Урок познания мира в 1 классе на тему "Орган слуха-уши"
Байдель Римма Робертовна, учитель начальных классов, КГУ СШ №5, г. Петропавловск. Тема: Органы слуха — уши. Цель: Формирование элементарного представления о значении органов Слуха. Задачи: — раскрыть значение органов слуха для восприятия окружающего мира; — научить детей видеть и слышать звуки природы, уметь осознать себя ее частицей. Базовые знания. Уши — органы слуха; слышать и определять разные звуки, голоса; значение органов слуха в определении направления различных звуков, определе¬нии настроения человека. Разнообразие звуков. Красота звука. Ход урока I. Психологический настрой. Игра-фантазирование «Расскажи-ка... жестами!» Представь себя в поезде за окном вагона, а свою бабушку - на перроне вокзала. Она пока поезд не тронулся, тебя не слышит, но ты обязательно должен ей сказать: Что ты хорошо устроился в вагоне. Что позвонишь бабушке, когда приедешь. Что у бабушки развязалась косынка и сейчас упадет. Детям дается задание передать эту информацию жестами, II. Вводная беседа. Запись 1. Мы не видим животных, но можем назвать их. Что нам в этом помогает? Живут два братца, друг друга не видят. Но слышат. Орган слуха есть у животных и человека. Животным слух помогает поймать добычу, найти друг друга. А для чего же нужен слух человеку? Закройте уши руками, поэкспериментируйте. Как вы стали слышать звуки? Информация для любознательных. Слух животных отличается от слуха человека. Настоящими чемпионами по слуху являются дельфины, киты и летучие мыши. Волк улавливает звуки за 50 метров от их источника. Отличным слухом обладают ежи. У кузнечика уши расположены на передних лапках, которыми они двигают, чтобы прислушаться. А у рыб уши располагаются по бокам. Человек с нормальным слухом слышит шаги лишь в пяти метрах от себя. Если он ничего не слышит, он - глухой. Если человек рождается глухим, он, как правило, и говорить не может. К таким людям нужно относиться бережно, с пониманием, оказывать им посильную помощь. Давайте проведем опыт для определения связи уха с носоглоткой. Ребенок набирает воздух и плотно закрывает рот, а указательными пальцами обеих рук закрывает слуховые проходы и пытается выдохнуть воздух, не открывая рта. При этом закрываются носовые проходы ребенка рукой по принципу «прищепки». По окончании опыта делается вывод: почувствовали давление воздуха, попавшего в нос и в ухо, хотя воздух был набран ртом Ухо является органом слуха, с помощью которого человек различает голоса людей, пение птиц, шум ветра, раскаты грома. Чтение в парах. С.20-21. - Какой орган помогает нам слышать звуки? Вывод делают дети: "Чтобы слышать звуки, слова, нам необходим орган слуха - уши". Ночью звуки очень хорошо слышны, поэтому заблу¬дившийся человек может выйти к селению, прислуши¬ваясь к далеко разносящемуся лаю собак, другим звукам, возникающим в местах обитания людей. Почему звуки ночью слышатся громче? . Физкультминутка музыкальная. III. Работа с учебником. а) Чтение текста учителем. б) Вопросы по прочитанному. в) Пересказ учениками содержания текста. 3. Работа с иллюстрациями учебника. а) Раскрыть содержание каждого рисунка. б) Рассказать о значении технических средств (телефон, радио, будильник). Просмотр мультфильма смешарики пин-код (уши для ушастика!) Выполнение правил гигиены органов слуха: а) Не ковыряй в ушах спичками, булавками и други¬ми острыми и твердыми предметами. Так можно повре¬дить уши. При повреждении органов слуха человек ста¬новится глухим. б) Очень вредно действуют на слух человека шумы — громкие звуки. Когда ученики во время перемены кричат или громко разговаривают, слух у них ухудшается. Из¬бегайте сильных и резких звуков. в) Если в ухо попадет какой-нибудь предмет, залетит насекомое или возникнет боль, нужно немедленно обра¬титься к врачу. г) в сильный мороз надевают теплый головной убор. Бетховен «Веселая. Грустная». Прослушивание музыки с целью определения наст¬роения, внутреннего состояния человека. Довести до детей связь слушания с внима¬нием. IV. Закрепление. Игра "Узнай по голосу". Какие звуки издают эти предметы? Инсцинировать. Учитель раздает детям рисунки животных и просит любого из учени¬ков воспроизвести звуки, которые издают эти животные, а другой ученик называет это животное. V. Подведение итогов урока. Ухо является органом слуха, с помощью которого человек различает голоса людей, пение птиц, шум ветра, раскат грома. Уши надо беречь! К глухим и слабослышащим людям следует относиться с пониманием и оказывать им посильную помощь.