Урок по теме "ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, Р"
ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, Р. Цель: упражнять детей в произношении звуков р, л; учить различать звуки и буквы; закрепление навыка деления слов на слоги; обогащение словарного запаса по теме «Цветы». Словарь: - предметный (названия комнатных и садовых цветов); - глагольный (названия действий, связанных с уходом за цветами) Оборудование: маленькие зеркала, картинки, буквы р и л.
Ход занятия I. Организационный этап Проверка домашнего задания и повторение пройденного. Логопед. С какой буквой мы познакомились в прошлый раз? Дети. С буквой р. Логопед. Ребята, вспомните, какое положение языка при произнесении р, расскажите и покажите мне. Всё верно, язык находится вверху, и кончик его дрожит. При произнесении твёрдого л кончик языка не напряжён, а при произнесении мягкого л – сильно напряжён. С каким звуком мы не должны смешивать звук р? (со звуком л). Дети совместно с логопедом повторяют артикуляцию звука л: кончик языка вверху, середина опущена, воздушная струя проходит в опущенной части. В отличие от звука р при его произнесении нет дрожания языка. Общеразвивающие упражнения «Цветы» Логопед перед каждым из движений показывает иллюстрацию и рассказывает стихотворение. Колокольчик голубой И.п. - стоя, руки на поясе, ноги вместе. На счёт Поклонился нам с тобой: «раз» - наклонить голову вперёд, произнося « Колокольчики –цветы «динь»; на счёт «два» - вернуться в и.п. Очень вежливы… А ты? Е. Серова Я ромашку на лугу И. п. – то же. На счёт «раз» -повернуть корпус вправо, Отыскать всегда смогу повернуть корпус вправо, произнося «ля»; на счёт В белом платьице она «два» - вернуться в и.п.; на счёт «три-четыре» - И нарядна, и скромна. повторить то же в левую сторону. В. Степанов. Я гляжу: у самых ног И. п. – то же. На счёт «раз» -наклон корпуса вперёд Фиолетовый цветок! отводя руки назад; на счёт «два» - вернуться в и.п. Я хотел сорвать, да жалко – Пусть растёт в лесу фиалка. М. Дружинина.
До чего же смелый Попрыгать на месте, затем сделать вдох и на выдохе Одуванчик белый! Произнести «ф-ф…» («дуть на одуванчик») Только дунет ветерок – Повторить 3-4 раза. К облакам взлетит цветок.
В. Степанов.
Игра «Четвёртый лишний» На доске выставляются картинки в той последовательности, в которой их называет логопед: Лилия, ромашка, редис, ирис. Колокольчик, ландыш, роза, кошка. Сирень, яблоко, астра, гладиолус. Дети определяют в каждом ряду лишнюю картинку, объясняя, почему она не подходит. Логопед предлагает учащимся следующее задание: 1. Сравните слова: роза - лоза 2. Какими буквами они отличаются, что обозначают слова, данные в парах? 3. Составьте устно словосочетания с каждым словом. II. Обучающий этап Дифференциация произношения звуков р и л в слове, словосочетании и предложении. Логопед раздаёт наборы предметных картинок, в названиях которых содержатся звуки р, л: роза, ландыш, лилия, ромашка, настурция, флоксы, сирень, черёмуха, георгин, гладиолус, лютик, ирис, фиалка, нарцисс, астра, календула. Задание 1. Разложите картинки в две стопки: со звуком р в одну, со звуком л - в другую. Задание 2. Запишите их названия в два столбика, разделяя слова на слоги. Например, ли-лия, ро-маш-ка. Задание 3. Прочитайте слова, правильно произнося звуки р, л. Повторить за логопедом скороговорку, правильно произнося звуки р, л. Клара у Карла отняла кларнет, Карл у Клары отнял кораллы. Задание 1. Послушайте и отгадайте загадки. Буян мальчишка, в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Воробышек) Крашеное коромысло над рекой повисло. (Радуга) Это что же за сестрички? Глазки золотые, белые реснички. (Ромашки) Посадили зёрнышко – вырастили солнышко! (Подсолнух) Пришли мужики без топоров, срубили избу без углов. (Муравейник)
Задание 2. Запишите отгадки, разделяя их на слоги. Задание 3. Подчеркните буквы р, л цветными карандашами. III. Этап закрепления. Ответьте устно на вопросы: В каких названиях цветов звук л в середине слова? (васильки, тюльпаны, колокольчики, мальва, фиалка, календула). В каких названиях цветов звук р в середине слова? (астра, сирень, черёмуха, нарцисс, настурция). Далее логопед предлагает детям выучить скороговорку. Утром, рассевшись на маленькой горке, Учат вороны скороговорки. IV. Итог занятия Какие звуки и буквы мы учились различать? Как они произносятся? Что надо знать, чтобы разделить слова на слоги? Рефлексия……