В помощь педагогу.
Понедельник, 06.05.2024, 13:04
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Технология

    Развитие функциональной грамотности на уроках черчения и трудового обучения Савчик О.А. – учитель СШ№17 г Костаная
    Развитие функциональной грамотности на уроках черчения и трудового обучения
    Савчик О.А. – учитель СШ№17 г Костаная

    В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
    Формирование функциональной грамотности на уроке — условие развития компетентностей учащихся.
    Функциональную грамотность составляют:
    • элементы логической грамотности;
    • умения человека понимать различного рода, касающиеся его государственные акты и следовать им;
    • соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;
    • требования технологических процессов, в которые он вовлечен;
    • информационная и компьютерная грамотность.
    Формирование функциональной грамотности школьников на уроках черчения и трудового обучения возможно через решение трех основных задач:
    1. Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности, в том числе и путем самообразования.
    2. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей для развития графической и технологической грамотности.
    3. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия с другими учащимися на уроках.
    В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью и графической грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках черчения и трудового обучения необходимо соблюдать следующие условия:
    • обучение на уроках должно носить деятельностный характер;
    • учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
    • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
    • правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
    • используются продуктивные формы групповой и индивидуальной работы;
    • обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий.
    Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя черчения является проблема повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Для этого необходимо:
    • использовать в обучении инновационные методы, современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии.
    • психологическое содействие в выборе наиболее продуктивных методов и средств обучения;
    • совместное (коллегиальное) обсуждение процесса и результатов профессиональной деятельности.
    Приемы и формы организации учебного процесса, применяемые на уроках черчения и трудового обучения:
    Кластеры. Разбивка на кластеры - это педагогический метод, который развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события), помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Слово “кластер” означает пучок, связку. Разбивка на кластеры может применяться как стимул к мышлению на этапах вызова и размышления. В основном это тот метод, который вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме. Наиболее целесообразно использовать разбивку на кластеры до того, как определенная тема будет изучена более тщательно.
    Перепутанные логические цепи. Это подход проблематизации учебного материала.
    Шаг 1-ый: преподаватель подготавливает ключевые термины или понятия в изучаемой теме.
    Шаг 2-ой: преподаватель предъявляет обучающимся ключевые термины по изучаемой теме в случайном порядке и дает задание установить их логическую последовательность.
    Шаг 3-ий: дети самостоятельно строят логическую цепь этих понятий и прогнозируют контекст занятия.
    Шаг 4-ый: преподаватель излагает материал изучаемой темы.
    Шаг 5-ый: учащиеся соотносят свой прогноз с предоставленной преподавателем информацией.
    Т – схема. Это универсальный графический организатор сравнительных двойных данных (да / нет, за / против), особенно удобный для представления контрастных, противоречащих и отличающихся по определенным критериям сведений.
    Т-схемы позволяют на небольшой площади обзора поместить емкий смысловой материал. Особенно удобно использовать Т-схему для обобщения содержания модуля (укрупненной дидактической единицы). Задание на самостоятельную работу по составлению Т-схемы может служить хорошим стимулом для развития творческого мышления.
    Диаграмма Венна. Этот метод позволяет провести анализ и синтез при рассмотрении двух и более аспектов, имеющих различные и общие черты. Диаграмма строится на двух и более пересекающихся кругах.
    Шаг 1.Студенты в паре заполняют только две части круга, которые относятся к студентам и преподавателю соответственно.
    Шаг 2. Студенты объединяются в малые группы по 4 человека, сравнивают и дополняют свои диаграммы.
    Шаг 3. В малой группе составляется список характеристик, которые являются на их взгляд общими для двух аспектов.
    Взаимное обучение - это кооперативная деятельность, осуществляемая в малых группах, в которых преподаватель сначала демонстрирует роли, которые выполняют активный ученик и преподаватель, а затем предлагает обучающимся поочередно принять на себя эти роли. Роли позволят детям практиковаться в различных составляющих понимания: освоении сути материала, определении важнейших идей, улавливании отношений между деталями и глобальными идеями, и понимании основной структуры текста. Прием «Мозаика».
    Инсерт
    «V» — знал, но забыл (известная информация по каким-то причинам не вошедшая в общий кластер).
    «+» — никогда бы не подумал, что так бывает! (абсолютно новая информация).
    «-» — противоречит моим представлениям (критически к этому отношусь).
    «?» — мало информации по этому поводу, хотелось бы больше (возникшие вопросы, желание больше узнать о данном предмете).
    После прочтения школьники обсуждают результаты и составляют одну на двоих (или одну на группу) таблицу, в которую ключевыми словами вошли бы основные результаты работы. Таблица выглядит так:
    V
    +

    ?
    Синквейн. Понятие “синквейн” происходит от французского слова “пять”. Синквейн - это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена, свёрнута информация об изучаемом понятии (явлении, событии, теме) и охарактеризована своими словами, вариативно, с различных позиций, взглядов, мнений. Составление синквейна - важное умение, позволяющее излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Процесс составления синквейна способствует лучшему осмыслению темы.
    Правила составления синквейна:
    В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
    Вторая строка - описание темы двумя прилагательными.
    Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами.
    Четвёртая строчка - фраза из четырёх слов, характеризующая отношение к теме (чувства).
    Последняя строка - синоним, одно слово, повторяющее суть темы.
    Десятиминутное эссе. Зачастую применяется, когда учащиеся формулируют и слышат множество идей, которые могут быть забыты, если их быстро не зафиксировать. Аргументированное эссе - это вид исследовательской работы, предполагающий сопоставление и рассмотрение различных идей по определённой проблеме, с целью формирования чёткой и обоснованной позиции(требует большего количества времени).
    Ромашка вопросов («Ромашка Блума»). Таксономия (от др. греч. — расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
    Таким образом, формирование функциональной грамотности учащихся на современном этапе развития школьного образования и планируемого перехода на 12-летнее образование зависит от обновления самого содержания образования, создания учебных программ, учебников, а также от того, как учитель смог организовать деятельность детей на уроках.
    Категория: Технология | Добавил: OlgaSavchik (07.05.2014) | Автор: Савчик Ольга E
    Просмотров: 2500 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024