В помощь педагогу.
Воскресенье, 28.04.2024, 18:46
Форма входа

Категории раздела
Русский язык и литература [48]
Казахский язык и литература [65]
Английский и немецкий языки [23]
Математика и геометрия [38]
География [22]
Химия [12]
Биология [19]
Физика [4]
История и обществоведение [26]
Физкультура [25]
НВП, ОБЖ [3]
Самопознание [12]
Технология [17]
Начальная школа [77]
Дошколёнок [28]
Школьный психолог [18]
Уроки музыки [20]
Компьютеры и информатика [15]
Классному руководителю [17]
Директору и завучам [1]
Школьная библиотека [2]
Регистрация
Полезные сайты
  • Сайт "Учительский мир"
  • Мини-чат
    300
    рек
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Наш опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Опрос
    Кто посещает наш сайт?
    Всего ответов: 227
    Часы
    Block title
    $MYINF_990
    вам
    Курс валют
    Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
    Погода
    Астана
    Время жизни сайта
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Каталог статей
    Главная » Статьи » Предметы и уроки » Начальная школа

    Статья "ПУТИ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ И УМЕНИЯ СРАВНИВАТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
    ПУТИ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ И УМЕНИЯ СРАВНИВАТЬ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Нефедова Л.В., учитель начальных классов
    Майкаинской СОШ №2 Баянаульского района

    Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект, определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленных целей.
    Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектно-исследовательской деятельности.
    Современному образованному человеку необходимо уметь самостоятельно находить нужную информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Проблема заключается в том, что объем информации уже сейчас огромный и продолжает расти быстрыми темпами. И чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что нужно; поэтому с учащимися должна вестись постоянная работа, направленная на формирование информационной компетентности. Наиболее эффективной для формирования компетентностей признается проектно-исследовательская деятельность, в ходе которой идет формирование и развитие умений и навыков поиска информации и эффективного ее использования для решения проблем.
    Проектно-исследовательская деятельность-это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования).
    В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память, воображение и наблюдательность.
    Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Содержание проектной деятельности младших школьников формируется путем отбора доступного материала, вводящего учащихся в мир знаний.
    Проектно-исследовательская деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Исследовательская работа школьников связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом. Главной целью исследования в сфере образования является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в "большой" науке.
    Включая младших школьников в проект, можно сформировать у них следующие умения:
    - определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия;
    -выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности;
    - проводить наблюдения.
    Эффективность проектно-исследовательской деятельности субъекта во многом зависит от качеств личности. Важнейшим качеством человека в проектной, как и в любой другой деятельности, является наблюдательность. Наблюдательность- это внимание, умение замечать особенности чего-либо.
    Уровень ее развития определяет в дальнейшем становление личности, успешность в учебе и профессиональной деятельности. Школьникам это качество особенно необходимо для овладения знаниями и умениями практической деятельности, поэтому развитию наблюдательности учащихся должно уделяться большое внимание с младшего школьного возраста. Фундамент умения наблюдать, интерес к наблюдениям детей младшего школьного возраста должен закладываться с самого начала обучения.
    В соответствии с требованиями программы в начальных классах развитие наблюдательности включается в преподавание всех учебных предметов. Для того чтобы правильно руководить процессом наблюдения, а также диагностировать продвижение в развитии наблюдательности учеников младшего школьного возраста, учителю необходим набор методик, которые позволят учителю использовать разнообразные приемы и методы, обеспечат успешность обучения. Для наиболее эффективного процесса развития наблюдательности необходимо использование разнообразных форм и методов, игровой деятельности.

