Открытый урок русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи"
КҮНДЕЛШКТІ САБАҚ ЖОСПАРЫ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Сынып / Класс: 4 Мұғалім / Горяева В.В./ Пән / Предмет: русский язык Мерзімі \Дата: Сабақтың №\ № урока: Сабақтың тақырыбы \Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи. Үштік бірыңғай мақсат \Триединая цель: Білімдік\Образовательная: Закрепить навык определения самостоятельных и служебных частей речи Дамытушылық\Развивающая: Развивать умения приводить примеры и находить в тексте другие части речи: числительное, местоимение, наречие, предлог, союз, учить работе в группах. Тәрбиелік\Воспитательная: воспитывать культуру речи; прививать потребность вести здоровый образ жизни. Сабақтың типі\Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Әдіс тәсілдер/Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый. Құрал-жабдықтар көрнекті кұралдар/Оборудование, наглядные пособия: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Самостоятельные и служебные части речи”
Ход урока 1.Организационный момент. Слайд 1 Прозвенел звонок Начинается урок. Мы приветствуем гостей: «Доброго настроения» Все тихонечко садитесь, И друг 667другу улыбнитесь, Раз и два, Скажи те важные слова: « Я все сумею, все смогу, Даже другу помогу!»
– Работать будем под девизом: Слайд 2 Ошибок не пугайся, С ошибками справляйся! Найти верный путь Всегда готовым будь! 2.Сообщение цели и темы урока. - Определим тему урока Слайд 3 *Оформление записи в тетради *Минутки чистописания в от про с к по из у из о над под и а но да
- Напишите красиво. Обратите внимание на виды соединений букв - Какие ассоциации возникли? ( Предлоги, союзы ) - Попытайтесь составить предложение….???... О! Но! У! - Удалось ли вам это? Почему? К какой группе относятся данные части речи?(Служебные) - КАРТОЧКА /язык русская цените/ /языки иностранная изучайте/ /друзей новая обретайте/ Цените русский язык. Изучайте иностранные языки. Обретайте новых друзей. -Составьте и запишите предложения из данных слов, ставя их в нужную форму. Выполните синтаксический разбор, и укажите части речи. -Из каких частей речи состоят эти предложения? (Сущ, прил, глаг, местоим, числит. Они самостоятельные) - Почему из одних можно составить предложение, а из других нельзя, либо с трудом? Сформулируйте тему. «Части речи самостоятельные и служебные» - Определим задачи урока. Для этого нам необходимо заполнить таблицу ЗХУ Слайд 4 Работает 1 группа Работает 1 группа Знаем: Хотим узнать: Узнали: 1.Бывают самостоятельные и служебные части речи - Чем отличаются служебные и самостоятельные части речи? 2.К самостоятельным относятся: … (перечислить) - Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи? 3.К служебным относятся: … - Можно ли обойтись без служебных частей речи? 4.У каждой части речи есть свои морфологические признаки. - Какие части речи важнее?
Слайд 5 Работает 3 группа Гипотеза План работы Слайд 6
Науч совет: - Ребята, вспомним разделы русского языка:
Разделы языка Изучают Выполняется Фонетика Збуки, буквы Фонетический разбор Морфемика Морфемы-пристав, корень, суф, оконч, основа. Разбор слова по составу
Лексикология Слова Лексическое значение Синтаксис Предложения Синтаксический разбор
Морфология Части речи Морфологический разбор Книга – сущ., (что?) н. ф книга, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл, им. п., ед. ч., подлежащее, (дополнение);…..
