В помощь педагогу.
Суббота, 27.04.2024, 07:40
Форма входа

Категории раздела
Внеклассные мероприятия [31]
Опыт [15]
Творческие работы [3]
Новые технологии [8]
Мастер класс [2]
Посиделки у самовара [0]
Школьный лагерь [1]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 79
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Опыт и советы » Новые технологии

    «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ»
    Солтүстік Қазақстан облысы
    Ғ. Мүсірепов атындағы ауданының
    Калинов орта мектебі
    Рузаев селосы

    Обобщение опыта на теоретико-практическую конференцию по теме:
    «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
    НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ»
    Осика С. В.
    КГУ «Калиновская средняя школа», село Рузаевка, район имени Габита Мусрепова,
    Северо-Казахстанская область
    Республика Казахстан

    Аңдатпа
    Сабақты қалай қызықты және пайдалы етіп өткізуге болады? Оқушының бүгінгі күннің талабына сай, өз жоспарын жүзеге асыра алуы үшін оқу үдерісін қалай жасауға болады? Берілген сұрақты шешудың тәсілдерінің бірі – бастауыш сыныптарда сын тұрғыдан ойлауды белсенді қолдану. «Бастауыш сынып оқушыларының сын тұрғыдан ойлауын дамыту» атты мақаламда жеке іс – тәжірибем қамтып көрсетілген.
    Аннотация
    Как сделать уроки в начальной школе интересными и полезными? Как сделать процесс обучения таким, чтобы ученик соответствовал современным реалиям времени, был готов к реализации своих жизненных планов? Один из подходов к решению заданных вопросов – это активное использование критического мышления в начальной школе. В статье показано отражение собственного опыта «Развитие критического мышления учащихся начальной школы».
    Abstract
    How can we make lessons interesting and useful? How can we change the current model of education so that we can prepare our students for real life in the modern word? One method of approaches to the decision of tasks is active use ofcritical thinking at primary school. The description of own experience «The development of critical thinking of junior students» is shown in this article.
    Түйін
    Приоритет (бірдемені ең алғаш ойлап шығару, табу). Ой, ойлау. Тәсіл, әдіс.
    Ключевые слова
    Приоритет. Мышление. Приёмы.
    Keywords
    Priority. Thinking. Methods.

    В своём послании Президент Республики Казахстан-Лидер нации Н.А. Назарбаев от 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отметил, что «Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»1.
    Целью модернизации казахстанского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни.
    Ни для кого не секрет, что сегодняшние выпускники, окончившие школу хорошо и отлично, не всегда бывают успешными в жизни. Чтобы помочь адаптироваться детям в жизни, помочь им стать успешными, учителю сегодня необходимо не просто давать детям готовые знания, а учить их самих находить эти знания, применять их на практике. А для этого, конечно же, необходимо осваивать новые технологии.
    А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.
    Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта.
    Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.
    Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении 2, 25-26.
    Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?
    Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
    Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
    Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
    Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
    Однако, анализ психолого-педагогической литературы, изучение массового опыта свидетельствуют о том, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию технологии развития критического мышления как средства для формирования мыслительной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе. Недостаточно изучены педагогические условия формирования мыслительной деятельности младших школьников на основе использования на практике инновационных форм и средств, в частности технологии развития критического мышления.
    Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научиться учиться всю жизнь. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовать ключевые компетенции?
    Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя выучить иностранный язык, не разговаривая на нём. Современные условия развития общества всё больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становится более актуальными. Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от нас требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии 3, 39-40.
    Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
    Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, а не автоматическое запоминание и воспроизведение материала. Поэтому учить работать с текстом нужно уже в начальных классах. При этом следует ставить и решать такие задачи:
    обязательная мотивация деятельности для повышения интереса к процессу обучения;
    формирование навыков работы с готовыми текстами и написания текстов разного вида;
    развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с различной информацией;
    формирование коммуникативных умений.
    Ребенок, работая с текстом, учится понимать, осмысливать информацию, соотносить её с собственным опытом, отсеивать ненужное, делать выводы.
    Тексты могут быть как художественные (русский язык, литературное чтение), так и деловые (познание мира) 4, 78-79.
    Я хочу поделиться своим опытом использования некоторых приемов развития критического мышления на уроках чтения и познания мира.
    При работе с текстом я использую следующие приемы:
    - чтение суммирование в парах;
    - чтение с остановками;
    - парная мозговая атака;
    - таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
    - работа с вопросниками;
    - написание творческих работ;
    - создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
    - уголки;
    - кластер.
    Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Родные просторы!(литературное чтение 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: произведения Б.Сокпакбаева «Меня зовут Кожа» и С.Бегалина «Ёж Есена», которые рассказывают о жизни их сверстников. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали, чем дополнило представление детей каждое из произведений.
    Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
    К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
    Прием «Уголки» - можно использовать на уроках познания мира и конечно на уроках литературного чтения. Например, при изучении произведения М.Твен "Приключения Тома Сойера" при характеристике одного из героев мальчика Тома Сойера класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
    Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.
    К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.
    Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
    «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.
    Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.
    Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.
    Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.
    Советы по работе с «гроздьями»:
    Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
    Помогите ученику, если УК него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.
    Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
    Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
    Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.
    Применение данных приемов на уроках литературного чтения, познания мира, позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
    Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
    Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов учебника, можно выделить такие группы:
    Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д.
    Например, выполнение такого упражнения носит частично творческий характер. Задание: Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами.
    В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.
    Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.
    Также частично творческий характер носит работа по завершению предложений по догадке:
    Ребята были в лесу. Вдруг слы? : во? ёлочки кто-то шур? . Там ё? ! Напала Жучка на ? ? . Да не тут ? ! Наколола она нас и ? .
    Также частично творческий характер носит работа по исправлению предложений:
    Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа. В рассказе описывается об одном случае.
    2) Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.
    В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМЧП.
    Весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.
    В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать выводы.

    Библиография:
    1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана«Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» 17 января 2014 г.
    2. Загашев И.О, Заир – Бек С.И.. Муштавинская М.И. «Учим детей мыслить критически». Издательство «Речь» 2003г.
    3. Краснова М.И. Слушать и слышать. Журнал «Практика образования» 2005г.
    4. Бустром Р. Размышления о размышлении: материалы семинара «Развитие критического мышления через чтение и письмо».-2000г.


    Заявка на участие в конференции
    Фамилия Осика
    Имя Светлана
    Отчество Владимировна
    Место работы (должность) КГУ «Калиновская средняя школа»
    Домашний адрес Северо-Казахстанская область, район имени Габита Мусрепова,
    село Рузаевка, ул. Каримова 87
    Контактный телефон 8(71535)31889
    Адрес электронной почты kalinkaz@mail.ru
    Направление работы конференции Овладение учащимися навыками критического мышления в процессе обучения.
    Название статьи Развитие критического мышления учащихся начальных классов.
    Категория: Новые технологии | Добавил: Светок (17.01.2015) | Автор: Осика Светлана Владимировна E
    Просмотров: 1132 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024