    Упражнения для развития наблюдательности

    Поставим перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Это может быть яркая интересная игрушка (например: кукла или игрушечный автомобиль), предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче.
    Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза. Уберем предмет и попросим детей вспомнить и назвать все его детали.
    Затем вновь предъявим детям этот же предмет и коллективно побеседуем о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.
    Следующий этап упражнения - нарисуем изученную вещь (этот предмет) по памяти. Желательно воспроизвести и общие внешние характеристики предмета, и все его детали. Естественно, что для таких упражнений надо подбирать игрушки и предметы, которые содержали бы много деталей, но при этом не были бы слишком сложными для детского рисования.
    Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.
    Другой блок заданий для развития наблюдательности-«Парные картинки, содержащие различия». Задание: найди и назови все отличия парной картинки.



    Умение наблюдать, а также синтетическое мышление хорошо развивают задания, подобные представленному на рисунке. Задача детей: разобраться в хитросплетениях линий и найти, какие предметы изображены на этих рисунках.

    Следующие задачи несколько сложнее. Задание заключается в том, чтобы дети, рассматривая (или вспоминая) различные природные объекты (людей, животных, птиц, деревья и др.), учились находить в их сложных формах аналогии с простыми геометрическими телами (шаром, кубом, цилиндром, конусом и др.).
    Например: -На какую геометрическую фигуру похожа голова человека?
    -Какую фигуру напоминает ствол дерева?
    -На какую геометрическую фигуру похожи шипы роз?
    Хорошим заданием для развития наблюдательности являются также задания, подобные представленному на следующих рисунках. Предлагаем детям рассмотреть изображение предмета, а затем покажем им схожие с ним силуэты. Лишь один из них соответствует показанному ранее предмету. Надо по памяти его определить.



    Таким образом, использование разнообразных форм и методов игровой деятельности способствуют развитию наблюдательности и это необходимое условие эффективного усвоения знаний. Вместе с тем это одно из важнейших условий формирования проектно-исследовательской деятельности у младших школьников.
    Работа по формированию проектно-исследовательских умений должна проходить в классе постоянно, с самого начала обучения детей в школе. Все уроки - чтения, русского языка, познания мира, математики и другие – предоставляют учителю большие возможности для формирования умений проектно-исследовательской деятельности. Уже в первом классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение обще логическими приёмами мышления (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение).
    Наиболее часто используемый в обучении прием-это сравнение. Именно через сравнение ребенок с раннего детства познает мир. Сравнение - это такой логический приём, с помощью которого устанавливается сходство и различие предметов, явлений объективного мира.
    Для грамотного использования этого приема ребенок должен усвоить определенные знания об этом приеме и правила его применения. Сравнение может ограничиваться лишь фиксацией сходства (сопоставление) и (или) различия (противопоставление), т.е. осуществляться на уровне непосредственного восприятия данных объектов. Такое сравнение мы называем неполным. Полное сравнение направлено на выявление и сходства, и различия.
    Сравнение проводится с соблюдением определённых требований:
    а) оно должно быть целенаправленным;
    б) сравниваться должны однородные (сопоставимые) объекты (предметы, явления, способы деятельности и т. д.);
    в) сравнение осуществляется по существенным признакам сравниваемых объектов. В различных случаях такие признаки у одних и тех же объектов могут быть различными. Это диктуется условиями, в которых приходится сравнивать, целями сравнения;
    г) для сравнения выбирается определённое основание. Этим термином обозначают доминирующий, ведущий признак (или признаки), выбираемый для сравнения, это тот признак, относительно которого сравниваются данные объекты (форма предметов, операционный состав действий, содержание изучаемых правил, виды математических действий с данными выражениями и т.д.). Образно говоря, основание сравнения - это магистральная линия, по которой идут при сравнении.
    Значит, необходимо различать основание сравнения и сравниваемые признаки объектов. В отдельных случаях они могут совпадать;
    д) сравнение проводится от начала до конца по одному и тому же основанию. Разумеется, возможно сравнение одних и тех же объектов по разным основаниям;
    е) сравнение заканчивается выводом, в котором может быть зафиксировано
    отношение между сравниваемыми объектами (быть больше, меньше, равным, быть частным случаем чего-то более общего, широкого и т. д.), введено новое понятие, сформулировано новое правило.

