В помощь педагогу.
Пятница, 03.05.2024, 14:37
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Физика

    Рефлексия уроков с использованием идей Программы АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Физика 7класс.
    Отчёт №1. Мякишева Е.Ю.
    Исследование в действии.

    На этапе «Практика в школе» передо мной, как учителем физики, стояла такая проблема: низкая мотивации учащихся к предмету физики.
    И поэтому моя тема исследования звучит так: как повысить мотивацию учащихся, используя групповуюформу работы на уроках физики в 7 классе при объяснении темы «Момент силы. Простые механизмы».
    В данной школе я работаю 2 года и столкнулась с тем, что на уроках ребята часто занимаются посторонними делами, даже если урок интересный (с моей точки зрения), если я задаю конкретные задания, то выполняются эти задания для галочки и не качественно, домашние задания, которые получают ребята домой, они не выполняют. Я считаю, что одна из причин этого - не заинтересованность предметом физики. Если человеку что – то интересно и это его увлекло, то он обязательно должен к этому вернуться, погрузиться глубже. С моими учениками, в этой школе, этого не происходит. Для меня это в удивление. Значит надо суметь их заинтересовать на уроке так, чтобы они делали все с удовольствием, а дома хотели продолжить общение с физикой, чтобы поняли необходимость этого.
    Решение этой проблемы важно и для школы в целом, данный предмет выбирают при сдаче экзаменов и ЕНТ не менее 30% учащихся. И если учащиеся будут изучать физику с удовольствием, то от этого выиграют все: и школа, и учащиеся, и я.
    Мотивация с точки зрения психологии – влечение и потребность, побуждающая людей действовать с определенной целью. Это внутреннее состояние, которое заряжает человека энергией, направляет и поддерживает его поведение. (Маркова А.К., 1983, страница 50)
    Можно ли учителю вторгнуться в это внутреннее состояние, можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника? Перед этапом «Практика в школе» я задумалась над этим вопросом
    Почему одни люди действуют, стремясь к достижению цели; проявляют настойчивость; берут где-то силы, преодолевая порой очень сложные препятствия, а другие даже при небольших помехах опускают руки, ничего не хотят?
    Я, решая свою проблему, должна найти ответы именно на эти вопросы и что надо сделать, чтобы изменить отношение некоторых учащихся к своему предмету.
    В результате нашей совместной работы у учащихся должно появиться желание самостоятельно работать и развиваться. Попробую это сделать через групповую работу. При активной работе в группах ребята будут учиться принимать больше ответственности за своё собственное обучение, так как от их работы будет зависеть успех группы. Соответственно будут развиваться способности саморегуляции, что неизбежно помогает становлению обучающегося, как успешной личности. Поднимется заинтересованность ребёнка всем происходящим вокруг него, а значит физикой. Я буду также учить учащихся через групповую работу оценивать свои способности и знания, оценивать задания, которые им предлагают, выполнять эти задания, тем самым я буду «Обучать их тому, как учиться», т. е. обучать их процессу саморегуляции, в котором дети развивают способность понимать, контролировать и следить за своим опытом обучения через процессы метапознаний(Руководство для учителя, 2012, страница 218).
    Моё исследование в действии будет базироваться на научной, теоретической базе.
    В своём исследовании я использовала потребностную сферу, разработанную Маслоу. Он рассматривал иерархическую пирамиду потребностей человека.
    На четвёртом и пятом уровнях данной пирамиды срабатывают мотивационные аспекты человека. Первые три этапа пирамиды Маслоу это удовлетворение физиологических и социальных потребностей. Четвёртый уровень – личностные потребности человека. «Они носят двойственный характер. Во первых, человек нуждается в самоуважении, которое часто является следствием совершенного овладения неким видом деятельности. Так формируется потребность в уверенности в своих силах и возможностях, в наличии способностей и знаний, в успехе и возможности достижений в работе. Всё это повышает мотивацию человека. Пятый уровень – потребность в самореализации, которая выражается в его стремлении к саморазвитию и реализации творческого потенциала» (Асеев В.Г., 1978, страница 67). Но чтобы подняться до этих уровней низшие уровни потребностей должны быть удовлетворены. Прежде чем повышать мотивацию своих учащихся к обучению, мне необходимо знать удовлетворены ли низшие потребности ребят. Для этого необходимо работать с психологом, классным руководителем и родителями.
    «Обучение не является феноменом, зависящим только от усилий учителя и требует активного участия учащихся в своём обучении. Успешность этого процесса зависит от степени понимания учениками того, как учиться. Движущей силой «обучения обучению» является «метапознание».»(Руководство для учителя, 2012, страница 220)
    «Обучение обучению – это процесс обдумывания самостоятельного обучения. Преподаватель должен сосредоточиться не на своём преподавании, а на развитии у обучающегося умения обучаться. С этой целью преподавателю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе.
    В этом процессе преподаватель помогает обучающемуся. По мере развития обучения требуется меньше подсказок, обучение становится саморегулируемым. Особенно важны три составляющие саморегулируемого обучения:

     Самонаправленность в процессе работы над заданиями;
     Самостоятельное определение учениками проблемы и цели;
     Самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем.» (Руководство для учителя, 2012, страница 220)

    Флейвел определяет метапознание как мышление о мышлении, что предполагает осознанное внимание к собственным мыслям.
    Основываясь на научных данных, своим учащимся я должна предоставить возможность выбора при работе в группах, что позволит им проявить самостоятельность и аргументировать сделанный ими выбор. Учащиеся должны быть вовлечены в сам процесс планирования урока, должны отслеживать как идёт этот процесс и оценивать своё обучение. Я же должна следить за тем, чтобы процесс обучения для учащихся был и сложным и разнообразным. Ученик должен становиться независимым от учителя, он сам должен знать как и куда идти – вот главная моя задача – научить его этому. Ребёнок должен не только усваивать материал, но и развивать свои способности к обучению, только это может его заинтересовать в полной мере. Познавательные инициативы у своих ребят я буду формировать при работе в группах.Выполняя это, я смогу развивать и метапознание учащихся.
    Основная идея моего исследования: влияние групповой работы на мотивационную структуру учащихся.
    Мой исследовательский вопрос: Каким образом можно повысить мотивацию учащегося к физике через групповую работу?
    В ходе прохождения практики я планировала научить учащихся работать в группах, применяя диалоговое обучение. Диалоговое обучение по типу учитель – ученик не ново для меня и моих ребят. Я хотела правильно и эффективно использовать обучение по типу ученик – ученик, т.к. именно взаимодействие со сверстниками играет для учащихся важную роль в обучении (Руководство для учителя, 2012, страница 220).А такое взаимодействие в полной мере можно осуществить именно в группах. В группе я смогу дать задания такого типа, чтобы шло совместное приобретение знаний и ребята могли обменяться мыслями. Такой обмен мыслями возможен через диалог учитель – ученик и ученик – ученик. Я буду также учить учащихся через групповую работу оценивать свои способности и знания, оценивать задания, которые им предлагают, тем самым я буду «Обучать их тому, как учиться», т. е. обучать их процессу саморегуляции.

    Описание изменений в практике.

    После прохождения первого этапа обучения я шла в школу с твёрдым намерением: изменить свои подходы в преподавании, применяя идеи семи модулей Программы. Перед вторым этапом обучения на практике я поставила перед собой следующие цели:
    1. Изменить свою практическую деятельность с учётом полученных знаний.
    2. Повысить мотивационную сферу учащегося.
    3. Проанализировать и выявить степень эффективности серии проведённых мною последовательных уроков на повышение мотивации обучения к физике.

    Как я это буду делать:
    • Использовать групповую форму работыдляповышение мотивации учащихся
    • Использовать более целенаправленно ИКТ
    • Использовать диалоговое обучения в ключе ученик – ученик (в группе)
    • Использовать оценивания обучения и оценивания для обучения в групповой работе для повышения мотивации
    • Обучать критическому мышлению в группах для повышения мотивации
    • Формировать осознанное внимание к собственным мыслям.
    • Уделять больше внимания талантливым детям и детям с низкой мотивацией

    После прохождения курсов
     Я изучаю дополнительную литературу:
    1. ФопельК. «Как научить детей сотрудничать?»
    2. Подласый И.П. «Педагогика»
    3. Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте»
     Разговаривала со своими коллегами по интересующим меня вопросам (Приложение 1)
     Общаюсь в сетевом сообществе по вопросам, связанным с моей проблемой: videouroki.net
     Консультировалась со своим тренером по всем интересующим меня вопросам

    1. При работе в группах я активизировала деятельность учащихся

     на всех уроках ребята работали в группах сменного состава
     самостоятельно составляли критерии оценивания
     на всех уроках оценивали свою работу и работу
    своих товарищей, тем самым отслеживая свои успехи в обучении
     на всех уроках оценивали сам процесс обучения

     на всех уроках участвовали в диалоге (ученик- ученик)
     многие учащиеся защищали свои собственные гипотезы и проекты
     в группах учащиеся консультировали друг друга, ставили для себя цели и достигали их.

    2. Впервые в своей работе я использовала оценочные листы, на которых во время всего урока ребята оценивали себя формативно и в конце урока по итогам формативного оценивания выставляли себе суммативную оценку.
    Вывод: Мне предстоит ещё огромная работа по обучению своих учащихся оцениванию себя объективно. Если я постоянно на уроках буду проводить данное оценивание, то ребята этому постепенно научатся и проблем с оцениванием, я думаю, не будет.

