"Доброта – это солнце, которое согревает душу человека"
Урок самопознания 4 класс Тема: "Доброта – это солнце, которое согревает душу человека» Цель: углубление представлений учащихся об общечеловеческой ценности «доброта» Задачи: 1. формировать осознанное стремление быть добрым; 2. развивать позитивную самооценку у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках; 3. воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим. Оборудование: презентация Microsoft PowerPoint, видеоматериал - мультфильм «Просто так», портрет Назарбаевой С.А., высказывание М.Пришвина, листы ватмана, лучи солнца, вырезанные яблоки, клей, фломастеры. Ход урока I. Круг радости Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Давайте начнём наш урок с круга радости. Повторяйте за мной слова: Если хмуримся с утра, Нам поможет доброта. Ну-ка, дети, соберитесь И друг другу улыбнитесь! Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. Позитивное высказывание (слайд 1-2) • Известный русский писатель Михаил Пришвин сказал: «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека». • Как вы понимаете эти слова? -Что такое доброта? (Слайд 3) -Какого человека можно назвать добрым? • А как называют человека, который делает добро другим? • Как вы поймете, что человек добрый? Просмотр видеоматериала – фрагмент мультфильма «Просто так!» (5 мин) -Отчего менялось настроение у героев мультфильма? -Почему мультфильм называется «Просто так»? -Как можно дарить радость и доброту другим? А вы знакомы с добрыми людьми? Назовите их. (Можно литературных героев) Вывод: Когда человек совершает добрые поступки для других людей, ему самому становится хорошо и радостно. Рассказ учителя. ( с остановками) (Слайд 4) Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее” Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? Вопросы: – Как вы относитесь к этому человеку? – Как бы вы ответили на месте мудреца? – А вот как было дальше.
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
– Как вы понимаете слова мудреца “Все в твоих руках?” (Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника ).
Игра «Собери пословицы» (слайд 5)
-Какие еще пословицы и поговорки о добре вы знаете?
• Спешите делать добро. • Жизнь дана на добрые дела. • Лучше потерять глаз, чем доброе имя. • Людей сближает улыбка. • Если хочешь иметь друзей, будь другом сам. • Добро помни, а зло забывай. • Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла. • Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдет • Красив тот, кто красиво поступает • Доброе слово лечит, а злое калечит. • Доброго чтут, а злого не жалуют.
• «Наедине с собой» (Инструментальная музыка) – Закройте глаза, расслабьтесь, подумайте о людях, которых считаете добрыми.(Слайд 6)
Игра «Да-нет» (слайд 7)
1. Можно ли человека заставить быть добрым? (Нет) 2. Можно ли стать добрым на время? (Нет) 3. Нужно ли быть добрым к любому человеку? (Да) 4. Легко ли быть добрым? (Да) 5. Есть ли у вас желание делать добрые дела? (Да)
– У вас получилось больше ответов “да” и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит, что? радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов.
Игра «Комплимент» Подарить цветок любому ребёнку и сказать что-нибудь доброе, хорошее. (музыка)
Творческая деятельность. Работа в группах - Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого первая группа изобразит нам на этом листе солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас я раздам слова.
доброжелательный вежливый грубый умеет прощать обиды чуткий отзывчивый помогает в беде часто ссорится вспыльчивый скромный общительный ласковый веселый счастливый наглый внимательный жадный крикливый
- Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи. - Ребята, а чего не хватает на нашей картине? Конечно, на Доброй земле должны цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. Весь животный и растительный мир планеты зависит от нас – людей. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то она погибнет. Вторая и третья группы посадит сад Доброты. Для этого вы выберете только те плоды, на которых написаны добрые дела и поступки. Затем наклеите их на деревья, украсите свой сад травой, цветами и т.д. Презентация работ.
Рефлексия - Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. В каждом из вас есть маленькое солнышко. Это солнышко-доброта. Добрый человек любит детей животных и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают как солнце.
- А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Разработка интересная, соответствует возрасту учащихся. Каждый этап урока хорошо продуман. Для анализа удачно подобран мультфильм. Игры, предложенные учителем, способствуют развитию позитивной самооценки, воспитанию доброго, чуткого отношения к окружающим.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]