Урок по русскому языку в 4 классе Понятие "Спряжение глаголов"
Русский язык
Тема урока:Понятие «Спряжение глаголов»
Цели урока:
- Знакомство с понятием "спряжение" глаголов, типы спряжения.
- Учить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем прошедшем и будущем времени.
- Обобщение языкового материала в правило.
- Развитие общеучебных умений.
- Нахождение и объяснение изученных орфограмм.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;
Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый;
Оборудование, наглядность, ТСО: таблицы «Спряжение глаголов»
Ход урока.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
II. Повторение
1. Чистописание.
свобода, свободно.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Составьте с данными словами предложения и запишите их.
- Какие фонемы требуют запоминания?
- Чем отличаются эти слова по лексическому значению?
-На какие вопросы отвечают наречия?
III. Новый материал
На доске записаны местоимения и глаголы.
Я ГОВОРЮ МЫ ГОВОРИМ
ТЫ ГОВОРИШЬ ВЫ ГОВОРИТЕ
ОН ГОВОРИТ ОНИ ГОВОРЯТ
- Глаголы какого времени записаны? (Настоящего времени.)
- Какая часть слова меняется? (Окончание.)
- Какого лица и числа записаны местоимения? (1, 2, 3-го лица в единствен¬ном и множественном числе.)
1. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Тема нашего урока «Изменение глаголов по лицам и числам» или «Спряжение глаголов»
2. Знакомство с новым материалом
- Прочитайте запись на доске, задавая от местоимения к соответствующе¬му глаголу вопрос.
(Я (что делаю?) говорю; мы (что делаем?) говорим; ты (что делаешь?) говоришь; вы (что делаете?) говорите; он (что делает?) говорит; они (что делают?) говорят.)
- Глаголы какого времени даны? (Настоящего.)
- Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам.)
- Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? (Окончания.)
- Что же тогда называют спряжением?
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спря¬жением.
- Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е.)
- Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное.)
- Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола.)
IV. Первичное закрепление.
А) Спряжение глагола СПОЕМ
- Проспрягайте в тетради глагол СПОЕМ.
Я СПОЮ МЫ СПОЕМ
ТЫ СПОЕШЬ ВЫ СПОЕТЕ
ОН СПОЕТ ОНИ СПОЮТ
Б) Работа по учебнику.
Чтение правила (стр. 140)
Упражнение 474, стр. 141.
- Определите время, лицо и число глаголов.
В) Упражнение «Кто узнает лицо».
Учитель диктует глаголы настоящего времени, учащиеся записывают лицо глагола.
ПИШУ, РИСУЕШЬ, ЧИТАЕТ, ПОЕМ, ЛЕЖИМ, ОТДЫХАЕТЕ, ЗАГОРА¬ЮТ, ПЛАВАЕТ, ГОВОРИМ, СМОТРИТ, ДУМАЮ, РЕШАЕТ,ВЕДУТ, СИ¬ДИМ. (1- 1 л., 2 - 2 л., 3 - 3 л., 4 - 1 л., 5 - I л., 6 - 2 л., 7 - 3 л., 8 - 3 л., 9 -1 л., 10-3 л., 11-1 л., 12-3 л., 13-3 л., 14 - 1 л.)
Г) Упражнение «Запишите свой глагол».
Учитель диктует глаголы, учащиеся первого ряда записывают глаголы 1 -го лица, учащиеся второго ряда - 2-го лица, третьего ряда - 3-го лица.
Мечтаешь, колем, сажает, рыдают, нападаете, мелькаешь, посолю, зимуем, съест, провожают, окружаете, нападаешь, молвит, лечите, рыдаем, кушает, пожелаешь, кусаю, стираем, выстирают, жалеешь, жалеем, жалеют.
- Какие глаголы записали ребята из первого ряда? (Колем, посолю, зимуем, рыдаем, кусаю, стираем, жалеем.)
- Какие глаголы записали ребята второго ряда? (Мечтаешь, нападаете, мелькаешь, окружаете, лечите, пожелаешь, жалеешь.)
- Какие глаголы записали ребята третьего ряда? (Сажает, рыдают, съест, провожают, молвит, кушает, выстирают, жалеют.)
V. Оценки
VI. Домашнее задание.
Стр. 142 упр. 479
VII. Итог урока.
- Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам)
- Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и окончанию глагола)
VIII. Рефлексия.
Урок: привлек меня тем...
показался интересным...
взволновал...
заставил задуматься,
навел меня на размышления...
Урок интересен с практической точки зрения, т.е. каждый его момент, любое задание оправданны. Думаю, что данный урок должен достичь своей основной познавательной и образовательной цели. Пожелание автору урока уделять больше внимания актуализации опорных знаний учащихся.