    После беседы с коллегами, по их совету я на своих уроках стала использовать задачи с жизненным содержанием, подкреплённые видеоматериалом, т.е. более целенаправленно использовать ИКТ.
    Вывод: Это в полной мере сработало на ученика. Ребята увидели связь физики с жизнью.
    3. Более продуманно на своих уроках я стала использовать диалог в ключе ученик- ученик. Ребята в группах учились рассуждать, формулировать свою точку зрения, доказывать свои идеи, это способствовало развитию саморегуляции учащихся.
    Вывод: Я заметила, что в группе ребята раскрепощаются и им легче доказывать свои убеждения, у ребят появилась возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность практически на каждом уроке. Но были такие ребята, которые не стали говорить, как я их не приглашала к сотрудничеству.
    4. Так же, благодаря курсам, я узнала, как работать с талантливыми и одарёнными учениками, с помощью наблюдений за учениками, я запланировала выявить способных учеников, в которых может быть скрытая одарённость. На уроке решения задач я предлагала творческое задание: найти выход из сложившейся ситуации. Один учащийся в группе творчески и верно подошёл к решению задач. Он оказался очень способный. Мне надо больше давать ребятам разнообразные задания, которые помогут «выстрелить» некоторым учащимся, вызовут интерес к тому, чем мы занимаемся. (Приложение2)
    5. На уроках я стала использовать физкультминутки, что очень благоприятно отражается на атмосфере урока.


    Сбор данных.
    После прохождения курсов я спланировала, что должна сделать, чтобы решить свою проблему и чтобы это сработало на моего ученика:

    Для решения своей темы исследования я провела серию последовательных уроков в 7 классе по физике, проконсультировалась с коллегами, знакомилась и изучала литературу по теме.
    Для изучения мотивации: я проводила беседы с коллегами, анкеты с учащимися, наблюдения, делала диагностику полученных данных.
    Для углубления своих знаний по групповой работе я разработала правила работы в группах для своих учащихся и изучила стратегии с помощью которых можно повысить мотивацию обучения через групповую работу.

    1. Анкеты среди учащихся .
    Анкетирование учащихся я проводила потому что данный метод прост в проведении и позволяет получить интересующую меня информацию у большого круга учащихся (их у меня 30 человек), а также я смогла задать большое количество вопросов для создания более полной картины исследования.
    • «Анкета №1: «Определение доминирующих мотивов учения» (Приложение3)
    Результат: в тестировании приняло участие 19 человек 7-го класса. У 100% учащихся данного класса присутствует мотив долга и ответственности, а также мотивы собственного благополучия;
    У 95% учащихся класса сформированы мотивы самоопределения и самосовершенствования; у 37% учащихся класса присутствуют мотивы престижности; у 74% мотивы содержания учебной деятельности; у 53% мотивы отношения к процессу учения.
    Вывод: По данной анкете можно сказать, что учащиеся 7-го класса имеют разные мотивы обучения: 26% учащихся класса не хотят учиться и47% относятся к учению нейтрально.
    • Анкета №2: «Изучение мотивации учащихся» (Приложение4)
    Отношение к школе у 40% нейтральное; у 20% отрицательное; у 40% положительное;
    На вопрос: зачем ты ходишь в школу 62% учащихся выбрали внешнюю мотивацию: общаться с друзьями, некоторые кушать, некоторые смеяться.
    Домашние задания выполняют систематически 12% учащихся.
    Данную анкету провела для получения более полной картины происходящего. Несколько проведённых анкет позволяют увидеть более объективную картину.
    Вывод: Главное, что я увидела после проведения данной анкеты, что большое число учащихся относиться к физике нейтрально или отрицательно. Значит надо повышать интерес к моему предмету. Если ребята почувствуют, что им интересно, то и домашние задания будут выполнять.

    • Анкета №3:«Твоё отношение к предмету после…»
    Вывод:Данная анкета дала понять, что уроки по новой Программе ребятам нравятся больше.

    • Анкета№4: «Шкала отношения к предмету до … и после…»

    В данной анкете надо было по шкале оценить свой интерес к урокам физики до экспериментальных уроков и после них.