- А какой раздел русского языка изучает части речи? (Морфология) Морфология - это раздел науки о языке, который изучает части речи. 3. Работа по теме урока -Обратитесь к карточке. Найдите выделенное слово. К какой части речи оно относится - такая часть речи у вас 1 группа- имя существительное 2 группа- имя прилагательное 3 группа- глаголы Психологический настрой для работы в группах на каз языке: Кел ойнайық ойлайық Ойнайықта ойлайык Кандай сұрақ болмасын Шешпей оны қоймайық ... /садятся, получают задание/ А) Задание.1.- Создайте на ватмане презентацию вашей части речи, отразив её основные морфологические признаки. *Выберите ведущего для представления проекта. Физминутка на английском языке -Как она называется? К какой части речи относятся …? Слайд 7 Работа в парах - Рассмотреть Особенности частей речи Б) Задание.2: Предлагается сравнить самостоятельные и служебные части речи по плану: Сравни: 1. Имеют лексическое значение? 2. Можно задать вопрос? 3. Имеют ? 4. Изменяются? 5. Налицо признаки частей речи? (морфологические) 6. Является членом предложения?
По завершению работы, путём организации диалога, выясняется к каким выводам пришли учащиеся при парной работе. По результатам проведённого исследования заполняется таблица: Самостоятельные части речи Служебные части речи 1.…имеют лексическое значение …не имеют лексического значения 2.…всегда можно задать вопрос …невозможно задать вопрос 3.…имеют морфемы:прист,кор,суф,оконч.. …не имеют морфем 4. …не изменяются 5.…имеют морфологические признаки …не имеют морфологических признаков 6.…являются членами предложения …не являются членами предложения Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет.
Науч совет: Мы провели наблюдение: слова какой части речи говорим чаще. - Ученые - лингвисты подтвердили, что части речи неравномерно употребляются в речи. «Частотный словарь русского языка» под редакцией Л. Н. Засориной даёт такую информацию о частоте употребления частей речи: Лидируют части речи: Имена существительные 24,9% На 1месте На 2месте Глаголы 15,9% 3 место занимают Местоимения 14,1% И далее соответственно Предлоги 11,5% Имена прилагательные 8,3% Наречия 7,9% Союзы 7,6% Имена числительные 1,1%
Слайд 10 В) Задание.3 – Установить, можно ли обойтись без служебных частей речи? В) Редактирование текста. 1 группа -Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст. Солнце … небу гуляло … … тучу забежало. Глянул заинька … окно, Стало заиньке темно. Наступила темнота, … ходи … ворота: Кто … улицу попал – Заблудился … пропал. Слова для справок: По, и, за, в, не, за, на, и. Солнце по небу гуляло И за тучу забежало. Глянул заинька в окно, Стало заиньке темно. Наступила темнота, Не ходи за ворота: Кто на улицу попал – Заблудился и пропал.
- Какие части речи помогли восстановить текст? - В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? (без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно) - Запишите в тетрадь правильный вариант 4. Итоги исследования Слайд 11 5. Рефлексия. 6. Информация о домашнем задании Образец эссе. Моя любимая часть речи- имена прилагательные. С их помощью я могу показать свое отношение к людям. « Какие вы умные, любознательные», - говорю я ученикам. А также рассказать и о своих чувствах. « У меня сегодня такое чудесное, замечательное настроение. Все ребята отлично подготовились к уроку». Прилагательные помогают мне точно описывать окружающие предметы. Маленький , пушистый ,полосатенький - и все понимают, что я говорю о котенке. Прилагательные! Вы мне - нравитесь! 2 группа Восстановите текст (по произведению Ершова «Конёк-Горбунок») Вечер …ночи собирался; …ночлег Иван собрался; Вдоль… улице идет, Ест краюшку … поет. … он поля достигает Руки … боки подпирает … … прискочкой … пан, Боком входит … балаган. Все по-прежнему стояло, … коней … … бывало; … игрушка-горбунок … его вертелся ног. Слова для справок: к, на, по, да, вот, в, и, с, словно, в, но, как ,не, у Вечер к ночи пробирался; На ночлег Иван собрался; Вдоль по улице идет, Ест краюшку да поет. Вот он поля достигает, Руки в боки подпирает И с прискочкой, словно пан, Боком входит в балаган. Все по-прежнему стояло, Но коней как не бывало; Лишь игрушка-горбунок У его вертелся ног,