проведенных уроках наблюдалось наличие диалогового обучения, только в разных видах.
    Мерсер определил такие три формы аргумента при обсуждении в классе, как:
    • диспутивный разговор, когда ученики конкурируют и не желают принимать точку зрения другого человека;
    • кумулятивный разговор, при котором ученики основываются конструктивно и некритически на вкладах друг друга;
    • исследовательский разговор, продолжающийся посредством критического размышления и обоснованного аргументирования, когда предложения могут быть подвергнуты сомнению и встречному оспариванию (Mercer, 2000). В приеме «Ассоциация» учащиеся подошли более активно и в ходе работы помогали друг другу. Далее использовала проблемную ситуацию по определению темы урока, вызывая тем самым ситуацию конфликта между тем , что знал ученик и незнанием того, как объяснить новое. Это затруднение и явилось на уроке условием возникновения познавательной потребности и потребности в диалоге. Конечно, ответы учащихся на заданные вопросы были полностью не сформированы, в основном отвечали неуверенно, но к концу урока стоял в кабинете приятный рабочий шум ( первое время было тяжело и мне привыкнуть к нему), велась беседа между парами и общее обсуждение их идей и мыслей на поставленный вопрос, ребята предлагали свой вариант , соглашались, а иногда и отстаивали свою точку зрения. Внутри меня росла гордость, что мои ученики научились разговаривать, прислушиваться друг к другу.
    Для осуществления диалога в паре я использовала взаимопроверку, где работая в паре, сильные ученики обучали слабых. Сравнивая работу учеников в стандартной обстановке и в работе в паре можно ощутить разницу. Если в обычной работе каждый ученик работал сам за себя, или же пассивно сидел за партой, то в паре работали активно, помогали друг другу, оказывали поддержку. Сильные ученики, помогая слабым, тем самым повышали самооценку себе и уверенность в себе в слабых учениках. Уровни ответов учащихся, конечно, отличались, ведь каждый ученик познает мир по - своему.
    На моих уроках диалоговое обучение проходило сквозь использование методов и приемов критического мышления. В процессе диалогового обучения учащиеся учатся мыслить, решать сложные проблемы , принимать продуманные решения, участвовать в обсуждении, общаться. Убедиться в том, что появился результат диалогового обучения, необходима была обратная связь. Анализируя серию проведенных последовательных уроков, для себя отметила то, что в диалоге большое значение имеют возрастные, индивидуальные особенности партнера в диалоге. Как проходит диалог зависит от всех участников, при этом диалог является средством обучения, воспитания, обменом информацией. Диалог помог мне в классе объединить учащихся в группе. Проведя серию последовательных уроков с использованием диалогического обучения, можно отметить, как положительные результаты, так и отрицательные, связанные с организацией диалогового обучения. Процесс обучения осуществляется в условиях активного взаимодействия всех учащихся и учителя. Во всех этапах урока использовалось диалоговое обучение, это плодотворно повлияло на всех учеников, заставило их мыслить, даже если они привыкли молча отсиживаться на уроке. Хочется верить, что диалог на уроке поможет открыть мне скрытые способности в своих учениках, заставит их мыслить, ведь еще Кафка Ф. сказал: « Общение с людьми приводит к размышлению».
    Категория: Мои статьи | Добавил: аня (10.11.2014) | Автор: Фоменко Анне Анатольевне E
    Просмотров: 2197 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 olga  
    Интересная статья. Автор глубоко и аналитически рассказывает о процессе внедрения диалогового обучения, что очень важно в контексте обучения

    1 vlfdimir  
    Очень содержательная статья с применением новых подходов в обучении,позволяющих развивать личность ученика.Интересный опыт работы автора ,основанный на практике.Спасибо .я с вами солидарна.Нина.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024