    ДО
    -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10

    +

    ПОСЛЕ
    -10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 +9 +10

    +

    Результат: 17 учащихся из класса отметили, что после применения новых модулей обучения физика стала интереснее, были ребята разброс баллов, которых составлял 15(-5 до +10). Только двое учащихся остались на одном уровне (+3+3 и +4+4).
    Вывод:Мотивация учащихся к физике явно повысилась. Об этом говорят обе проведённые после серии уроков анкеты и интервью с ребятами.
    Надо продолжать работать по данной Программе. (Приложение 5)

    2. Интервьюирование своих коллег
    Метод интервьюирования, позволил мне получить расширенные данные, которые дают более полную картину, дал возможность работы после уроков с записью беседы, увидеть нюансы, которые сразу не заметила.

    Я организовала консультирование с коллегами (до своего первого урока), для того, чтобы обменяться мнениями и выявить уровень их заинтересованности данной проблемой. Мнения коллег могут быть мне полезны при моей проблеме.

    Я консультировалась с:
    • Директором и завучем школы
    • Учитель языковед
    • Учитель биологии
    • Учитель истории
    • Учитель английского языка
    • Мои ученики
    • Родители


    Вывод:После консультирования с коллегами я смогла внести некоторые коррективы в планирование своей серии уроков: добавила творческое задание для учащихся в один из моих уроков, задачи с социально – техническим содержанием, все задания сделала с использованием ИКТ. Я поняла, что моя проблема актуальна не только для меня, но и для учителей школы. Благодаря всем этим мероприятиям, я думаю, что качество реализации моего подхода повысится, а значит и улучшится практика преподавания. (Приложение 1)

    3. Сбор данных о классе у психолога, как профессионала (до своего первого урока).

    Фото 5 «Беседа с психологом»
    Беседу с психологом провела, чтобыполучить расширенные данные, которые дают более полную картину происходящего в классе.
    Психолог провела профессиональную диагностику мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся моего класса.
    Вывод:Результаты диагностического исследования показали, что учащиеся 7-го класса находятся на разных уровнях мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Есть учащиеся, которые испытывают чувство тревоги в школе, что может сказаться на успеваемости.
    Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению наблюдается у 19% учащихся; 11% переживают «школьную скуку»;
    Высокий уровень тревожности у 4% учащихся; средний уровень тревожности - 78%, т.е. тревожность у 82% учащихся наблюдается, что отрицательно влияет на познавательную активность учащихся. Значит я должна на своих уроках поднимать мотивацию этих ребят и поддерживать высоко мотивированных учащихся.
    После данной диагностики я получила фамилии ребят, с низкой, высокой и средней мотивацией.
    Психолог дал мне конкретные рекомендации как работать с так называемой «группой риска» - учащимися с несколько сниженной мотивацией, которые я учла на своей серии последовательных уроков. Я также воспользовалась советом психолога при планировании своих уроков: для повышения мотивации учения разнообразить формы работы на уроках, больше использовать поощрение; дифференцированный подход к объяснению материала.

    4. Изучала литературу, чтобы научно обосновать свою тему, после этого буду анализировать научные данные и полученные мною результаты. Также изучила дополнительный материал по групповой работе (Используемая литература)

    5. Получение данных из серии последовательных уроков

    Вывод:
    • При устных ответах многие учащиеся плохо говорили - слабо развита их речь. Буду включать больше устных заданий, отвечая накоторые надо рассуждать и думать
    • При работе с текстом очень медленно выделяли главное из параграфа, часто не всё, что надо. Буду продолжать их учить работе с текстом.
    • Часть ребят не выходила отвечать к доске, прятались за более сильных учащихся. Надо научить их понимать, что всё, что они делают – делают для себя.
    • Не объективное выставление оценок в ходе урока. Буду продолжать использовать формативное и суммативное оценивание и постепенно ребята научатся это делать
    • Не все участвуют в постановке цели урока. Буду продолжать учить ребят этому нужному процессу.

    6. Интервьюирование своих учащихся после проведения уроков
    Метод интервьюирования, позволил мне получить расширенные данные, которые дают более полную картину по реализации моей практики в школе, дал возможность анализа видео после уроков.
    Илья: мне очень понравились новые уроки
    Я: а что конкретно тебе понравилось
    Илья: мне понравилось решать задачи и рисовать и вырезать их, мне понравилось делать самому опыты, видео смотреть и всё мне понравилось.