    Из характеристики приема сравнения и правил его применения следует, что в его состав входят следующие основные операции:
    а) выделение признаков предметов;
    б) расчленение выделенных признаков на существенные и несущественные в данной ситуации;
    в) выделение признаков, являющихся основанием сравнения;
    г) нахождение сходных или различных признаков объектов, т.е., осуществление неполного сравнения;
    д) формулировка вывода из проведённого сравнения.
    Отсюда следуют некоторые методические выводы. Обучение сравнению - длительный процесс. Его необходимо разделить на два этапа - подготовительный и основной. На первом этапе отрабатываются операции, входящие в приём сравнения, на втором - знакомство с приёмом, правилами его использования, упражнения на самостоятельное и осознанное применение учащимися в варьирующихся условиях. Работа по усвоению приёма сравнения ведётся параллельно с изучением программного учебного материала.
    Критериями овладения приёмом могут служить объём сравнения (количество сравниваемых признаков), владение правилами сравнения, глубина сделанного вывода, самостоятельное использование сравнения при изучении различного по содержанию учебного материала, в том числе в различных предметах.
    Покажем на конкретных примерах, как лучше обучать в начальной школе сравнению. Эти примеры являются иллюстрацией к высказанным методическим положениям.

    Первый этап. Выделение признаков одного предмета. Признак предмета – это некоторая особенность предмета, то, что присуще данному предмету. Например, окно, дверь, балкон - признаки жилого дома. Учащимся даётся (показывается) какой-либо предмет и предлагается указать один признак, затем другой и т.д., переходя постепенно к рассказу обо всём, что заметили у данного предмета.
    Примеры.
    1.Дана запись 2+3=5. Какие признаки можно выделить у этой записи? (В ней есть числа 2, 3, 5, знаки +, =, число 2-слагаемое, 3- слагаемое, 5- сумма, число 5 стоит справа от знака равенства и др.)
    2.Дано число 72. Выделите все признаки, которые вы заметили у этого числа (запись числа начинается цифрой 7, оканчивается цифрой 2, в этом числе 7 десятков, 2 единицы и т.д.).
    3.Запишите число по таким признакам: оно состоит из 4 десятков и 3 единиц, число единиц 4, а число десятков на 2 больше.
    После того как учащиеся овладеют этой операцией, переходим к выделению общих признаков двух или более предметов.
    Предлагаем выделить какой-либо признак одного предмета, затем посмотреть, есть ли такой же признак у другого предмета. Затем выделяем другой признак первого предмета и предлагаем установить, есть ли такой же признак у второго предмета и т.д.
    Примеры.
    1. Даны записи 6+3 и 6-3.Выделим в первой из них какой-либо признак, например число 6.Замечаем, что этот признак имеется и во второй записи. Выделяем число 3. Оно также имеется и в первой и во второй записях. Предлагаем найти в первой записи такой признак, которого нет во второй записи ( знак +), и, наоборот, такой признак во второй записи, которого нет в первой ( знак-).
    Выделение существенных признаков предметов. Каждый предмет имеет существенные и несущественные признаки. Понятие существенный признак относительно: один и тот же признак в одних условиях выступает как существенный, в других - как несущественный.
    Например, масса спортсмена не имеет никакого значения при посещении кино, но она имеет существенное значение в некоторых видах спортивных состязаний. Такая особенность существенного признака вносит значительные трудности в методику обучения. Для учащихся можно ограничиться разъяснением, что признаки предмета, от которых зависит правильность ответа на заданный вопрос или поставленное задание, называется существенными. (В первое время вместо этого термина можно употреблять слова главный, важный и т.д.)
    Примеры.
    1. Число 19 представьте в виде суммы двух слагаемых. Что существенно в этом задании? Здесь существенны следующие признаки:
    1) число должно изображаться в виде суммы;
    2) в этой сумме должно быть два слагаемых.
