ИГРА «ДИСК ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ» Оборудование: Для игры понадобится диск, который разделен на шесть секторов (все они разных цветов: синий, зеленый, красный, желтый, белый, черный), а каждый сектор разделен на 6 равных делений. Каждый сектор пронумерован 1, 2, 3, 4, 5, 6. Диск лежит на столе. У ведущего находятся разноцветные конверты, в соответствии с цветами секторов. Их два комплекта. В каждом конверте 6 вопросов по каждой из разноцветных тем: Синий – о животных и птицах Зеленый – о растениях Красный – математический Желтый – сказочный Белый – о человеке Фиолетовый – о школе Вопросы для синего сектора о животных и птицах. Первый комплект. 1. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля… Узнаете? Это … (Цапля.) 2. Слепыми или зрячими родятся зайчата? (Зрячими.) 3. Кто собирает яблоки и грибы спиной? (Ежик.) 4. Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом. (Белка.) 5. Не кузнец, а с клещами, С длинными усами. Когда он черен – Куслив и задорен. А лишь покраснеет, Так и присмиреет. (Рак.) 6. В одежде богатой, Живет без оконца, Да сам слеповатый, Не видывал солнца. (Крот.) Второй комплект. 1. На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нем? Хоть кругом и красота, но такая высота! Нет, хозяин не боится Со скалы крутой свалиться – Два могучие крыла у хозяина – … (орла). 2. У кого каждый день растут зубы? (У бобра и у зайца.) 3. Пингвин – это птица? (Да.) 4. Его мы иногда встречаем на дороге. Безглазый ходит он, безносый и безногий. Боится не собак, не кошек, не коров, А кур и петухов. (Червяк.) 5. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.) 6. Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватился за хвост, но – ах! Удрала, а хвост в руках. (Ящерица.) Вопросы для зеленого сектора о растениях. Первый комплект. 1. У какого дерева белый ствол? (Береза.) 2. У меня длинней иголка, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, Ветви только на макушке. (Сосна.) 3. Настойку какой травы любят кошки? (Валерианы.) 4. Какой лесной гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка.) 5. Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.) 6. Весной растет, летом цветет, Осенью осыпается, зимой отсыпается. А цветок – на медок, Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа.) Второй комплект. 1. Дерево – символ России? (Береза.) 2. Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем она грустит – Никому не говорит. 3. Какая трава самая высокая в мире? (Бамбук.) 4. Какую траву могут узнать на ощупь даже слепые? (Крапиву.) 5. Будто снежный шар, бела, По весне она цвела, Нежный запах источала, А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. (Черемуха.) 6. То ли с крыши, то ли с неба – или вата, или пух, Или, может, хлопья снега появились летом вдруг? Кто же их исподтишка сыплет, будто из мешка? (Тополиный пух.) Вопросы для красного сектора по математике. Первый комплект. 1. В первый день Аленушка рассказала Иванушке 4 сказки, а во второй 5 сказок, но 2 из них он проспал. Сколько сказок прослушал Иванушка? 2. Карабас наказал Пиноккио 3 раза, а Буратино он наказал на 2 раза больше. Сколько раз Карабас наказал Буратино? 3. Из гаража выехало 9 легковых автомобилей, а осталось там 4 автомобиля. На сколько больше автомобилей уехало, чем осталось? 4. Для того, чтобы помыть бегемота, нужно 5 ведер воды, для того, чтобы помыть ослика нужно 2 ведра воды, а для того, чтобы помыть слона нужно столько ведер воды, сколько необходимо для мытья бегемота и ослика вместе. Сколько нужно взять ведер воды, чтобы вымыть слона? 5. К Даше на день рождения пришло 9 гостей. 5 из них пьют чай с сахаром, а остальные – с вареньем. Сколько нужно поставить на стол розочек для варенья? 6. Ваня собирает марки про спорт. За одну редкую хоккейную марку ему пришлось отдать на 9 больше. Во сколько обычных марок обошлась Ване редкая хоккейная марка? Второй комплект. 1. Дуремар поймал 9 лягушат. 5 лягушат Буратино выпустил на волю. Сколько лягушат осталось в неволе у Дуремара? 2. Матроскин научил Гаврюшу 3 командам весной и 6 командам летом. Сколько команд умеет выполнять Гаврюша? 