    7. На урок я пригласила коллегу, чтобы пронаблюдать и сделать объективные выводы по моему уроку и по работе учащихся на уроке. (Приложение 6)

    Анализ

    После проведения серии последовательных уроков, я поняла, что среднесрочное планирование помогло мне чётко и ясно увидеть что я должна дать поэтапно на каждом уроке своим учащимся. Передо мной была чёткая картина всей серии уроков со своими целями и задачами. Я конкретно увидела где, на каком этапе урока я смогу, работая в группах, грамотно применить все семь модулей Программы второго уровня. Оно помогло мне пошагово прийти к результату и соотнести ожидаемый результат с целями. После проведённых уроков я смогла понять, какие методы и формы работы больше сработали на результат.
    Все четыре урока были спланированы таким образом, что учащиеся работали в группах.
    В группах ребята общались, помогали друг другу, поддерживали. На трёх уроках мы работали в группах сменного состава, при этом ребята были активными. При такой работе некоторые учащиеся на себе прочувствовали гнев товарищей, если были не готовы и подвели группу.
    В группах мы составляли кластеры, индивидуально инсерты, в «корзину идей » сбрасывали лучшие свои идеи:

    Вместе решали творческие задачи и находили выход из сложных жизненных ситуаций (видеофрагменты)

    Все эти методы и стратегии работы в группе срабатывали на заинтересованность ребят предметом, а значит на повышение мотивации обучения.
    Я выделила несколько минусов в данном виде деятельности:
    • Были учащиеся, которые не ощутили ответственность за своих товарищей и не сумели сделать свою часть работы.
    Вывод: надо продолжать учить работать учащихся в группах, учить чувствовать их ответственность не только за себя, но и за своих товарищей.
    • Время для работы групп сменного состава требуется очень много, таким количеством времени мы во время урока не располагаем, это несоответствие надо как- то решать. Над этой проблемой буду думать, разговаривать с коллегами, изучать литературу.
    • Им понравилось решать группой творческие задания, нравится работать методом ИНСЕРТА и просто отвечать. По результатам тестов и лабораторной работы я смогла оценить, что ребята научились тому, чему должны были научиться. Но если Максим больше прибегал к помощи группы, то Ирина и Илья делали это самостоятельно. Ирина сказала, что с удовольствием решала задачи дома, если что –то не поняла в классе, то читала параграф. Максим отметил, что группа ему мешала думать, он лучше работает в тишине. Но при этом все трое написали и сказали, что стало интереснее и групповая работа пришлась им по душе. (Приложение 7).

    В деятельности участвовали все учащиеся, но целенаправленно я вела наблюдение за тремя ребятами:
    • Калинина Ирина - обучающаяся с высокой мотивацией
    • ЛогвиненкоИлья - обучающийся со средней мотивацией
    • Дворянский Максим – обучающийся с низкой мотивацией

    Данные учащиеся отличаются своим отношением к учебе от остальных. Это три ярко выраженных представителя трёх разных групп. У Ильи и Максима присутствуют эмоциональные барьеры в обучении: у них отсутствует внутренний стимул к учению: в школу они ходят для общения с друзьями (Илья) и получать оценки (Максим). (Приложение 8) У Максима ещё и низкий уровень психических процессов: память, мышление, восприятие (данные психолога). Ирина, наоборот: очень активная, сообразительная, шустрая девочка. Илью я выбрала ещё и потому, что он открыто выразил своё посредственное отношение к физике и мне стало очень интересно за ним понаблюдать. (Приложение 9)

    На урок я приглашала несколько наблюдателей, но, к сожалению, приходил только один. Именно он и помогал вести наблюдение за учащимися. После урока учитель представлял свои наблюдения и давал интервью о самом уроке. (Приложение 6)
    Для повышения заинтересованности задавала ребятам домой: писать эссе «Как изобрести простой механизм» (для одарённых детей), снять видео и рассказ по нему «простые механизмы вокруг нас» (для одарённых детей), нарисовать простые механизмы, которые есть у вас дома (для слабомотивированных ребят)
    Советы коллег мне очень пригодились приподготовке к урокам: я выбирала видеофрагменты с социально – техническим содержанием, готовила ребятам такие задачи.
    По совету психолога, когда я разнообразила формы работы на уроке – это действительно сработало на качество урока: ребятам нравилась быстрая смена заданий и переход из дной группы в другую. Я не справлялась с временными рамками урока – это минус.
    Основываясь на научных данных, своим учащимся я предоставила возможность выбора при работе в группах, что позволило им проявить самостоятельность и аргументировать сделанный ими выбор. Учащиеся были вовлечены в сам процесс планирования урока, когда формулировали цель, отслеживали как идёт процесс и оценивали своё обучение.

    Для анализа каждого урока ребята работали дома с рефлексивными дневниками.Данная работа получалась у ребят не особо хорошо, достаточно скупо, но это надо учиться делать, чтобы чувствовать ответственность за урок (Приложение 10)

    Мне очень понравилось, что ребята делали такое задание. На следующий год я
    намерена продолжать работу в этом направлении.
    Проанализировав анкету учащихся на выходе могу с уверенностью сказать, что уроки по новой методике ребятам нравятся больше, значит в новом учебном году я буду разрабатывать уроки именно таким образом, учитывая все семь модулей Программы.