    В задании не говорится, какими должны быть слагаемые, значит, это несущественный признак. Получаем: 19=2+7, 19=8+11,19=15+4 и др. Эти ответы удовлетворяют требованию задачи.
    2.Число 19 представьте в виде суммы разрядных слагаемых. Здесь существенными признаками будут сумма, разрядные слагаемые.
    Ответ: 19=10=9.
    Из этих примеров видно, что существенность или несущественность признаков зависит от задания. Следовательно, приём варьирования должен быть положен в основу подбора соответствующих упражнений.
    Второй этап - обучение приёму сравнения. Разъясняем учащимся, что во многих случаях получить новые знания можно путём сравнения данных предметов. Сравнить - значит установить сходные и различные существенные признаки этих предметов. Чтобы провести сравнение, надо прежде всего установить, что сравнивается в данных предметах (по какому признаку они сравниваются), затем взять какой-либо существенный признак одного предмета и найти сходный признак у другого предмета, потом взять другой существенный признак первого предмета и выяснить, имеется ли такой же признак у второго предмета и т.д., т.е. выяснить, в чём сходны и различны данные предметы, и сделать определённый вывод. Такая инструкция вооружает планом проведения сравнения, т.е. является ориентировочной основой выполнения этого действия.
    Примеры.
    1. Сравните решение следующих примеров:
    48+21=(40+8)+(20+1)=(40+20)+(8+1)=69
    27+32=(20+7)+(30+2)=(20+30)+(7+2)=59
    54+13=(50+4)+(10+3)=(50+10)+(4+3)=67
    Что здесь будем сравнивать? (Способы решения.) Какие признаки сходны в примерах, существенны для способа решения? ( Складываются двузначные числа.) Какие признаки существенны в решении первого примера? ( Представление данных чисел в виде суммы разрядных слагаемых, сложение отдельно десятков и единиц.) Имеются ли сходные признаки в решении других примеров? (Да) Выделите их. Что мы узнали путём сравнения? ( Как складывать двузначные числа: сначала представляем их в виде суммы разрядных слагаемых, отдельно складываем десятки и единицы, а затем складываем полученные суммы.)
    Постепенно следует побуждать учащихся к самостоятельному использованию сравнения. Систематическое использование приёма сравнения с соблюдением требованием к его применению и предварительным формированием у учащихся входящих в него операций - залог успеха овладения этим приёмом. Как уже было отмечено, сравнение – это наиболее часто используемый в любой деятельности человека прием, тем более в учебной и проектно-исследовательской деятельности. Поэтому из всех приемов мыслительной деятельности именно сравнению было уделено большое внимание.
    Проектно - исследовательская деятельность открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром; способствует актуализации знаний, умений и навыков ученика, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром и стимулирует потребность ученика в саморазвитии, самореализации и самовыражении, в творческой и общественно значимой деятельности.

    Литература
    1.В. Гузеев. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы-1995 №6
    2.Г.К.Селевко Современные образовательные технологии.- М. 1998 г
    3.Н.Ф.Талызина Формирование познавательной деятельности младших школьников-М., 1998г
    4.Н.Ю.Похомова Учебный проект: его возможности. Учитель №4 2000г
    5.А.К.Артёмов. Обучение сравнению в математике Начальная школа №11 1982г
    6.Т.П.Богданец. Развитие наблюдательности у детей. Начальная школа №4 1999г
    7.О.Н.Пономарёва. Организация подведения итогов наблюдений за явлениями природы. Начальная школа №9 1989г.
    Категория: Начальная школа | Добавил: vlvl61 (19.03.2015) | Автор: Нефёдова Лидия Васильевна E
    Просмотров: 699 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 айнат  
    хорошая статья. я сама работаю над проблемной темой "Привитие навыков научно-исследовательской деятельности в учебном процессе" прочитав вашу статью, у меня возникло навыое восприятие данной темы. спасибо за работу успехов в работе

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2024