3. В автобусе ехало 5 пассажиров. На остановке в него вошло еще 8 пассажиров. На сколько больше пассажиров вошло в автобус, чем было в нем? 4. Три медвежонка плещутся в воде, 5 греются на солнышке, а у кормушке обедает столько медвежат, сколько плещется в воде и греется на солнышке. Сколько медвежат обедает? 5. Бабушка сварила вкусное варенье и разлила его в 8 банок: в 5 двухлитровых, а остальное в литровые. Сколько литровых банок ей понадобилось? 6. Дедушка подарил Паше 2 старинные русские монеты. Одну из них Паша поменял на 5 редких французских монет, а другую – 4 старинные шведские монеты. На сколько монет пополнилась Пашина коллекция? Вопросы для желтого сектора о сказках. Первый комплект. 1. На сметане мешен, на окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, покатился … (колобок.) 2. Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.) 3. Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит добрый доктор … (Айболит.) 4. Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. (Карлсон.) 5. Она красива и мила, А имя ей от слова «зола». (Золушка.) 6. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя.) Второй комплект. 1. Для него прогулка – праздник, И на мед особый нюх. Этот плюшевый проказник Медвежонок … (Вини-Пух.) 2. Красна девица грустна, Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко! Слезы льет, бедняжка. (Снегурочка.) 3. Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком. Очень просто, хоть и длинно, Он зовется … (Чипполино.) 4. Нет ни речки, ни пруда – Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка) 5. У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный, На земле и под водой Искал ключик золотой. Его девочка Мальвина называла … (Буратино.) 6. Победит упрямицу Дружный общий труд. Кто засел так крепко, Может это … (Репка.) Вопросы для белого сектора о человеке. Первый комплект. 1. Его приходу каждый рад, когда в квартире водопад. (Водопроводчик.) 2. Станет палочкой махать, станет музыка звучать. (Дирижер.) 3. Кто в дин болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней? (Доктор.) 4. Вот на краешке с опаской он железо красит краской. (Маляр) 5. Бывает же работа, завидно от души! Свисти, когда охота, да палочкой маши. (Милиционер.) 6. Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет, А огромную ракету, мне скажите, кто же это? (Космонавт.) Второй комплект. 1. Мы учим детишек читать и писать, природу любить, стариков уважать. (Учитель.) 2. Кто пасет овец и коз там, где луг травой зарос? (Пастух.) 3. Встаем мы рано, ведь наша забота – всех отвозить по утрам на работу. (Водитель.) 4. Мастер, мастер, помоги – прохудились сапоги. Забивай покрепче гвозди – мы пойдем сегодня в гости! (Сапожник.) 5. Ночью, в полдень, на рассвете службу он несет в секрете, На тропе, не берегу, преграждая путь врагу. (Пограничник.) 6. Мне нужны такие вещи: молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка, а всего нужней сноровка! (Слесарь.) Вопросы для фиолетового сектора о школе. Первый комплект. 1. Пишет он, когда диктуют, он и чертит, и рисует. А сегодня вечерком он раскрасит мне альбом. (Карандаш.) 2. Склеена, сшита, без дверей, а закрыта. Кто ее открывает – многое знает. (Книга.) 3. В школьной сумке я лежу. Как ты учишься – скажу. (Дневник.) 4. До чего же трудно, братцы, на чужой спине кататься! Дал бы кто мне пару ног, чтобы сам я бегать мог. (Ранец.) 5. Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу, Очень рад бываю я, а со мною вся семья. (Пятерка.) 6. В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши, Ручки, перья, скрепки, кнопки – что угодно для души. (Пенал.) Второй комплект. 1. Прилетели галки в поле и уселись на снегу… Стану я учиться в школе – разобраться в них смогу. (Буквы.) 2. В снежном поле по дороге мчится конь мой одноногий И не много-много лет оставляет черный след. (Ручка.) 3. В школе есть такая птица: если сядет на страницу, То с поникшей головой возвращаюсь я домой. (Двойка.) 4. Развернули дети голубые сети. Но за партой, а не в речке, Не на рыб, а на словечки. (Тетрадь.) 5. Свою косичку без опаски она обмакивает в краски Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке. (Кисточка.) 6. На ноге стоит одной, крутит-вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны. (Глобус.) Подведение итогов. Награждение победителей.