    Результат анкеты на выходе получился с положительной динамикой: 17 учащихся из 19 учащихся класса отметили, что после применения новых модулей обучения физика стала интереснее, были ребята разброс баллов, которых составлял 15(-5 до +10). Только двое учащихся остались на одном уровне (+3+3 и +4+4). (Приложение 7)
    Вывод: Мотивация учащихся к физике явно повысилась. Об этом говорят обе проведённые после серии уроков анкеты и интервью с ребятами.

    После всего проведённого я взяла интервью у учеников, анкету, которую заполнили все учащихся и дополнительную анкету «Твоё отношение к предмету после…» (Приложение 7) По их ответам я поняла, что уроки по новой Программе ребятам нравятся больше. Илья очень восхищался новыми уроками, написал, ему стало интересней заниматься на уроке. Максим написал, что ничего не изменилось, говорить ему так и не захотелось. Ирина осталась всем также довольна. Сказала, что в группе ей было комфортно и хорошо. (Приложение 5).
    Прогноз на будущее:

    После прохождения практики в школе я понимаю, что мне ещё нужно многому учиться. Часто во время урока я ловила себя на мысли, что не все продумано и предусмотрено. Где-то не до конца продумала вопросы, где-то забыла сказать о регламенте, где -то не предусмотрела индивидуальное задание для одарённых. Я могу улучшить свою практическую деятельность, используя все то, что наработала за этот период и продолжая нарабатывать дальше. Передо мной большой объём работы, который предстоит сделать.
    После прохождения практики, я поняла, что буду работать по – новому. Пригодится всё наработанное за время практики, т. к. я увидела одобрение нашей общей работе со стороны учащихся. Во время прохождения практики появились некоторые проблемы, о которых я раньше и не догадывалась: ребята очень медленно читают текст, не умеют качественно выделять главное из текста, не умеют красиво говорить. Мне надо учить ребят больше быть на уроке самостоятельными деятелями, больше доверять им, учить их самостоятельно добывать знания. Я буду продолжать использовать групповую форму работы, потому что именно через неё я смогла даже за 4 проведённых урока заинтересовать своих учащихся своим предметом. Я могу улучшить свой процесс преподавания, если дам возможность на каждом уроке использовать учащимся формативное оценивание. Я могу повысить уровень мышления моих учащихся через вопросы высокого порядка, которые буду задавать каждый урок и их учить это делать. Для создания тёплой атмосферы урока буду использовать физкультминутки. Я считаю, что самое главное - научить ученика учиться и сформировать в ребёнке живой интерес ко всему процессу обучения, используя объективное оценивание этого процесса.

    Как мои намерения я буду использовать в будущем

    1.Использовать среднесрочное планирование при подготовке к урокам (за лето разработаю такое планирование на одну параллель классов)
    2. Использовать групповую форму работы дляповышение мотивации учащихся
    3.Использовать более целенаправленно ИКТ (показ видео, составление презентаций в классе на ноутбуках, снять домашнее видео, работа с сотовой связью)
    4. Использовать диалоговое обучения в ключе ученик – ученик (в группе)
    5. Использовать оценивания обучения и оценивания для обучения ( на всех этапах урока) и разрабатывать критерии успешности.
    6. Обучать навыкам критического мышления, через стратегии критического мышления: инсерт, синквейн, мозговая атака, групповая дискуссия, чтение с остановками, кластер, продвинутая лекция, эссе)
    7 Формировать осознанное внимание к собственным мыслям.
    8. Уделять больше внимания талантливым детям и детям с низкой мотивацией (готовить для них специальные задания)
    9. Буду включать больше устных заданий, на которые надо рассуждать и думать и задавать вопросы высокого порядка для развития мышления высокого порядка

    Используемая литература
    Асеев В.Г. (1978) «Мотивация поведения и формирование личности». Москва.
    Бабанский Ю.К. (1981) «Рациональная организация учебной деятельности». Москва.
    Маркова А.К. (1983) «Формирование мотивации учения в школьном возрасте». Москва.
    Петерс В.А. (2005) «Психология и педагогика». Москва.
    Подласый И.П. (2006) «Педагогика».Москва.
    Рудик Г.А. «Культура умственного труда»
    Руководство для учителя (2012). www.cpm.kz
    Щукина Г.И. (1984) «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении». Москва.
    Щукина Г.И. (1988) «Формирование познавательных интересов учащихся». Москва.
    Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?»

    Приложение №1
    Лица, с которыми Вы консультировались Содержание Вашего консультирования Воздействие консультирования на ваше планирование
    Директор и завуч школы

    Организационные вопросы
    (предоставление кабинета с интерактивным оборудованием, разрешение передвижения парт в кабинете длягруппой работы, изменение расписания по необходимости) Администрация с пониманием отнеслась к моей просьбе. В нужное мне время парты разрешили отсоединить от электричества и переставить. С расписанием проблем не было.

    Психолог школы

    Мы прекрасно знаем, что мотивация наших учащихся не такая, как нам хотелось бы. Как Вы считаете каким образом можно повысить мотивацию школьника среднего школьного возраста? Создавать условия для реализации познавательной потребности ребёнка. Создать для учащихся 7 класса на уроках физики творческую мастерскую.
    Учитель языковед

    Как Вы считаете каким образом можно повысить мотивацию учащегося среднего школьного возраста? Как может повлиять на мотивацию работа детей в группе? Больше использовать ИКТ.
    Если работу в группе грамотно организовать, то это несомненно повысит мотивацию учащихся.

    Учитель истории

    Как Вы повышаете мотивацию учащегося среднего школьного возраста на уроках истории? Как учитель истории я даю больше творческих заданий и для урока физики, думаю это тоже очень даже приемлемо.
    Я часто меняю формы работы на уроке, чтобы мои ребята не уставали. Я провожу физкультминутки. Надо организовать очень хорошую обратную связь с обучающимися.

    Учитель английского языка

    Как Вы считаете каким образом можно повысить мотивацию учащегося среднего школьного возраста? Игровая деятельность очень хорошо влияет на мотивацию учащегося на уроках, а также очень важно хвалить и поощрять ребят, создавая тем самым теплую взаимную беседу ученика со своим учителем.

    Мои ученики

    Какая работа на уроках вызвала у вас наибольший интерес? В ходе беседы было отмечено, что ребятам очень нравится не просто читать информацию из книги, а представлять её в виде символов, рисунков, знаков и т.д. Им нравятся задачи с жизненным содержанием.
    Ребятам очень понравилась групповая работа и процесс оценивания.

    Родители моих учеников

    Главным вопросом консультации было знакомство родителей с идеями программы, а также фото и видеосъёмка с участием их детей. Родители отнеслись с пониманием к данному вопросу, отказов с их стороны не последовало.

    Приложение №2

    Цель обучения групповой работы:
    Через работу в группе и обмен мнениями учащиеся должны освоить, работая с текстом, основные понятия темы урока и овладеть умениями при совместном общении при составлении вопросов.

    Задания для учащихся с разными возможностями: 1. Работа с текстом и создание вопросов высокого порядка
    1. Работа с текстом: прочитать и выписать смысл прочитанного одним предложением
    1. Работа с текстом и создание вопросов низкого порядка
    Рольодарённого Создатель
    Творец
    Помощник

    Приложение №3
    АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ №1
    Фамилия, имя -------------------------------------------------
    Определение доминирующих мотивов учения .

    1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
    2. Хочу закончить школу и учиться дальше
    3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего
    4. Хочу быть культурным и развитым человеком
    5. Хочу получать хорошие отметки
    6. Хочу получать одобрение родителей
    7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
    8. Хочу быть лучшим учеником в классе
    9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех Анкета учащихся
    10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе
    11. Мне нравится учиться
    12. Люблю узнавать новое
    13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
    14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
    15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать
    16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи

    Приложение № 4
    Анкета для учащегося
    Изучение мотивации учащегося
    1. Какое отношение у тебя к школе: положительное, отрицательное, нейтральное?
    2. Зачем ты ходишь в школу?
    3. Какие предметы тебе нравятся? А почему?
    4. Какие предметы не нравятся? А почему?
    5. Нравится ли тебе физика?
    6. А что конкретно тебе на этом уроке не нравится или нравится?
    7. Выполняешь ли ты систематически домашние задания по физике?
    8. Если нет, то почему?
    9. Если тебе что – то непонятно, есть кто-то кто может тебе помочь это понять? Анкета
    учащихся
    Приложение №5

    Приложение №6
    Транскрипт из видео ролика с учителем:
    Урок учителя прошёл на высоком уровне. Мне понравилась его работа с учащимися. Он очень грамотно организовал групповую работу и работу в парах. Применял ИКТ и делал практические опыты. Учащиеся весь урок были в активном поиске решений: то на задачи, то на вопросы, то работали с текстом, то делали опыт, то участвовали в решении проблемы.
    Приложение №7
    Анкета №2: «Определение доминирующих мотивов учения»

    № Мотивы учения Калинина Ирина Логвиненко Илья Дворянский Максим
    1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо + + +
    2 Хочу закончить школу и учиться дальше
    + + +
    3 Понимаю, что знания мне нужны для будущего + + +
    4 Хочу быть культурным и развитым человеком + +
    5 Хочу получать хорошие отметки + + +
    6 Хочу получать одобрение родителей + + +
    7 Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне + + +
    8 Хочу быть лучшим учеником в классе + +
    9 Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех + +
    10
    Хочу занять достойное место среди лучших в классе + +
    11 Мне нравится учиться + +
    12 Люблю узнавать новое + + +
    13 Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей + + +
    14 Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности + + +
    15 Люблю уроки, на которых можно рассуждать + + +
    16 Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи + +

    Приложение 8

    Утверждения о самостоятельности обучения Данные, собранные на ученика (А) Данные, собранные на ученика (Б) Данные, собранные на ученика (В) Тип данных
    (результаты наблюдения, анкетирования и т.д.)
    С уверенностью берется за новые задания Да
    Нет Нет

    Наблюдение на уроках
    Анкетирование
    Может контролировать внимание и сопротивляться отвлекающим моментам Да Нет Нет Наблюдение на уроках

    Стойко переносит трудности Да Да Нет Наблюдение на уроках
    Анкетирование
    Обсуждает когда и как выполнять задания Да Да Нет Наблюдение на уроках
    Самостоятельно делится и обменивается. Да Да Нет Наблюдение на уроках
    Выполняет задания самостоятельно либо совместно с советниками Да Да Нет Наблюдение на уроках

    Понимает чувства других, помогает и подбадривает Да Нет Нет Наблюдение на уроках
    Знает о собственных возможностях Да Да Нет Наблюдение на уроках
    Может рассказать о том, как они сделали или чему – то научились Да Да

    Да Наблюдение на уроках

    Может высказывать собственное мнение о запланированном задании Да Да Нет Наблюдение на уроках

    Задает вопросы и предлагает ответы Да Нет Нет Наблюдение на уроках

    Применяет ранее услышанную речь в своих целях Да Да Нет Наблюдение на уроках

    Находит собственные ресурсы без поддержки взрослых Да Да Нет Наблюдение на уроках

    Становится инициатором заданий Да Да Нет Наблюдение на уроках
    Планирует собственные задачи и цели Да Да Нет Наблюдение на уроках
    Любит решать проблемы Да Да Нет Наблюдение на уроках

    Приложение 9
    o Анкета№4: «Твоё отношение к предмету после…»

    № Вопрос Калинина Ирина Логвиненко Илья Дворянский Максим
    1. Что- то изменилось у тебя по отношению к предмету физики или нет? Да, стало интереснее Да, мне стало интересней заниматься на уроке Да изменилось
    2 Понравилось ли тебе работать в группе или лучше работать, как мы работали раньше? В группах работать лучше В группах работать лучше Да понравилось, в группах лучше
    3 Не боялся ли ты выступать перед всем классом дин? нет нет нет
    4 Захотелось ли тебе что-то дома изучить или сделать по физике самостоятельно?
    Хотелось бы дома самой решать задачи Если мне что-то непонятно Да
    5 Что тебе понравилось делать в группе больше всего?
    Мне понравилось всё Решать, рисовать Рисовать, лабораторная
    6 Участвовал ли ты в обсуждении группы или в основном молчал, а решение принимали другие ребята?
    Нет, мы все принимали участие в решении Участвовал всегда Да, участвовал
    7 Если ты изучал параграф в группе учащихся, то ты всё понимал или тебе легче его изучать дома?
    Легче изучать параграф дома Легче изучать дома, потому что дома никто не отвлекает Всё понимал
    8 Тебе понравилось оценивать себя и других ребят или группы? Да Да Понравилось
    9 Легко ли тебе составлять вопросы высокого порядка? Да Да Тяжко
    10
    Ты с уверенностью брался за новые задания или ждал когда кто-то другой в группе проявит инициативу? Да Я ждал пока кто- нибудь возьмётся за работу Да
    11 Рядом сидящие ребята тебе мешали сосредоточиться или нет? Нет Не всегда Да, мешали
    12 Если тебе было что- то трудно, ты не хотел всё бросить на других, а сам отдохнуть? Нет Нет, такого желания не было Да
    13 Ты можешь точно сказать чего хочешь после наших уроков физики? Узнавать новое Отдыхать Домой
    14 Если бы тебе предложили что- то изменить на уроке, то что бы ты изменил? Побольше веселья и нового Мне всё нравится Задачи

    Приложение 10
    Рефлексивный дневник учащегося
    Категория: Физика | Добавил: mila (28.03.2014) | Автор: Мякишева Елена Юрьевна E
    Просмотров: 2809 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 www  
    Спасибо за вашу статью видно, что вы работаете со своей командой в школе. Изменения уже есть :ведете анкетирование,работа в группе,новые методы преподавания последовательных уроков.

    1 Дина  
    спасибо, особенно понравилась анкета №1, надо попробовать проанализировать по отношению к своему уроку.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024